Разыгрывая трагикомедию

Опубликовано:
2018-11-28 13:28:00

В Русском драматическом театре им. Н.А.Бестужева 23 и 24 ноября с успехом прошла премьера спектакля «Смерть Тарелкина». Но такое было даже трудно представить.

Спектакль «Смерть Тарелкина» в театре русской драмы им. Бестужева – это разрыв клише, поломка стереотипов. Это сегодня особый стиль современного режиссера спектакля и художественного руководителя театра Сергея Левицкого.

Самый странный антигерой

«Смерть Тарелкина» стала первой премьерой 90-го юбилейного театрального сезона. Сергей Левицкий для своего нового спектакля взял одну из самых востребованных русских пьес, которая в 2019-м году отмечает 150-летие с момента написания.

Таинственный и до сих пор до конца не разгаданный драматург А.В.Сухово-Кобылин назвал «Смерть Тарелкина» комедией-шуткой. Однако в разыгранном перед зрителями сценарии жизни больше трагедии, чем юмора.

«Смерть Тарелкина» – это жесткая фантасмагория о русской действительности, где человек беззащитен и бессилен перед глупостью, жадностью, деспотизмом и властолюбием. Тарелкин – «маленький человек» – становится жертвой абсурдных обстоятельств и бесчинств людей без совести, морали и какой-либо нравственности – настоящих вурдалаков, кровопийц в других.

Главным героем спектакля по замыслу режиссера становится исполняющий обязанности квартального надзирателя Иван Расплюев, которого великолепно сыграл Владимир Барташевич. Для раскрытия его образа режиссер добавил в сюжет спектакля лирическую историю и новый персонаж – девушку, в которую влюблен Расплюев.

Глупый, трусливый, жадный до славы человек, обличенный властью, мнит себя вершителем жизней и судеб и начинает упиваться своим положением, теряя человеческий облик.

По сюжету Кандид Тарелкин запутался в собственных долгах. Чтобы избавиться от назойливых кредиторов и заодно путем шантажа выманить круглую сумму у своего начальника Варравина, он инсценирует собственную смерть. Наблюдение за дальнейшими событиями герой пытается вести в облике своего покойного соседа Копылова. Однако похороны Тарелкина превращаются в фарс, где в гробу хоронят тухлую рыбу, а Варравин переодевается одним из кредиторов. Ситуация усугубляется тем, что квартальный надзиратель Расплюев признает в Тарелкине вурдалака, сосущего кровь и задерживает его. Так начинается «дело о вурдалаках», которое поднимет с ног на голову.

Пьеса Сухово-Кобылина – энциклопедия русской жизни. Сегодняшние Варравины, Тарелкины, Расплюевы живут по той же «логике мотивов и поступков», что и 150 лет назад. Их образы легко узнаваемы и в современном обществе. Ничего не изменилось: те же маски, те же оборотни, вурдалаки, властолюбцы и тираны. Однако полицейскую историю николаевского времени театр рассказывает в современных ритмах.

Пьеса считается одной из странных в русской драматургии. После её написания автор больше не написал и скрылся от людей. В самой пьесе происходят мистические и необъяснимые вещи. Сюжет на первый взгляд прост – чиновник среднего разряда Тарелкин решил умереть в шутку, не по-настоящему, чтобы всех обмануть, а самому начать новую жизнь. Однако и после «смерти» его настигает череда страшных событий. Судьба одного Тарелкина неожиданно становится буфом для трагических судеб всех окружающих его людей.

Спектакль интересен тем, что Левицкийвложил новые смыслы, показал балаганное, абсурдное действие, которое передает ощущение распада и агонии.

Сталин, Берия, Дзержинский

В этом спектакле на сцене ГРДТ прекрасно дебютировала заслуженная артистка Бурятии Софья Гущина в роли Людмилы Спиридоновны. Роль Тарелкина блистательно исполнил новый актер театра, выпускник ВСГИК Дмитрий Тарбеев. Тарбеев настолько блестяще сыграл свою роль, что покорил зрителей и не дал ни единого повода усомниться в том, что она доверена ему по праву.

Это всего лишь вторая работа актера в театре и первое сотрудничество с художественным руководителем Сергеем Левицким.

Как признаются в театре, эта постановка стала одной из самых сложных в изготовлении декораций. Стильная сценография представляет собой стену, условно поделенную на два этажа, за которой скрывается таинственный лес. На втором этаже располагаются, с одной стороны,музыканты, а с другой, – хор из семи актрис. На первом – череда массивных дверей, то скрывающихся от глаз зрителей, то превращающихся в окна или тюремные решетки.

Бесспорно, это прекрасная работа художника-постановщика Кристины Войцеховской. Однако без авторского музыкального сопровождения, нужный эффект «напугать юмором» не был бы достигнут. Композитором постановки выступил Макс Филини.

Спектакль «Смерть Тарелкина» в дни премьеры посмотрела Алена Карась –театральный критик, доцент кафедры истории театров России ГИТИСа, эксперт «Золотой маски» и Международного театрального фестиваля им. Чехова, автор и ведущая проектов«По ту сторону», «GoGol.live» и других. Она прилетела в Бурятию благодаря проекту Союза театральных деятелей России «Командировки критиков в театры регионов России».

История о том, как ради власти и наживы люди готовы стереть все нравственные ценности, ожила на сцене. О том, что это актуально вне времени, ярко рассказал режиссерский прием внедрения новых персонажей в спектакль. Так, в финале «Смерти Тарелкина» перед зрителем предстают новые тираны – Сталин, Берия и Дзержинский.

И это уже не история одного беззащитного и неразумного человека Тарелкина, а Россия, умытая кровью, где и сегодня найдется не мало таких же Тарелкиных, Расплюевых, Варравиных.

 

«Молодежь Бурятии», 28.11.2018

В ближайшее время спектакль не состоится, следите за афишей.