Касса +7 (3012) 23-50-10

Армянский геноцид на бурятской сцене

Русский театр им.Н.Бестужева завершил 88 театральный сезон. Финальным аккордом театрального года стала премьера литовского режиссера Тадаса Монтримаса "Лунное чудовище" по произведению Ричарда Калиноски (пер.А.Попова).

Пьеса американского драматурга, написанная в середине 90-х прошлого столетия, долгое время шла на Бродвее, где пережила более ста показов, что для бродвейской сцены большой успех, и была переведена на 13 языков. Однако в России это только третья постановка.

С болью в душе жить невозможно

"Лунное чудовище" основано на реальных событиях: родители жены Калиноски, армянки по национальности, детьми стали свидетелями армянского геноцида в Османской Турции начала ХХ века. По сюжету именно в это же время главный герой пьесы Арам Томасян бежал с родной земли в Америку, спасаясь от участи, постигшей всю его семью, вырезанную турками. И сюда же он выписал себе жену – юную Сету, у которой в прошлом так же растерзанные родные. Здесь, на новой земле, он хочет начать новую жизнь и говорит: "моя жизнь она ведь только сейчас начинается".

Однако Арам не может изжить в себе боль. Ежедневно он молится на семейный портрет (все, что у него осталось), в котором он вырезал головы родных. И вместо лица отца он наклеил свою фотографию, а вместо матери – фотографию Сеты. И словно пытаясь заполнить пустоту в душе и дыры в сердце, оставленные турецкими ружьями, он поставил себе цель – заполнить оставшиеся пустоты новыми лицами. Дети становятся для него навязчивой идей, а жена – всего лишь средством.

– Арам, по сути еще ребенок, каким мы видим его в начале спектакля, прячется от пережитого ужаса за идеальной картинкой, которую он себе придумал: он мужчина, глава большой семьи. Он хочет стать таким, как отец, восполнить потерю, поэтому живет либо прошлыми страданиями либо будущими надеждами, но только не здесь и не сейчас. Поэтому и эгоистичен, жесток по отношению к Сете, он воспринимает ее как функцию. Но жизнь всегда сложнее, и отношения между мужем и женой гораздо многограннее, чем мы себе представляем, – говорит исполнитель роли Арама актер Артур Шувалов.

При внешней холодности и жесткости в актере чувствуется эта страстность, одержимость, мужская сила и в то же время проскальзывает детскость. И если Арам из рано повзрослевшего ребёнка превращается в мужчину, то Сета наоборот из юной и наивной девочки становится сильной, мудрой женщиной.

– Она просто счастлива, что осталась жива. Она в Америке со своим мужем, и все горести, которые свалились на нее в прошлом и сейчас, пытается смиренно принять, быть счастливой, пусть и поводов для счастья не так много, не зацикливаться на своих страданиях, – отмечает Анастасия Турушева. – Она понимает, что с болью в душе жить невозможно, и поэтому говорит: "Арам, ты не единственный в мире армянин, переживший большое горе". Нам бы всем поучиться у Сеты, как принимать своих близких такими, какие они есть, радоваться вещам, которые нас окружают, находить счастье в каждом дне.

Чудовища, мешающие счастью

Их костюмы отражают внутреннее развитие и смену времени в спектакле, так как мы наблюдаем за героями на протяжении 12-13 лет: с начала 20-х до середины 30-х годов. Здесь учтены силуэты, цветовые гаммы и детали, характерные для моды этого времени в Америке.

"Лунное чудовище" – это, конечно, история о молодых супругах, которые, несмотря на трудности, остаются вместе, учатся понимать друг друга, мириться с недостатками, любить и быть счастливыми. Но нельзя забывать контекст, в котором существуют герои, – а это первый геноцид ХХ века. Именно поэтому на афише спектакля изображено зернышко граната, как символ разбросанных по миру армян, как маленькая часть чего-то большого. Так и в спектакле частная история четы Томасян – это часть страшного армянского геноцида, в котором было убито по разным данным от 1 до 2 млн.человек.

– Говорят, когда умирает миллион, – это статистика, а когда один человек – это трагедия. Хотелось акцентировать внимание зрителей не на страшных событиях, а на драме отдельного человека. Тем более, что сама пьеса написана с легкостью, с юмором. Здесь важнее не кого-то обвинить в том, что случилось, а задуматься, почему так произошло, к каким последствиям привело и как живут после этого люди, – говорит режиссер Тадас Монтримас. – Важно не забыть то, что было. Ведь и сегодня вновь разворачиваются войны, вновь люди готовы стрелять в того, кто не той веры или национальности. А это всего лишь наши страхи, фобии, предрассудки, наши лунные чудовища, которые мешают нам быть счастливыми.

Сценография спектакля напоминает и фотослайд, мы смотрим на героев, словно на старую фотографию, в которой они существуют, и серую бетонную, полуразрушенную стену с дырами, в нише которой они пытаются создать свой уютный дом.

– История Арама и Сеты – это, с одной стороны, воспоминания одного из персонажей, а, с другой, у самих героев постоянно случаются флешбэки, когда они в своих рассказах возвращаются в те страшные события. Поэтому хотелось в сценографии отразить состояние ожившей в памяти картины из прошлого, – отмечает художник спектакля Кристина Войцеховская.

И если основная ниша – это воспоминания рассказчика, то дыры в стене-странице из фотоальбома – воспоминания главных героев, которые заполняются видеопроекциями, созданными Александрой Даниловой.

– Есть пространство, где живут герои, а есть пространство, где существуют их мечты, переживания, желания и несбывшиеся надежды. Как Арам пытается заполнить дыры на своей фотографии, так и эти дыры заполняются новыми смыслами, – говорит Александра. – Так появилась идея неродившегося ребенка, который живет в этом пространстве и рисует: сначала он набирает воду, потом расставляет краски, смешивает их, в это время у героев происходит нечто эмоциональное, рисует солнце, зеленую траву, дом, в котором жизнь бьет ключом, что придает больше трагизма тому, что происходит у Арама и Сеты.

"Лунное чудовище" – это история не только о войне, но в большей степени о любви, о семье, о счастье, которое доступно каждому, если только не превозносить свое горе на алтарь беды и не предаваться унынию. "Было и не было", – говорит герой. Жизнь продолжается.

 

Юлия Федосова, "Центральная" от 14.06.2017

Опубликовано:
2017-06-14 15:34:00