Касса +7 (3012) 23-50-10

Елизавета Михайлова: «Я стеснялась обнажаться»

Актриса Русского драматического театра имени Николая Бестужева о первой роли на большой сцене, Сергее Левицком и жизни в декрете.

Елизавета Михайлова - одна из самых молодых актрис ГРДТ, но в свои 25 лет она имеет уже солидный багаж из ролей, многие из которых были главными. Она - Сонечка Мармеладова в «Преступлении и наказании», Марта в «Пьяных», сестра Глэдис в «Он, она, окно, покойник», Зоя и Саша в «Фронтовичке»… Играет девушка и в грядущей премьере «Смерть Тарелкина» - роль, которой изначально не было у автора пьесы Александра Сухово-Кобылина. При этом актрисе даже пришлось раздеваться на сцене… Зачем? И вообще, каково это, не просто играть, а жить  напоказ? Об этом и многом другом узнаем лично от Лизы.

Актрисой маленькая Лиза Михайлова мечтала стать с детства. Крохотная светлокудрая девочка обожала вставать на стульчик и декламировать стихи. А если приходили гости, то их ждала обязательная программа с переодеванием и разными образами. В школе ни один концерт не обходился без её  участия. Поэтому, когда подросшая девочка выбрала профессию актрисы, никто не удивился. Уже в старших классах девочка начала готовиться к поступлению в академию культуры в Улан-Удэ. По совету знакомых она выбрала отделение режиссуры: «Говорили, что одним выстрелом убью двух зайцев: и актрисой стану, и буду уметь ставить спектакли». Но, проучившись всего год, девушка поняла, что работа постановщика культурных мероприятий ей совсем не подходит, и перевелась на «театральное». И вот она - полноправная актриса Русского драмтеатра.

Сегодня я жду Лизу около ее гримерки. На встречу опаздывает. Пресс-секретарь Юлия Федосова звонит актрисе, и я слышу в трубке, как торопливо извиняется запыхавшийся голос: «Прости-прости, ребенок плакал, я бегу».

Лизиной дочурке недавно исполнился годик, но молодая мама не усидела в декретном отпуске. Позже актриса признается: театр - это болезнь, от которой ее уже не вылечить.

Но вернемся в коридор театра. Из служебного входа пулей вылетает невысокая девушка с высоким «хвостом» на голове, в очках и распахнутой куртке. Я едва поспеваю за ней, и мы оказываемся в небольшой комнате, где актриса Елизавета Михайлова готовится к выходу на сцену.

Про дебют

Три года назад Лиза дебютировала на большой сцене театра в роли Эгле на спектакле «Диспут». Я хорошо помню ту премьеру. Погрузиться в атмосферу XVIII века и окунуться в море любовных переживаний предлагал Анатолий Баскаков.

Ярко-зеленая поляна с диковинными деревьями и аппетитными яблоками, журчащий ручей и старинный мост – все это создает впечатление, будто вы находитесь на другой, более совершенной планете. И на эту прекрасную землю выбегает молодая пара влюбленных дворян - Эрмиана и Принц - в исполнении Светланы Полянской и Станислава Немчинова. Между ними разгорается нешуточный спор: кто первый решился на измену, мужчина или женщина? В порыве страсти принц уверяет свою возлюбленную, что сможет перенести ее в момент, когда сотворился мир.

Оказывается, при дворе росли четыре «Маугли», воспитанные парой мавританских слуг. Кариз и Мезру воспитывали каждого ребенка в одиночестве, и ребята не видели людей, кроме своих воспитателей. В момент развития событий дети уже стали мужчинами и женщинами. И, по прихоти дворян, им впервые предстоит встретиться друг с другом, дабы наконец примирить спорщиков и показать, кто первый решится на измену.

Прекрасная Эгле в исполнении Елизаветы Михайловой впервые встречает белого мужчину, Азора, а тот, в свою очередь, поражен, увидев женщину. Между молодыми людьми моментально вспыхивает страсть, но им суждено испытание. Ведь через несколько часов им предстоит познакомиться с другими «Маугли»: Адин (Анастасия Турушева) и Мезреном (Владимир Барташевич). Эти двое тоже влюблены, но девушки решают отбить друг у друга возлюбленных, чтобы доказать «этой особе, что я прекрасней во сто крат». Что произойдет дальше, кто поддастся на искушение и первым решится на измену?

Казалось, что 20-летняя Лиза буквально создана для роли Эгле, а ведь и, правда, кто, как не вчерашняя студентка, мог настолько проникновенно показать стеснение, наивность и первую влюбленность неискушенной девушки? И Михайлова справилась с этим великолепно. Но сегодня Лиза признается, что за всей этой красотой и воздушной легкостью скрывалась титаническая усталость и... страх перед ролью. Ведь актеры вживую дрались,  ругались, таскали друг друга за волосы и оставались практически обнаженными.

- Это был мой дипломный спектакль, - вспоминает Лиза. - Партнера я впервые увидела на репетиции, и мне предстояло оказаться перед ним по пояс голой. Это было невероятно сложно. Но когда роль целиком захватила меня, я уже и не чувствовала стыда. Только драйв перед грядущей премьерой. В голове что-то щелкнуло: и я уже не Лиза, а Эгле.

Девушка признается, что репетиции давались ей тяжело: «Я приходила домой, и мама стаскивала с меня обувь».

«Беременные» роли

Но что усталость. Ведь Лиза даже чуть не родила прямо на сцене, потому что играть продолжала до тех пор, пока позволяли костюмы. В вы меня не увидите».

Уставшая от бешеного ритма, она мечтала варить борщ и стирать пеленки - узнать, что такое размеренная жизнь домохозяйки. Но продержалась меньше года. Сначала вышла в небольших ролях, а затем, отметив первый день рождения дочери, написала заявление, что возвращается в театр.

- Я думала, будет очень трудно: совмещать материнство и сцену, но оказалось, что моя дочь - источник вдохновения и силы, с ней мне легче работать. Я не знаю, откуда черпала энергию, когда ее не было со мной.

Девушка уверяет, что пока сидела в декретном отпуске, не испытывала ревности к своим ролям, отданным другим актрисам: «Нет, честно, я даже не лукавлю». «интересном» положении она выходит в роли монашки Фостер, с «пузиком», как говорит сама актриса, была ее Сонечка Мармеладова, Саша во «Фронтовичке». Но когда пришла пора становиться мамой, Елизавета заявила коллегам: «В ближайшие полтора года в театре.

Про подарки

А подарки – это вдохновение для актеров? Пожалуй, иногда. Ведь есть те, что западают в душу. Самым необычным подарком от поклонников своего искусства девушка считает шляпную коробку. В ней была записка со строками из «Маленького принца» Экзюпери: «Самое главное — то, чего не увидишь глазами».

Дарили громадные плитки бельгийского шоколада, охапки роз. Но самым милым презентом, который она хранит до сих пор, был сувенир, сделанный своими руками самым юным поклонником творчества Михайловой: 10-летний мальчиком. На одном из детских спектаклей молодой человек преподнес ей букетик бумажных цветов в баночке из-под паштета, которая отлично справилась с ролью забавной вазочки.

Про режиссеров

Но самое главное в театре – это сработаться с режиссером. За четыре года работы в театре Лиза успела поучаствовать в постановках нескольких мастеров. По своему опыту она заявляет: отсутствие понимания между актером и постановщиком – очень страшно: «У меня такое было. Ощущение, будто вытягивают из тебя все соки, ты выжимаешься весь и не чувствуешь удовлетворения от роли».

 Каждый раз, когда в театр приходят приезжие режиссеры, Лиза вздрагивает, вспоминая тот негативный опыт: «Ты осторожно ходишь, присматриваешься, по шажочкам сближаешься».

Так, с Сергеем Левицким Лиза познакомилась еще студенткой и... умудрилась поругаться с ним. Но сейчас все хорошо, о нем актриса с улыбкой говорит: «Крутой мужик».

О премьере

23 ноября Лиза готовится сыграть в премьере Сергея Левицкого «Смерть Тарелкина» по мотивам пьесы Александра Сухово-Кобылина. В комедии-шутке, как гласит анонс, жестко высмеивается произвол всякой власти, вымогательство, бюрократизм, взятки, глупость и жадность.

Лиза сыграет роль девушки, в которую влюблен квартальный надзиратель Расплюев – центральный персонаж пьесы. Его сыграет талантливый Владимир Барташевич. При этом героини Лизы вообще нет в произведении Сухово-Кобылина. Она добавлена в спектакль режиссером Сергеем Левицким, чтобы полнее показать и раскрыть образ Расплюева.

Как рассказывает актриса, по замыслу режиссера, девушка вначале отказывает Расплюеву, влюбившись и выбрав другого мужчину. Чего он не может пережить. А потом сама же станет жертвой его изменившегося мировоззрения и бесчинств, когда квартальный надзиратель поймет свою власть и возможность творить беззаконие. Ее роль еще раз подчеркивает процесс того, как внутренне меняется Расплюев. Сам Сергей Левицкий об этом персонаже рассказал так: «Это человек, не наделенный ни интеллектом, ни талантом, ни состраданием, ни милосердием, ни аналитическим умом, ни человеческим вниманием к другим. Дурак дураком, а дорвавшись до власти и возможностей влиять на жизни людей, он превращается в того самого вурдалака, которого ищет в Тарелкине. Мы наблюдаем мутацию человека в этих абсурдных обстоятельствах жизни».

 

"Традиция", 18.11.2018

Опубликовано:
2018-11-18 17:26:00