Ближе некуда

Опубликовано:
2017-12-27 11:14:00

В русской драме помянули титулярного советника: первая рюмочка – за счет заведения. В драматическом театре имени Бестужева прошла «Ночь в театре».

В 2013 году 17 театров Москвы впервые удивили публику акцией «Ночь в театре». Были организованы встречи с режиссерами, экскурсии, открытые репетиции, лекции, различные тренинги и театральные концерты. Необычная идея быстро прижилась и уже в 2014 году количество участников акции составило более 40 театров.

Спустя еще год «Ночь» стала всероссийской. Первая «Ночь в театре» в стенах нашего Русского драматического прошла 22 декабря 2016 года, в честь его дня рождения. Театр отмечал 88-летие. В нынешнем году мало что изменилось, и вновь — 22 декабря, но уже 89 лет, как сказал художественный руководитель театра Сергей Левицкий, «предъюбилейный возраст». Корреспондент «МК» в Бурятии» побывал на празднестве.

Билеты на «Ночь» были раскуплены очень быстро. Хотя стоит отметить, что даже эти слова не передают то, с какой скоростью опустели кассы, все раскупили за пару дней. И пусть билетов было всего 150, но стоили они недешево — 1200 рублей, цена, к слову, оправдана, масштаб подготовительной работы за гранью воображения обывателя. И, как справедливо отметил в тот вечер Сергей Левицкий, «вас здесь всего 150, но для вас работает в данную минуту чуть больше 100 сотрудников». Но оправдывают ли себя такие усилия? Пришедших разделили на 8 групп, пристроив к каждой гида — актера или актрису. Ночь началась…

Вспомнить все

«Ночь в Бестужевском» стала вечером приятных воспоминаний. Первая локация, которую нам предстояло посетить, — декорации самого неординарного спектакля сезона «Ричард III». Прямо перед нашими глазами стоял трон, обеденный стол, за которым Ричард убил свою жену Анну, на нем два бокала и большая бутылка шампанского, в углу висел тот самый плюшевый медведь, изображенный на афишах.

Под звуки музыки и выстрел пистолета появляется Ричард (Владимир Барташевич) и лорд Хестингс (Станислав Немчинов). После вступительной речи Ричарда, в которой он извиняется перед гостями за свое опоздание, актерами разыгрывается небольшая сценка, в которой кровавый король выбирает себе новую жену, ведь бывшую он убил. К сожалению, Надежду, так звали девушку из нашей группы, ждала та же участь. Смерть от руки Ричарда. Способ тривиальный, убита выстрелом из пистолета, спрятанном в спинке стула. Затем группу покидает мужчина, которого Ричард подозревает в измене. Его казнит на электрическом стуле одна из наемных убийц (Анастасия Турушева). Третью жертву Хестингс уведет за полупрозрачную ширму, где и расстреляет из автомата, и только брызги крови будут напоминать о преступлении, совершенном в этом жутковатом месте.

В конце речь Ричарда особенно впечатляющая, даже мурашки по телу. «К вам обращаюсь я, друзья мои. Вы знаете, кто враг ваш? Лень и скука, которые других не пустят на ночь в театре. Вы мирно спите, вас они ограбят, билеты на премьеру стащат, а сами в театр не пойдут. Все потому, что последний микрик им дороже, чем катарсис, который в финале испытывают зрители в слезах. Кто их ведет? Безвкусица и телек. Так давайте же поздравим мы друг друга с прекрасным днем рождения театра. А те, кто не пришли и поленились, весь год завидовать нам будут. Вы слышите: грохочут барабаны, вперед, дворяне, вперед. Вы, зрители, готовьте ваши телефоны и батарейку вы покрепче зарядите, пусть небо удивится, сколько фотографий мы сделаем сегодня на ночи в театре».

Второй локацией, где нас опять же встречали актеры, стало питейное заведение «У Винокурова», где проходят поминки по усопшим, старушке-процентщице и титулярному советнику Мармеладову. За барной стойкой гостей встречает трактирщик (Евгений Винокуров). Как того и требует Петербург XIX века, в трактире темно, из освещения только свечи, деревянные столы и лавки, трактирщик приглашает всех присесть и говорит: «Помянем титулярного советника. Первая рюмочка за счет заведения, все остальное согласно меню». Что удивительно, на столы действительно ставят самый настоящий самогон, а в меню есть квашеная капуста, соленые огурчики, сушеная рыба и даже пиво.

К слову, сама старушка Алена Ивановна (Нина Туманова) и Мармеладов (Леонид Иванов) все это время лежат на двух скамьях, изображая мертвецов. После первых поминальных слов, которые произносят зрители, они поднимаются со своих мест и устраивают самые настоящие танцы.

Третья локация была посвящена спектаклю-кабаре «Конец героя». Здесь Артур Шувалов в своем образе ведущего и Светлана Полянская устроили настоящее шоу-викторину. Суть в том, что зрителям предлагалось отвечать на вопросы, связанные с историей, жизнью и, конечно же, постановками театра. Пришлось вспомнить, что до февраля 1972 года Русский драматический располагался по улице Ленина, пока здание не сгорело. Что в 2009 году артисты наконец-то приобрели новый дом после долгих скитаний. Еще я узнал, что зал театра вмещает 648 человек зрителей и что главную роль в бурятском фильме «Буузы» сыграл Владимир Барташевич (раньше как-то не замечал).

Этому тоже здесь учат

Если говорить о секретах и мастер-классах, то уроки фехтования стали настоящим сюрпризом для мужской половины всех участников. Оказалось, что Дмитрий Панков не только заслуженный артист России и член труппы театра, но и тренер по театральному фехтованию. Слова песни «Шпаги звон, как звон бокала, с детства мне ласкает слух» — это про него. Не обошлось и без мастер-класса. Наука фехтования оказалась достаточно тонкой и непонятной. Постоянно нужно держать равновесие, спину не горбить, а главное, не напрягаться. Последнее дается с огромным трудом, да и, дорвавшись до оружия, хочется им махать как средневековый варвар и кричать: «В бой!». К счастью, все оружие бутафорское, а шпаги и рапиры сделаны таким образом, что даже при желании особо не поранишься.

Немного о «Крабах»

Уже второй год подряд обязательными гостями во время проведения «Ночи в театре» выступает Music Band «Krabы». Ребята известны тем, что пишут саундтреки для постановок русского драма. Их музыка к спектаклям «Фронтовичке», «Пьяные», «Конец героя» уже давно стала чуть ли не визитной карточкой всех премьер. Драйвовая музыка быстро ложится на слух, мотив запоминается и хочется танцевать. Но мало кто знает, что их шедевры рождаются прямо во время репетиций, режиссер рассказывает, о чем пьеса, о главных героях, их характере и привычках, а уже затем подбираются нужные аккорды. Стоит отметить, что во время спектаклей музыкантам подыгрывают актеры театра: на клавишах – актриса Аннета Овчинникова, за скрипку отвечает актер Иван Бузунов.

Бас-гитарист Роман Еманаков, по словам фронтмена группы Максима Филинова, и есть самый настоящий краб. «Вот кто в нашей группе действительно музыкальный краб. Вообще Рома классический гитарист, но играет на басах, а так он может работать на любом инструменте. За две недели научился играть на какой-то странной большой трубе (баритон)», — говорит Максим. А вот барабанщика в команде нет, зато есть очень красивая барабанщица Виктория Захряпина. Про нее лидер группы говорит, что у Вики роль на сопротивление, джазовым барабанщикам часто приходится играть не в своей привычной манере.

Театр всегда театр

Еще в этот вечер можно было покататься на сцене, в самом прямом смысле. Оказывается, она крутится, а отдельные части могут опускаться и подниматься. Как говорит наш гид – актриса Екатерина Белькова, всему, что происходит на сцене и со сценой, мы обязаны «мальчикам-монтировщикам».

— Так, конечно, их профессия называется работник сцены, но когда ты с человеком работаешь почти 24 часа в сутки, они все становятся «мальчиками-монтировщиками».

К слову, именно им удалось создать на сцене настоящий спектакль длительностью 8 минут без единого актера. С помощью музыки и одних только софитов (металлическая конструкция для подвеса осветительных приборов над сценой), их в театре 8 штук. Это была пластическая постановка металла. Если бы роботы могли танцевать, то это был бы вальс. Именно в такой момент понимаешь настоящий профессионализм людей, которые работали для тебя.

Описать всю «Ночь в театре» невозможно, каждый раз, вспоминая пережитое, будет появляться что-то новое, что прежде ускользало от тебя. Отвечая на вопрос, который прозвучал в самом начале статьи: «Оправдывают ли себя усилия 100 человек ради радости 150?», можно смело сказать: «Да». И пусть подобное представление проходит всего лишь один раз в год, оно того стоит.

 

Александр Курбаткин, «Московский Комсомолец в Бурятии», 27.12.2017

В ближайшее время спектакль не состоится, следите за афишей.