Питерские гастроли

Опубликовано:
2017-02-15 00:18:00

«Осенний марафон» Русского драмтеатра показали в родном городе автора. Коллектив Государственного русского драматического театра им.Н.А.Бестужева7 февраля улетел в Санкт-Петербург. 8 февраля на одной из театральных площадоккультурной столицы страны театр из Бурятии показал премьеру этого сезона – спектакль Сергея Левицкого «Осенний марафон». О том, как прошли гастроли и почему именно этот спектакль был презентован питерской публике в материале «МБ».

«Осенний марафон»: единственный на сцене

Русский драмтеатр участвовал в XIII Всероссийском театральном фестивале имени драматурга Александра Володина «Пять вечеров». Фестиваль проходил на разных театральных площадках города на Неве с 6 по 12 февраля.

И это не первая поездка «бестужевцев» в Санкт-Петербург. В ноябре театрпривез «Фронтовичку» в рамках «Дней культуры Улан-Удэ в Москве и Санкт-Петербурге». После успешного выступления театральный критик и директор «Петербургского театрального журнала» Марина Дмитревская пригласила Русский драмтеатр посетить февральский фестиваль. Участие Русского драмтеатра стало возможным благодаря содействию Министерства культуры Бурятии и лично поддержке министра культуры Тимура Цыбикова.

Володинский фестиваль проводится с 2004 года «Петербургским театральным журналом». На шести городских и областных площадках было показано 10 спектаклей из шести городов России. В этом году постановки по произведениям петербургского поэта и драматурга Александра Володина представлены двумя названиями – «С любимыми не расставайтесь» и «Осенний марафон». Причем «С любимыми не расставайтесь» представили сразу два театра, а вот «Осенний марафон» представил только театр им.Н.А.Бестужева.

В Улан-Удэ премьера спектакля «Осенний марафон» прошла 23 сентября 2016 года.

Тогда, по словам режиссера спектакля, художественного руководителя Русского драмтеатра Сергея Левицкого, на решение представить «Осенний марафон» улан-удэнской публикеповлиял одноименный фильм Георгия Данелии, ставший классикой советского кино. Главные роли в нем сыграли Олег Басилашвили, Наталья Гундарева и Марина Неелова. Ироничная кинокартина о человеке, который хочет быть хорошим для всех, при этом постоянно загоняет самого себя в угол и делает больно тем, кто его любит, по словам Сергея Левицкого, «попала» в него и зацепила своей гениальностью». Но, конечно, постановка на театральной сцене и фильм – совершенно не схожие творения.

«Осенний марафон» – это философская комедия о человеке, существующем «на разрыв». Главный герой Андрей Павлович Бузыкин разрывается между женой и любовницей, принципами и жалостью, обязанностями и желаниями, забывая в этом забеге длиною в жизнь о самом себе. Именно на несоответствие, внутреннюю неустроенность героя, борьбу с самим собой был сделан акцент в сценическом решении спектакля. Спектакль полюбился зрителю не только благодаря актерской игре, но и необычному выбору декораций. Художник-постановщик Кристина Войцеховская на сцене театра им.Н.А.Бестужева смогла воссоздать в миниатюре Ленинград 70-х годов с его красивейшими домами, разводными мостами и каналами. Герои существуют в этом пространстве, словно великаны. Прекрасная архитектура города используется, как предметы мебели или в качестве бытовой техники, тем самым воплощая идею режиссера. Еще одна находка данной постановки – демонстрация происходящего на сцене на телеэкране. Этот прием погружает зрителя в атмосферу кинотеатра, позволяя уловить детали, ощутить себя внутри спектакля.

О том, как оценили задумку режиссера и художника сами петербуржцыактеры и режиссер рассказали «Молодежь Бурятии».

Елена Заиграева, исполнительницы роли Нины: «Дорога, конечно, долгая, и пять часов разницы ощущались. Мы были усталые, сонные, но тем не менее собрались и отыграли спектакль, мне сложно судить, как он прошел. Но был полный зал, зрители реагировали на шутки, долго аплодировали, дарили цветы. Мы сделали все, что от нас зависело, постарались максимально собраться. Наша постановочная группа совершенно уникальная, потому что некоторые не спали сутки, а кто-то и двое, готовили свет, декорации, звук. Я очень нервничала, так как знала, что в зале будут мои коллеги, друзья, родственники (Елена долгое время работала в Санкт-Петербургском театре – прим.авт.). Мои друзья-актеры, живущие в Петербурге, отметили, что у нас очень сильная труппа, яркие и индивидуальные актеры.

 Алена Байбородина, исполнительница роли Лены, дочери Бузыкина: «Было ощущение, что мы играем у себя дома. Было спокойно, легко, мягко. Это ощущалось и по реакции зрителей, которые тепло нас приняли, и по самой сцене, которая нам уже знакома – именно здесь, в Балтийском доме, в ноябре мы показали «Фронтовичку» в рамках прошедших «Дней культуры в Санкт-Петербурге». Мы уже знали, какой здесь зал, какая акустика, не путались в коридорах. Поэтому страха не было, и это помогало сконцентрироваться. У театральных критиков мнение о спектакле было разное. Но я воспринимаю критику адекватно, значит, есть над чем работать, значит, есть, куда стремиться. Общение с интересными людьми вдохновляет, мотивирует, заряжает энергией, заставляет соответствовать уровню, а участие в фестивалях дарит новый опыт и новые знакомства».

 Евгений Винокуров, исполнитель роли Бузыкина:«Зрители отлично принимали, спектакль прошел хорошо. Немного волновался, честно говоря, это же Питер, это же Володин, питерскийавтор, его там любят и хорошо знают. А у меня роль большая, и зависит очень много – все это сильно давило. В зале должен был быть Олег Басилашвили, но по состоянию здоровья он не смог присутствовать на спектакле. Где-то в глубине души я думаю, что его присутствие давило бы на меня еще сильнее. Все-таки то, что он делает в фильме, и то, что я – в спектакле, – это разные вещи».

 Сергей Левицкий, художественный руководитель театра, режиссер:

«В театральном фестивале «Пять вечеров» принимало участие семь театральных коллективов: и из самого Санкт-Петербурга, из Москвы, Воронежа, Тюмени, Нижневартовска. После премьеры спектакля «Осенний марафон» здесь в Улан-Удэ арт-директор фестиваля Марина Дмитревская обратилась ко мне с просьбой прислать видео постановки – после его просмотра нас пригласили на фестиваль.

Фестиваль традиционно длится пять вечеров, с 6 по 10 февраля, и закрывается в день рождения Александра Володина. Его сквозная история – творчество самого Володина и схожие, смежные с ним темы. В этом году основной стало «От Чехова к Володину», как-то так, поэтому на фестивале был представлен и «Дядя Ваня», и спектакли по пьесам других авторов, схожих с Володиным по атмосфере, по качествам персонажей. Этот фестиваль лишен какого-либо пафоса, на фуршетных столах нет кулинарных изысков, а есть соленые огурцы, хлеб, килька – все по-простому, по-володински. Это не конкурсный фестиваль, а рабочий, лабораторный, в задачи которого входит проследить, каким образом в сегодняшнем дне отражается творчество Володина, понять, не пережиток ли оно, актуально ли сегодня ставить такие советские истории, хотя там, безусловно, затрагиваются вечные темы. И каждый раз фестиваль доказывает, что его творчество не просто имеет место быть, а сегодня это такая классика, преломляющаяся через художественные течения, которыми пользуются современные режиссеры.

На следующий день после спектакля в редакции «Петербургского театрального журнала» было обсуждение. Театральные критики разделились на два лагеря: одним он понравился, они приняли такую форму, такой подход к Володину, жесткий, холодный, с «неживыми» людьми, которые маются в этом маленьком городе, где, казалось бы, возьми и выйди из него, а выйти невозможно, где все повторяется, где атмосфера и какая-то давящая серость не дает человеку возможность выхода из тупика. А другие эксперты категорически не приняли спектакль, им показалось, что это диссонирует и с самим Володиным, и с пьесой, персонажи, лишенные всяких живых красок, не могут быть в таком виде представлены».

 

Ольга Аносова, «Молодежь Бурятии», 15.02.2017

В ближайшее время спектакль не состоится, следите за афишей.