О чем говорит Улан-Удэ

Опубликовано:
2018-05-03 10:54:00

26 и 27 апреля на Малой сцене Государственного русского драматического театра прошли показы эскизов документальных спектаклей, поставленных в рамках творческой лаборатории для детей и подростков «Территория РОСТа. Год третий».

Спектакли в рамках данной программы проходят при поддержке Правительства Республики Бурятия и Министерства культуры Бурятии. Доброй театральной традицией стало проведение в Русском драмтеатре проекта-творческой лаборатории для детей «Территория РОСТа». В проекте всегда участвуют молодые, интересные и смелые режиссеры из разных городов России. Этот проект новаторский, а потому только здесь можно увидеть и насладиться такими же новаторскими работами.

Докричаться до друг друга

Для участия в лаборатории в этом году приглашены молодые российские режиссеры Егор Матвеев, Павел Данилов и Донатас Грудович. В основу их работы легли технологии вербатима. Это значит, что материалом для спектаклей послужили интервью с самыми разными жителями города: подростками, родителями, представителями старшего поколения. Темы разные, но главное - актуальные и многогранные: общение в социальных сетях, патриотизм, одиночество, трагедии в Кемерово и в Сосновом бору. Получился своего рода голос города и его реальные, непридуманные истории, которые режиссеры должны были всего за десять дней воплотить на сцене. Именно сжатые сроки подготовки и свобода выбора жанра и формы позволяют именовать эти постановки не полноценными спектаклями, а эскизами на сцене.

26 апреля прошел первый показ такого эскиза в рамках лаборатории. Режиссером выступил Донатас Грудович.

Донатас Грудович – режиссер, актер театра и кино, перформер, сценарист, дизайнер одежды, художник. Работал с такими площадками, как «Гоголь-центр», «Театр.doc», театр «Практика», Центр им.Мейерхольда, «Платформа» К.Серебренникова, площадками современного танца ЦЕХом (г.Москва), street-art галереей Protvor (г.Санкт-Петербург). Участвовал в фестивале «BURNING MAN» США и Эдинбургском театральном фестивале. Со своими проектами неоднократно был хэдлайнером фестиваля современного искусства FORMA и рэйв-карнавала «MIDSUMMER NIGHT DREAM». Снимался в фильмах Валерии Гай-Германики («Все умрут, а я останусь») и Бориса Хлебникова («Пока ночь не разлучит нас»).

Московский режиссер с белорусскими корнями сумел создать необыкновенную трагикомедию на извечную тему непонимания между отцами и детьми.

Его показ в жанре вербатима отличился феерией, неповторимой и так узнаваемой атмосферой. Нестандартное и неожиданное решение эскиза заключалось в том, что тема социальных сетей на сцене переросла из отдельных монологов героев в историю о потерянном времени. В основе действия на сцене легли мотивы советского фильма «Сказка о потерянном времени» 1964 года.

Здесь присутствовала тема подростковой вовлеченности в мир интернета, истории о виртуальной любви и дружбе, истории о вечной молодости, когда герою 60 лет, но в душе он остается 17-летним юношей.

Сложные взаимоотношения взрослых с подростками были продемонстрированы подходом обличения героев. Когда сквозной персонаж всего действия среднестатистическая женщина лет 40, имеющая детей-подростков пытается запретить молодежи интернет. Она, как отголосок всей советско эпохи, демонстрирует желание старшего поколения покопаться в душах современной молодежи и отыскать там вечные простые ценности, которые прививались еще их дедам через пионерию.

Эскизы или по-другому документальные спектакли в жанре вербатима, предполагают полное копирование слов, жестов, мимики, манеры речи героев из жизни актерами для передачи образа получившегося персонажа. Присутствующая на показах молодежь – студенты и школьники – отметили, что образы были настолько похожи на встречающиеся в их жизни, что история приобретала для каждого личный контекст.

Художественный руководитель театра Сергей Левицкий назвал отсутствие коммуникации между детьми и взрослыми главной проблемой современной жизни.

«Это не проблема эскапизма, мы просто не хотим друг друга услышать и понять. Лаборатория же призвана найти эти точки соприкосновения», - подчеркнул Сергей Левицкий.

«Власти могут делать, что угодно, но если они отнимут интернет, страны не будет. И тогда мы не сможем воровать у детей их детство», - ключевая фраза всей постановки звучит лишь однажды со сцены, зато достигает своей цели и врезается в умы зрителей.

Сергей Левицкий сказал об этом так: «Мы воспитываем своих детей, пытаясь перфокарту, флоппи-диск запихать в айфон. Это нереально. Все другое. И нужно засунуть, куда подальше этот флоппи-диск, и понять, в чем суть айфона».

Режиссер Донатас Грудович про свою работу сказал очень емко: «Нужно какой-то social house сделать, куда люди могут приходить, проводить вместе время. Надо сделать так, чтобы людям стало интересно, не вот эти там аниматоры в дурацких костюмах, которые бегают и в никому не нужные игры играют, это должно быть интересно».

Донатас Грудович известен своими танцевальными субботниками, тематическими спектаклями-вечеринками. Он отметил, что этого людям сегодня не хватает, а потому это так востребовано. Не хватает именно общения и полезного развлечения. Искусство и диалог – это и есть способ заставить людей общаться вне гаджетов.

Постановка на сцене Русского драмтеатра в Улан-Удэ была психоделическим кэвээном. Таким же жанром окрестили и постановку другого режиссера – Егора Матвеева.

Мир глазами другого человека

26 апреля также прошел показ эскиза современного режиссера Егора Матвеева.

Егор Матвеев – московский режиссёр, автор проектов в Театре Наций, Центре им. Мейерхольда, Театре 18+, на фестивале «ТERRITORIЯ» и других. Педагог GOGOL School. Окончил режиссёрский факультет ГИТИС (мастерскую Е. Каменьковича и Д. Крымова) и факультет журналистики МГУ им.Ломоносова (международное отделение).

В этом спектакле задействовано интервью подростков от 14 до 20 лет, а также двоих взрослых людей. Задача Матвеева была включить интервью в определенную сцену. Режиссер не переписывал речь, лишь создал из нее то, что видели зрители.

«На что у меня откликнулись эмоции, то я и перенёс на сцену. В вашем городе я бы отметил старинные здания начала 20 века и деревянные постройки зодчества 19 века. Этим можно любоваться», - рассказал Егор Матвеев.

27 апреля свой эскиз на суд зрителей представлял Павел Данилов. Он также создал постановку в жанре вербатим.

Павел Данилов – режиссёр спектаклей: «Планета Кандинский», выполненный совместно с мастерской И.Я.Золотовицкого и С.И.Земцова на базе учебной сцены школы-студии МХАТ, «Пилорама Плюс» в Центре Театрального Мастерства (Нижний Новгород), «Олимпия» по пьесе О.Мухиной в Центре им.Вс.Мейерхольда, выпущенный совместно с «Июльансамбль» (9-я студия МХАТ, Москва), и других постановок. Участник фестивалей: «Театральное будущее России – 2016», «Pro Contra – 2016» в г. Щецин (Польша), Володинского фестиваля «Пять вечеров» в Санкт-Петербурге, «Клин11», «Любимовка», фестиваля молодой драматургии в Новом пространстве Театра Наций (эскиз спектакля «Как я потерялся в Ашане» А.Журиной).

Спектакли- эскизы, поставленные в рамках лаборатории «Территория РОСТа. Год третий», войдут в постоянный репертуар Малой сцены ГРДТ. Поэтому каждый в будущем сможет ими насладиться.

 

Ольга Степаненко, «Молодежь Бурятии», 03.05.2018

В ближайшее время спектакль не состоится, следите за афишей.