Касса +7 (3012) 23-50-10

«Пьяные» от театра Бурятии: горькая правда, или Смех сквозь слёзы

В Русском драматическом те­атре состоялась премьера спектакля «Пьяные» по пьесе Ивана Вырыпаева, режиссера Тадаса Монтримаса. От трехчасово­го восприятия речи пьяных в драбадан людей, которые говорят о том, что, по большему счету, не имеет смысла, остались неприятный оса­док и усталость.

Реклама и реальность

Перед показом долгожданного спектакля по всем СМИ прошла яр­кая рекламная кампания, которая за­зывала всех на просмотр острого, на­шумевшего по всей России спектакля «Пьяные». Звучное название и ассоци­ации вызвали интерес и любопытство будущих зрителей. Безусловно, при слове «Пьяные» возникают нравоучи­тельные картинки, наполненные се­рой обыденностью и даже скукой, но театр на то и существует, чтобы раз­венчать стереотипы и преподнести историю под необычным ракурсом.

Известный драматург, сценарист и режиссер Иван Вырыпаев считает, что «Пьяные» - одна из самых удач­ных и лучших его пьес, с успехом идет на главных театральных площадках страны.

– Когда начинали ставить спек­такль, возникала проблема учителя и ученика, потому что мой преподава­тель Виктор Рыжаков поставил спек­такль в 2014 году во МХТ им. Чехова, - рассказывает Тадас Монтримас. - Мы долго думали, какой выбрать способ, чтобы посмеяться над собой, посме­яться над прозой жизни и при этом не испортить жизненный, цельный текст пьесы. Мне хочется, чтобы спектакль, несмотря на серьезные темы, которые он поднимает, получился легким и ху­лиганским. Поэтому, зрители должны оставить дома весь накопившийся не­гатив.

Главная тема спектакля

Спектакль «Пьяные» не смотрит­ся на одном дыхании - ощущение ха­рактерного запаха не покидает все время просмотра. Перевоплощение актеров в пьяных не знает границ - их речь кажется тяжелой для восприятия трезвого человека. Горько становится от правдивых слов пьяных, это смех сквозь слезы. С каждой минутой все больше понимаешь бессмысленность происходящего. В спектакле нет глав­ной темы, главного героя и сюжетной линии, есть только кульминация с большим количеством текста. Соз­дается впечатление, что текст и есть главный герой спектакля.

О чем спектакль, сказать невоз­можно. Но уж точно не о любви и не о Боге, так часто упоминаемых героями спектакля. Просто о пьяных людях, которые выпили лишнего по случаю и начинают делиться с народом горькой правдой. Возникает множество вопро­сов: в чем заключается смысл бытия? Где правда, а где ложь - в словах пьяно­го или в голове трезвого? Вопросы так и останутся без ответа.

Пьяные в этом спектакле по слу­чаю, нигде в тексте не сказано, что эти люди пьют периодически. Если бы это было сказано, то уже натол­кнуло на какую-то сюжетную линию. А так - нам остается только догады­ваться, почему они пьяны и как часто они это делают. Алкоголь вызывает зависимость, и человек привыкает к измененному сознанию. В таком со­стоянии он может высказать все, что накипело за тот отрезок времени, пока он был трезвым. В спектакле в изрядном подпитии человек вдруг об­ретает себя, начинает говорить о Боге, любви, свободе, начинает проклинать Европу, где Бог «давно умер», призна­ваться во вранье.

Что есть спиртное для этих людей? Им комфортно в таком состоянии. Пьянство для российского человека больше, чем просто состояние изме­ненного сознания. Это своего рода ка­тарсис, некое переходное состояние от должного к сущему, которое необхо­димо пройти, чтобы очиститься от накопившихся страданий. Чтобы через исповедование обрести новую душу, очиститься.

И тогда мы приходим к печальному выводу: пьянство – это образ жизни, привычка, помогающая пережить не­взгоды, некое восстановление утра­ченного миропорядка, дабы обрести новый космос. Эти догадки словно ком наваливаются на зрителя и кажутся непрекращающимися и обрывочны­ми. Абсурдный спектакль, где текст не несет никакой смысловой нагрузки, являя собой нагромождение догадок и отсылок. Так называемый гипертекст, похожий на мозаичное полотно, состо­ящее из маленьких кусочков - идей, которые обязательно соберутся в еди­ный узор у тех, кто этого пожелает.

Мнение зрителей

Для спектакля выбран оригиналь­ный, нетеатральный жанр stand up – сольное выступление перед живой аудиторией. Что, конечно, не могло не вызвать бурную реакцию зрителей.

- Сложный спектакль, очень не­ожиданный, приятно удивлен и впе­чатлен, - рассказывает Владислав. - В каждой сцене скрыт смысл. Думаю, эти три часа я провел не зря.

- Очень понравился спектакль, есть над чем подумать, - говорит Верони­ка. - Я смотрела, не отрываясь, каждая фраза наталкивала на какие-то мысли.

- Тема греха и алкоголя - актуаль­ная, ими страдают многие люди, - де­лится впечатлениями Вера Романова. - Это здесь все комично смотрелось. А ведь в жизни все гораздо страш­нее. Может ли пьяный человек гово­рить истину? Страшно, что только на пьяную голову можно говорить искренне. Неужели чувства таких лю­дей настолько зашорены? Остается неприятный осадок после просмотра, который надо еще пережить.

 

Ника Сахилтарова, "Бурятия" от 24.05.2016

Опубликовано:
2016-05-24 16:17:00