Русский драмтеатр снова решается на эксперимент

Опубликовано:
2017-03-08 23:43:00

В последнее время Русский драмтеатр преобразился. Причем настолько, что сумел завоевать внимание и уважение российского театрального сообщества, престижную награду на фестивале «Ново-Сибирскийтранзит», однако и снискал некоторое недовольство улан-удэнских зрителей. А все дело в неординарных постановках и театральных экспериментах.

Современное мировое искусство находится пока на пути поиска себя. Это происходит в живописи, хореографии, музыке и, конечно,в театре. Поиск новых форм, концепций и авторов добрался и до Бурятии. И здесь активную позицию занял именно Русский драмтеатр. А потомуне взирая на порой жесткую критику, которую, кстати, не разделяют известные театральные деятели, театр им.Н.А.Бестужева готовит новую необычную премьеру.

КАБАРЕ-ШОУ НА СЦЕНЕ

17 и 18 марта на сцене ГРДТ им. Н. А. Бестужева состоится премьера спектакля Сергея Левицкого «Конец героя» по пьесе Артема Томилова. С произведением петербургского драматурга, режиссера и актера коллектив театра познакомился на Всероссийском семинаре молодых драматургов «Авторская сцена», который прошел в сентябре 2015 года.

Герои пьесы – это архетипы нашего времени. Герой, жена,друг, жена друга, босс, секретарша и другие – у них нет имен,ими может быть любой из нас, у них нет больших целей и великих идей, все их существование основано на потребительском отношении ко всему.

– «Конец героя» – это ироничный и прагматичный взглядна современное общество, и не только российское. Автор предлагает нам услышать и текст, произносимый героями, и подтекст – то, что мы скрываем от других, внутренние монологи. Если смотреть на героя и окружающую его реальность, то мы понимаем, что это мир тотального цинизма, мир, в котором люди несчастливы, мир, в котором система ценностей завязывается на потребительском аспекте. Здесь никто ничего не отдает, здесь все хотят только получать, – отмечает режиссер спектакля Сергей Левицкий.

«Конец героя» метафорически характеризует собой отсутствие героя, как в драматургии, так и в жизни. В античной литературе существовал культ божества, в эпоху Возрождения идеалом стал Человек, как венец творения,а в соцреализме – борец за новую жизнь и новую идеологию. В современном постдраматическом театре, как и в жизни, такого примера для подражания нет.

«КОНЕЦ ГЕРОЯ»: ДАЛЕКО ОТ КЛАССИКИ

Сергей Левицкий обозначил жанр спектакля, как кабаре-шоу. Зрители расположатся на этот раз за столиками, стоящими прямо на сцене. Основное же действие спектакля пройдет на небольшой эстраде. Гостей, как в настоящем кабаре, ждут песни, живаямузыка от musicband «Krabы», кордебалет и скетчевые номера, объединенные выступлениями конферансье. И то, что обычно в театре осуждается, – есть и пить во время спектакля, на этот раз даже приветствуется. Создатели спектакля хотят, чтобы зрители были свободны в этом отношении:здесь можно будет заказать напитки и закуски у официантов-актеров театра. Оставив основную сюжетную канву пьесы, режиссер наполнил ее атмосферой традиционного кафе-кабаре, добавив в него и чисто русский размах безудержного веселья, и современные реалии. Роль Героя в спектакле исполняет Владимир Барташевич. Он видит в этой постановке и выборе ее формы, кабаре-шоу, особый смысл.

- Впервые на нашей театральной сцене будут элементы скетчевых номеров. Театр – это же не КВН. Нам самим страшно и одновременно интересно. С другой стороны, театр сейчас воспринимается зрителями, как какой-то отдых, хотя это сфера искусства и никак иначе. Это прививалось в советском театре, также и в 1990-е годы. Нет никакой школы, чтобы подготовить зрителя к посещению театра. Поэтому, когда на сцене мы предлагаем нечто необычное, кому-то это кажется непонятным, просто это другой язык, - говорит Владимир.

Кроме того, актер отметил, что спектакль «Конец героя» - это опыт работы на сцене,который Русский драмтеатр еще не переживал. Что-то похожее уже было в спектаклях«Фронтовичка» и «Анатэма.Посвящение кино».

- Эта пьеса о том, как мы обманываем друг друга. Герою задают вопрос «Как дела», но он не хочет отвечать, хотяему приходится. Все действия он делает на автоматизме. Мой герой – простой человек,потребитель. Он такой, каки все, ничем не выделяется ото всех остальных, ничего никому не отдает, только потребляет. Он ходит на работу и домой каждый день, ест невкусный ужин своей жены,хотя ненавидит это, но так надо. Лично мне в пьесе никого из героев не жалко. Однажды происходит событие, которое должно перевернуть всю его жизнь, но этого не происходит, - дополняет актер.

По словам Владимира Барташевича, пьеса о том, что сейчас у нас нет героев, нет примеров для подражания. Каждый зритель должен сам найти для себя ответ на вопросы о смысле существования. Это диалог со зрителем о том, что нам всем делать со сложившейся в нашем обществе ситуацией.

В пьесе много юмора, правда, наличие скетчевых номеров не создает атмосферу «Комеди клаба». Наоборот, на сцене зрителю обещают много саркастического юмора и иронии на главные темы жизни.

Владимир Барташевич говорит, что прийти на премьеру будет интересно зрителю, готовому к переосмыслению жизни, к обдумыванию, происходящего на сцене. Тех же, кто ждет от постановки фривольной атмосферы кабака и планирует просто развлечься, актер предупреждает, что «Конец героя» - пьеса о другом и возможности для веселья и отдыха не будет. А то, что спектакль приобрел форму кабаре-шоу – это просто попытка через танцы и радость сказать о важном.

 

Ольга Аносова, «Молодежь Бурятии», 08.03.2017

В ближайшее время спектакль не состоится, следите за афишей.