«Мы делаем невозможное»: Тайны Русдрама в Улан-Удэ на сцене и за кулисами

Опубликовано:
2018-12-21 17:55:00

«Байкал-Dailу» показывает работу огромного коллектива театра, который отмечает 90-летие.

«Театр – это моя жизнь» – именно эту сакраментальную фразу произнесли почти все сотрудники Государственного Русского драматического театра имени Бестужева во время прогулки по закулисью.

Меньше двух недель осталось до Нового года - за это время Русдрам зарядит нон-стоп праздничных постановок. Это грандиозная «Ночь в театре», и по пять постановок в день для детей на малой и большой сцене «Самый лучший подарок» и «Кот в сапогах».

За красивыми нарядами на сцене, улыбками и поклонами кроется титаническая работа всего театра – это 180 сотрудников. Декорации, костюмы, бутафория, свет, пластика, игра - это лишь малая часть айсберга. «Байкал-Dailу» рассказывает о работе и жизни сотрудников театра, и чем, собственно, для них является сам театр, который в этом году отмечает своё 90-летие.

 «Феи и домовые» театра

Доброй волшебницей театра является заведующая костюмерным цехом Лидия Николаевна Примакова, она проработала в театре 36 лет. У неё в цехе находится 11 тысяч костюмов. Она знает каждый костюм до шнурков, помнит, кто и когда его одевал.

- Театр больше как родной дом стал, всё время здесь находимся, стараемся актёрам помогать, подобрать костюмы, чтобы выразить их роль, - говорит Лидия Николаевна.

Заведующий электроцехом Александр Бирюков - это самый настоящий театральный домовой, он всегда в театре.

- Когда бы ни пришёл в театр, он всегда здесь. Он знает, как выстраиваются по свету все спектакли. Это человек, который всё своё время отдаёт работе. Он очень скромный, за 4 года я так и не уговорила его на интервью, - рассказывает пресс-секретарь Русдрама Юлия Федосова.

Действительно, как только Александр увидел нас с фотоаппаратом, сразу же засмущался и поспешил уйти на другую площадку для работы со светом.

Заведующего художественно-декорационным цехом Виталия Артемьева и художника-декоратора Игоря Доржиева мы застали за чаем. У ребят выдалась свободная от работы минутка, и они решили перекусить, но всё же согласились побеседовать с нами.

- Очень часто бывают такие случаи, когда покрасишь нужный предмет в один цвет и нужно потом ещё несколько раз перекрашивать в другие цвета. Нужно иметь выдержку, чтобы не разозлиться, не разругаться, что к тебе во второй раз пришли, и ты делаешь работу повторно, - отметил Игорь Доржиев.

Объединение творческих людей

Следующим пунктом было знакомство с типографией и её заведующей Татьяной Соболевой. Она работает в театре уже 10 лет и признаётся, что попала сюда совершенно случайно и ни разу не пожалела о своём выборе. Именно она создаёт уникальные пригласительные билеты для премьер спектакля.

- Мне здесь очень хорошо. Замечательно делать такие вещи, когда люди этим восхищаются. Ты делаешь вклад в то, что интересно. У нас командная работа, идёт мозговой штурм и, в конце концов, всё получается, - говорит Татьяна Соболева.

Русский драматический театр это объединение творческих и разных людей, где все друг за друга болеют душой, переживают. Все знают, у кого какие сложности, проблемы и стараются помогать.

- Не каждый театр может похвастаться таким семейным отношением. Всегда все вместе, - отмечает Юлия Федосова.

Светооператор Мунко Цыренжапов работает в театре почти 6 лет. В его работе главное – всегда быть на чеку, следить за каждым движением актёров, их диалогами, а в нужный момент создавать соответствующую световую обстановку.

- Мы читаем сценарий, следим за пьесой, ловим фразу, момент, когда нужно, даём затемнение. Во время спектакля очень внимательно следим за происходящим, - говорит Мунко. - Мне моя работа нравится, я люблю театр. Мне нравится коллектив, артисты и те постановки, которые мы ставим. Я рад, что судьба меня свела с этими людьми.

Во время спектаклей не обходилось и без ЧП. По словам Мунко, были такие моменты, когда отключался пульт, и во время спектакля полностью гасла сцена.

- Здесь надо собраться и быстро среагировать. Мы подручные средства и пушки использовали, - рассказывает светооператор.

 «Это как наркотик»

Постоянно кипит работа в гримёрках актёров – они разучивают диалоги, примеряют новые образы и готовятся к спектаклям.

Народный артист Бурятии Сергей Васильев поделился с «Байкал-Dailу» своими любимыми постановками и героями. Для него это «Свободные бабочки», «На дне», «Бальзаминов» и другие.

- Когда я был молодой, играл любовников, сейчас играю подлецов. Как мне сказали: «Таких подлецов, которых ты играешь, другой никто сыграть не может». В каждом человеке есть и хорошее и плохое. Поэтому я и в подлецах пытаюсь найти что-то хорошее, а в хороших что-то такое неприятное, - говорит Васильев. - Ходить надо в театр, это единственное что осталось. В театре бывает очень интересно.

Актёр Владимир Барташевич в театре около шести лет. Как признаётся сам Владимир, для него театр уже стал родным домом. Среди своих любимых постановок он назвал «Ричарда III», «Фронтовичку», «Пьяные», «Волки и овцы».

– Это – то единственное, чем ты можешь и чем ты хочешь заниматься, без этого уже наверно жить невозможно. Это своеобразный наркотик, - признаётся Владимир Барташевич. - На самом деле ты не пропадёшь, много чем можешь зарабатывать деньги, но без театра… Это твоя профессия и твоя жизнь.

Актёр отмечает, что о «Золотой маске» грезил, когда учился на третьем курсе. Сейчас для Владимира интереснее поработать с какими-то культовыми режиссёрами в театре и кино.

- Не работать с ними всегда, а прикоснуться. Ради нового опыта, просто интересно. Каждый режиссёр, это отдельный космос, это отдельный мир и хочется просто узнать что-то новое, расширить кругозор, - говорит Владимир Барташевич.

Актёр Артур Шувалов в Русском драматическом театре уже 10 лет. Он также отмечает, что сцена стала для него воздухом и зависимостью.

- Можно сказать, что треть жизни провёл в театре. Как правило, мы здесь находимся с 10 утра и до 10 вечера во многое время. Мы просто не сможем без этого жить, театр это наркотики, ты попробовал один раз и всё, - смеётся Артур Шувалов.

Какой-то один спектакль Артур выделять не стал, с любовью говоря, что у него все любимые постановки. За все годы работы в театре у него уже сохранился целый ящик текстов с диалогами своих героев.

- Все эти тексты в голове одновременно не укладываются, повторяешь. Целый ящичек текстов и они уже туда не входят, - говорит Артур Шувалов.

 «Мы здесь живём»

Свой десятый сезон на сцене в Русдраме проводит актриса Лиана Щетилина. Она, как и Артур не выделяет любимую постановку, отмечая, что просто любит своё дело.

- Просто есть классные спектакли, в которых интересно играть и выходить на поклон, понимая, что ты хорошо сделал своё дело, - сказала Лиана.

Актриса театра Анастасия Турушева театр называет любовью, любовь которую она вырабатываю для зрителя, а он ей посылает эту любовь в ответ.

- Для меня театр это дом, в прямом смысле, мы живём здесь. Я не смогу пока променять это место на другое, - с трепетом говорит Анастасия.

В мечтах Анастасии, что постановка «Любовь людей» перенесётся из Молодёжного театра в Русдрам. Молодая же актриса Елена Ербакова мечтает о «Золотой маске» для театра, который называет своей семьёй.

Любовь к театру

Ювелирную работу выполняют те, кто создаёт грим, костюмы, парики, бутафорию. Это профессионалы, которые создают безупречный образ для актёра и делают атмосферу на сцене.

В гримёрно-пастижёрном цехе «дирижирует» процессом больше 30 лет заведующая Гульниса Трунова, вместе с ней трудятся два художника-гримёра Вера Черепанова и Анастасия Кочешева. Мы застали их за подготовкой париков к новогодним спектаклям.

- Любовь к театру это и жизнь и всё вместе. О профессии могу сказать, что она очень интересная, даже ювелирная. Бывает, что ты делаешь усы и одна сторона получилась хорошо, куда-то отвлёкся, собрал актёра, а пришёл и забыл уже как закручивал, - делится Гульниса Трунова.

По словам заведующей цехом - ты растворяешься в этой работе, а по-другому здесь никак.

- Бывают споры, поиски, репетиционный процесс. А когда проходит спектакль, вы с актёрами друг друга поздравляете с премьерой, с успехом, с удачей. И ты счастлив в том, что какую-то крупицу вложил в этот спектакль, в образ актёра, что ты им помог, - с улыбкой на лице говорит Гульниса Трунова.

Художник-гримёр Анастасия Кочешева работает в театре 4 года, и хотя, может сделать практически невозможное, ей постоянно кажется, что ничего не получается. И каждый раз она стремится к идеалу.

- Здесь очень хорошо подходит выражение: «Я ничего не умею, но всё могу». Вот это именно к нашей работе относится. Мы можем даже невозможное, если надо будет – сделаем, - смеётся Анастасия.

 «Делаем вещи, которых не существует»

В пошивочном цехе работа была в разгаре, поэтому мастера не успевали даже голову поднять от швейной машинки. Зато удалось поговорить со старшим билитёром-контролёром Людмилой Васильевной.

- Мы работаем на зрителя и для зрителя. Конечно, хотелось встретить зрителя, чтобы он приходил, желал приходить к нам в театр, показать ему красоту театра, встретить красиво и чтобы он остался доволен спектаклем и обслуживанием, когда уходил от нас, - говорит Людмила Роголева.

Настоящие чудеса творит заведующая бутафорским цехом Светлана Пузакова. Создавать большие и маленькие шедевры ей помогают её талантливые дочь и сын.

- Мы делаем такие вещи, которых в природе иногда не существует, придумываем, смотрим, разговариваем с художником и режиссёром. Материалы используем все, которые существуют. Клеёв только 10 видов – это ткани, пластики, даже металл, разные пенки, строительные материалы. У нас часто бывает, что-то, чего вообще не было заявлено на площадке, а художник смотрит и понимает, что это нужно. И практически за день до сдачи делаем с нуля нужный предмет, - говорит Светлана.

Заведующая реквизиторским цехом Юлия Брагина рассказала, что во всех спектаклях, артисты пользуются каким-то реквизитом. Есть реквизит исходящий, который используется на сцене один раз. Это может быть конфетти, хлопушки, продукты.

- Если есть необходимость, мы готовим и накрываем на стол. К примеру, курица в спектакле «Смерть Тарелкина» была самая настоящая и он так её со вкусом ел. Алкоголь мы заменяем. Водка – это вода, коньяк – это чай, вино можем заменить каким-то соком, - раскрывает секреты Юлия Брагина.

Во время экскурсии по закулисью мы не заметили ни одного человека, сидящего без дела. Актёры с энтузиазмом репетировали и танцевали, монтажёры устанавливали декорации и свет, в типографии печатали новые буклеты и новогодние поздравления, рекламный отдел трудился над привлечением зрителей в театр. Одним словом, все были заняты общим делом.

 

Татьяна Яковлева, "Байкал Дэйли", 21.12.2018