Касса +7 (3012) 23-50-10

«Людей здесь объединяет желание жить в лучшем мире»

В театре им.Н.А.Бестужева уже в третий раз при поддержке Министерства культуры Бурятии и Правительства РБ проходит творческая лаборатория «Территория РОСТа». Она расшифровывается, как «Растем, Общаясь с Театром», и направлена на детей и подростков.

Это «Территория» без назиданий и поучений, а импульс к творчеству и развитию фантазии. Благодаря именно этому проекту в Русском драмтеатре удалось поставить несколько детских и подростковых спектаклей на Малой сцене и привезти в Улан-Удэ известных современных детских писателей и драматургов.

В этом году творческая лаборатория особенная. Это работа над вербатимами, написанным по интервью с реальными улан-удэнцами, что станет основой эскизов документальных спектаклей. Вербатим позволяет получить прототип героя – его манера речи, повадки, привычки. Артисты театра брали интервью у самых обычных подростков Улан-Удэ, их родителей, старшего поколения - голос города и реальные истории его жителей.

Воплотить их на сцене предстоит трем приглашенным российским режиссерам: Егору Матвееву, Павлу Данилову и Донатасу Грудовичу. Специально для БМК они ответили на несколько вопросов: какой он современный подросток, и можно ли по собранным интервью судить о целом поколении? Отличается ли подросток Улан-Удэ от подростка столицы?Какая местная история их зацепила лично? Что дает участие в лаборатории, и почему нужно прийти на "Территорию РОСТа"?

Егор Матвеев

Московский режиссёр, автор проектов в Театре Наций, Центре им. Мейерхольда, Театре 18+, на фестивале «ТERRITORIЯ» и других. Педагог GOGOL School. Окончил режиссёрский факультет ГИТИС (мастерскую Е. Каменьковича и Д. Крымова) и факультет журналистики МГУ им.Ломоносова (международное отделение).

– Скажу больше, мы исследуем не только молодое поколение Улан-Удэ, речь о всей стране. Вообще-то хочется провести общенациональное исследование, ведь очевидно, что молодёжь слишком разная, а точных цифр нет. Кто из подростков более образован, кто менее, какой у них уровень политизированности, что сейчас популярнее – командные или индивидуальные виды спорта. Это интересно и важно.

– Думаю, люди сегодня в принципе различаются сильнее, чем 10-20-30 лет назад. С одной стороны, открыт мировой запас информации в интернете и стало проще сменить место жительства, сделать уникальный, ни на что не похожий выбор. С другой, людей объединяют особенности жизни в конкретных регионах, культурные и возрастные коды. Есть шанс, что с приходом глобализации всё это смешается и нас действительно ждёт «конец истории», великое единение народов и поколений.

– Честно скажу, есть эпизоды в большинстве историй нашей лаборатории, в которых человек каким-то парадоксальным образом реагирует на произошедшие с ним хорошие и плохие вещи. Например, на смерть близкого человека. Или какой-то политический, гражданский конфликт. На столь ярких примерах ты видишь, что мнения людей и их реакции сильно отличаются, удивляют тебя, да и для самого человека они могут быть сюрпризом.

– Я лично жду, что из собранного материала получится собрать что-то цельное, протянуть нить общего смысла, пока точно не понимаю какого именно... Похоже, что всех людей, давших нам интервью, объединяют по-настоящему гуманистические воззрения, т.е. желание жить в лучшем мире не только для себя, но и для всех вокруг. Прийти в театр Бестужева и посмотреть наши опыты нужно хотя бы потому, что такое не в рафинированном экспериментальном пространстве происходит достаточно редко. Чем дальше находишься от избалованной столицы, тем чаще нужно идти на эксперименты, расширять границы, узнавать то, чего ты не знал о своих детях, о родителях или даже неохотном знать. Чтобы найти связь.

Донатас Грудович

Режиссер, актер театра и кино, перформер, сценарист, дизайнер одежды, художник. Работал с такими площадками, как «Гоголь-центр», «Театр.doc», театр «Практика», Центр им.Мейерхольда, «Платформа» К.Серебренникова, площадками современного танца ЦЕХом (г.Москва), street-art галереей Protvor (г.Санкт-Петербург). Участвовал в фестивале «BURNING MAN» США и Эдинбургском театральном фестивале. Со своими проектами неоднократно был хэдлайнером фестиваля современного искусства FORMA и рэйв-карнавала «MIDSUMMER NIGHT DREAM». Снимался в фильмах Валерии Гай-Германики («Все умрут, а я останусь») и Бориса Хлебникова («Пока ночь не разлучит нас»).

– У нас не только подростки, в интервью есть еще и отношение взрослых людей к подросткам, поэтому какой-то срез в любом случае получился. Подростки все разные, и среда очень сильно влияет на восприятие реальности. Да, любая информация есть в открытом доступе, но не обязательно, что ты ею воспользуешься. Как говорят, можно дать хорошее образование, но не факт, что ты его получишь.

– Те подростки, интервью, с которыми у нас есть, по речи не отличаются от их ровесников Москвы, а по мировоззрению... оно у всех подростков своеобразное, в чем-то интересное, в чем-то заурядное, сложно вычленить, но какие-то интересные мысли я для себя почерпнул.

– Мой спектакль про Ностальгию и про фейки. Фейк – это ведь не только фальшивый аккаунт в соц.сети, это и суррогат, который рождает человеческое сознание, ложное восприятие, в том числе и современные технологии. Я делаю немного «Сказку о потерянном времени», потому что этот советский фильм 1964 года считаю шедевром идеологически четкого проекта для молодежи, его нужно заново поставить и даже переснять, может, когда-нибудь сниму ремейк, приквел или сиквел... В спектакле это будет такое перформативное пространство – пространство размышления. Подобные жанры всегда являются своего рода медитацией. Кино конечно имеет больший охват, чем театр. Но чем кино хуже? Кино – это событие, которое уже произошло, театр – это событие, которое происходит здесь и сейчас, а перформанс, он происходит прямо здесь, прямо сейчас и прямо с тобой, – все являются собой, а не какими-то там персонажами. Это живой текст из интервью людей, живущих рядом с вами. Мы хотим, чтобы вы услышали друг друга, а я только посредник.

– Я вообще в Бурятию давно хотел, на Байкал приехать. Вдруг вечером пару дней назад звонит Вася Березин и говорит, что надо срочно приехать в Улан-Удэ. И на следующий день я уже тут. Просто затянуло из Москвы сюда вдруг воронкой. Я трудоголик. Мне нравится просто что-то делать, особенно если это актуально для региона и люди получают какой-то апгрейд. Я занимаюсь в последнее время спектаклями, похожими на вечеринки. Поэтому я буду стараться сделать, чтобы не было скучно. Те жанры, которые я заявил – это: «Психоделический КВН» и «Бытовой Сюрреализм», – потому что реальность вокруг нас в последнее время стала крайне странной, но мы уже не замечаем этих странностей, а в КВН добавил долю психологии и психоделики потому, что важнейшим из искусств для нас является скетч-шоу – как наиболее удобное для восприятия зрителя.

Павел Данилов

Режиссёр спектаклей: «Планета Кандинский», выполненный совместно с мастерской И.Я.Золотовицкого и С.И.Земцова на базе учебной сцены школы-студии МХАТ, «Пилорама Плюс» в Центре Театрального Мастерства (Нижний Новгород), «Олимпия» по пьесе О.Мухиной в Центре им.Вс.Мейерхольда, выпущенный совместно с «Июльансамбль» (9-я студия МХАТ, Москва), и других постановок. Участник фестивалей: «Театральное будущее России – 2016», «Pro Contra – 2016» в г. Щецин (Польша), Володинского фестиваля «Пять вечеров» в Санкт-Петербурге, «Клин11», «Любимовка», фестиваля молодой драматургии в Новом пространстве Театра Наций (эскиз спектакля «Как я потерялся в Ашане» А.Журиной).

– Подросток – это не какой-то возраст, мы говорим о состоянии молодости. Я читаю одну занимательную книжку, она была написана еще в 30-х годах, там есть такая мысль, привожу не дословно: «человек молод, пока он обучает свой мозг, пока он не играет в мастера-фломастера, который знает все, а постоянно учится и открыт для новой информации». Мне эта мысль нравится, я считаю, что она правильная. Так получилось, что в вербатимах представлены люди разного возраста с разным отношением, не только подростки, но все их истории про наше отсутствие коммуникации. У нас не получается найти Человека в человеке. Чтобы быть Человеком, недостаточно быть просто человеком, нужно найти его в себе. Если говорить о теме подростков, то родители либо бросают ребенка, и он растет сам по себе, или же постоянно вдалбливают, что и как он должен делать. А важно понять, чего хочет ребенок, поговорить с ним, но нам всем лень. И вот эта коммуникация отсутствует.

– Среда обитания она влияет, но в целом мировоззрения подростков, живущих в Улан-Удэ или Москве, не отличаются. Есть нюансы, на которые как раз и влияет среда, но принципиально нет.

– Мне нравятся все истории, мы выбрали те, которые нам симпатичны, поэтому у меня нет такой, на которой я скучаю, они равноценны. Я думал, что все знаю про подростков, но я слышу от них много здравых мыслей, которые беру в свою копилочку, я учусь, слышу их вербатимы, и они в меня попадают. Например, сейчас мне студентка из Москвы прислала историю про собаку. Семья, у них старая и больная собака, они решили ее усыпить, после всего врач, увидев, что ребенок не проронил и слезинки, подошел к мальчику и спросил, знает ли он, почему собаки живут меньше людей. На что мальчик ответил: «Конечно, знаю. Люди приходят в этот мир, чтобы научиться любить. А собаки это сразу умеют, потому им не требуется так много времени». Это сказал 10-летний ребенок. Такие мысли, которые у них звучат как-то мимолетно, случайно, являются для меня откровением, какой-то правдой.

– Занимаясь с артистами, я попробую сегодня быть Человеком, и эта лаборатория принципиально важна. Мы в нашей компании пытаемся открыть что-то в себе. Мы не можем открыть этот мир в ком-то другом, но через себя, мы как некие усилители, можем быть человечнее. И если в нас что-то произойдет, возможно кто-то из зрителей это тоже увидит. На показы нужно прийти для того, чтобы принять в этом участие, не прийти и посмотреть, а принять участие, чтобы быть Человеком.

Напомним, в театре приступили к подготовке эскизов документальных спектаклей, показы которых пройдут 26 и 27 апреля.

 

«Байкал Медиа Консалтинг» от 25.04.2018

Опубликовано:
2018-05-01 12:29:00