По ту сторону кулис

Опубликовано:
2017-04-05 14:51:00

Театр в понимании рядового зрителя – это актеры и режиссер, как максимум, мы знаем о гримерах и костюмерах. На самом деле над каждым спектаклем трудится порядка 100, а то и более сотрудников, большинство из них – это люди закулисья. Ко всемирному дню театра мы расскажем о тех, кто всегда остается инкогнито, но делает работу, без которой даже самый талантливый актер в спектакле не сможет передать нужный образ. Итак, приглашаем вас за кулисы Государственного русского драматического театра им. Н.А. Бестужева. Нашим проводником стала заведующая художественно-постановочной частью Марина Кох, под ее руководством находятся 10 цехов, где в прямом смысле делается спектакль.

Случаю нет места

Если вам кажется, что монтировщик или сварщик – не творческие профессии, то вы точно не знаете кухни театра. Марина Николаевна уверена, что в ее команде нет случайных людей, ибо каждый сотрудник влюблен в свое дело и театрал до мозга костей, будь он костюмер, гример или осветитель.

- Кажется, ну нет ничего проще – съездил в магазин и купил нужный наряд. О, это большая ошибка, в наших спектаклях почти нет костюмов из магазинов – все продумано, каждая деталь вышита вручную нашими мастерами, - раскрывает секреты Марина Кох, - Например, один из самых любимых мною и сложных в плане реквизита был спектакль «Анатэма. Посвящение кино». Нужен был костюм – с одной стороны женское платье, с другой – мужской фрак. Вы видели такое в магазинах? А платье для Розы? Это же целое произведение искусства.

Обыкновенное чудо

Чем дольше слушаешь о работе закулисных театралов, тем сильнее даешься диву и не понимаешь, как они проделывают этот титанический труд. Оказывается, режиссер только говорит, что он хочет видеть в спектакле, какие ему нужны спецэффекты, а уж как это претворить в реальность дело Марины Кох и ее коллектива.

- В «Анатэме» есть телефонная будка, которая должна заполниться водой. С ней мы промучились долго, - вспоминает моя собеседница, - Казалось бы, запаяли орг.стекло, стянули саморезами,по образу аквариума,и все. Но,тут нужна и физика, чтобы рассчитать, объем. При заполнении водой, давление было такое, что у саморезов буквально на глазах отрывались шляпки, но надо было решить эту задачу. Это неожиданно, но интересно.

В спектакле «По щучему веленью» всем знакома печь, которая сама везет Емелю по деревне. Лично мне всегда казалось, что любимой народной лежанкой управляют как-то из под сцены. На самом деле внутри хитрого приспособления,находится монтировщик, который и двигает Емелинсамоход. А в санях, которые едут сами, монтировщик уже лежит внутри и крутит педали. Волшебным дубом в сказке «Царевна-лягушка» рулят ребята из монтировочного цеха. Они вместе с актерами также учат сценарий, репетируют, ведь им нужно четко знать, когда и чем пошевелить.

В режиме нон-стоп

Не менее важна и ответственна работа у светотехников. От их профессионализма зависит, будет ли слепить актера на сцене, и видно ли его зрителю. В последних спектаклях все чаще используют светодиодный экран, ведут видеосъёмку в режиме онлайн, это тоже работа электроцеха.

Радиоцех отвечает за шумовые, звуковые эффекты, за музыкальное сопровождение. Через световое и музыкальное решение передается характер и образ спектакля, время и действие, создается настроение.

- Раньше мы ставили в зале глушилки, и телефоны у зрителей блокировались, но сегодня это невозможно, так как многие актеры работают с радио-микрофонами, которым нужны те же волны, что и мобильным, - объясняет Марина Николаевна, - В связи с этим хочется донести до зрителя, чтобы все-таки выключали сотовые при просмотре спектакля, некстати зазвонивший телефон может и не собьет профессионального артиста, но нарушит атмосферу восприятия в зале и создаст частотные помехи.

Сложность ещё и в том, что цеха получают задание за 3-4 недели до премьеры, часто в такие дни приходится работать нон-стоп, без выходных. Декораторы, реквизиторы, бутафоры, художники, столяры – все объединяются над одним большим проектом, даже без одного сотрудника нарушается темп в команде, ведь, бывает, самая простая деталь должна пройти согласование с каждым цехом, ведь на сцене каждая мелочь – часть образа, который несет зрителю актер.

– Спектакль – это всегда работа команды, – говорит Марина Николаевна. – Например, в спектакле «Осенний марафон» сварщик сделал каркасы домиков (на сцене создавался мини Ленинград – прим.авт), столяра обшили их фанерой, художники покрасили, монтировщики силиконовой пленкой «стеклили» окна, бутафоры создавали все мелкие детали, осветители придумывали, как сделать так, чтобы все шестьдесят фонариков освещали этот маленький город на сцене и подсвечивали дома. У каждого сотрудника здесь своя творческая работа.

 

Зоя Степанова, «Традиция», 05.04.2017

В ближайшее время спектакль не состоится, следите за афишей.