Сергей Васильев о поездке в Москву: «Думал, неужели провалим?»

Опубликовано:
2016-03-16 14:26:00

В Москве, на сцене театра им. Ермоловой, столичные зрители увидели «Фронтовичку» Сергея Левицкого. Артисты русского театра открыли внеконкурсную программу фестиваля «Золотая маска» – «Маска плюс». О том, как Москва принимала наших земляков и чем отличается столичный зритель, рассказал исполнитель одной из главных ролей, народный артист Бурятии Сергей Васильев.

Со спазмом в груди

Честно говоря, готовясь к встрече с артистом, я очень переживала, ведь не каждый день встречаешься с «народным», к тому же поймать Сергея Александровича не так-то просто: постоянная занятость в спектаклях и непрерывные репетиции, на отдых максимум полчаса. Но, едва увидев Васильева, расслабилась. Светлые локоны и широкая обезоруживающая улыбка – такой человек может быть только хорошим. Воодушевившись, сразу спрашиваю про поездку в Москву. Сергей загадочно улыбается и отвечает:

- Знаете, я очень люблю веселье и яркие краски. А, приехав в Москву, мы видели только три цвета: черный, серый и белый. Погода стояла неприятная. Настроение, поэтому было не ахти какое. Но вот, на следующий день, стоим за кулисами, нужно начинать, а свет в зале не гаснет. Все забегали, у актеров мандраж, думаем, как все плохо начинается.

Но вот, наконец, технические проблемы улажены, артисты на сцене – действо началось.

- Фронтовичку играем достаточно часто, изучили реакцию зрителей: где хлопают, где смеются, а здесь тишина, - вспоминает артист, - Абсолютно ни звука, мы думаем, все, проваливаем и начинаем накручивать, все отдавать.

Весь спектакль отыграли на грани. Тяжело было и психологически и физически, ведь по нашему времени действие началось в 12 часов ночи.

- А в финале раздались такие аплодисменты, что я понял – нет, не провалили, - с улыбкой рассказывает мой собеседник, - И на сцену пошли люди с цветами, поздравлениями, раздавались крики: «Браво», «Молодцы». Начался такой аншлаг, что женщина, которая должна была вручать диплом «Маски плюс» не могла найти режиссера.  Потом, конечно, нашли Сергея, все вручили, как положено.

Но зрители и не думали отпускать актеров. Более ста пятидесяти человек осталось, чтобы поздравить наших ребят и поделиться своими впечатлениями.

- Запомнилась девчонка лет 17, - говорит Сергей Васильев, - Она благодарила нас, и ее слова звучали со спазмом в груди, понимаете, вот-вот заплачет.

Многие зрители признались, что, если первую половину спектакля смотрели, затаив дыхание, то вторую часть полностью прорыдали. Сергей Александрович пояснил, что, оказывается, как бы это удивительно не звучало, в Москве почти не ставят спектакли, подобные «Фронтовичке»:

- Режиссеры ищут новые формы, постоянно стремятся удивить, но подчас в этом стремлении теряют мораль и душевность. А Левицкому удалось сочетать в своей работе и принципиально новый способ подачи материала, и душевную теплоту, которая остается после просмотра чего-то доброго, теплого, настоящего.

Щепотка добра

Герой Сергея Васильева – Марк Анатольевич, директор дома культуры имени Розы Люксембург. Во время войны он «отсиделся» в тылу, а в мирное время его знают, как ловеласа, жеманного типа, не обремененного особыми моральными принципами. Это безусловно отрицательный персонаж, таким его и увидел Сергей Левицкий.

- По этому поводу мы с Сергеем очень долго спорили, - рассказывает исполнитель роли Марка Анатольевича, - У меня было два деда, один воевал, другой оставался в тылу и оба пахали. Так почему же мой герой несет в себе только отрицательные черты характера? Этого я не понимал.  С боем я все-таки отвоевал у режиссера какие-то изменения в личности, к концу мой персонаж становится другим, ведь все живые люди меняются. В каждом плохом человеке есть щепотка добра. Я нашел эту щепоточку, она сделала Марка лучше.

Как с режиссером во «Фронтовичке» Васильев работал с Сергеем Левицким впервые. Опыт оказался весьма удачным. Мужчины смогли найти общий язык и подходы друг к другу. Режиссер помогал актеру найти правильный образ персонажа, постоянно добавлял какие-то жесты, детали, но иногда был абсолютно категоричен.

- Никаких усов, бороды. Мы – простые актеры, как вышли, так и сыграли – это условия игры. Сергей был целиком за естественность и натуралистичность, - отмечает Васильев, - Он часто подсказывал интересные детальки. Например, трость Марка Анатольевича – не просто трость, а продолжение руки, голосом садится на низы, жесты широкие, в интонациях звучит пренебрежение к окружающим.

А когда становилось трудно, Сергей вспоминал своих кумиров, представлял, как они бы подали эту роль. В этом случае, признался актер, перед глазами вставал Яковлев, статный и красивый, любимец женщин. Любимый артист вдохновлял своего незнакомого почитателя,  помогал в трудную минуту найти нужный образ.

- Материал «Фронтовички» сам по себе очень сложный, но Сергей Левицкий говорил нам: «Нельзя, чтобы все было понятно, как в американском фильме, где с первой минуты известен убийца и зрителям даже шуток понимать не нужно – их подскажет закадровый смех. А когда зритель чего-то не понимает, ему становится интересно, он начинает думать», - рассуждает народный артист республики, - И нам, артистам, в такой постановке, пусть сложнее, но гораздо увлекательнее играть. Во «Фронтовичке» нет такого, что взял и вжился в свою роль, нет, ты играешь лицом в зал, общаешься с партнером через зрителя. В определенный момент выскочил из роли, стал простым наблюдателем, посмеялся над своим персонажем и опять вскочил в роль. Это опять же условия игры, принцип спектакля.

Вечный Труффальдино

Плавно наша беседа переключается на самого Сергея Васильева. Я спрашиваю о детстве, юности, о том, как он решился стать артистом. Вдруг к разговору подключается народный артист Бурятии Олег Петелин, который все это время налаживал неподалеку грим:

- Если разрешите, скажу пару слов о Сереже. Он по жизни – Труффальдино Константина Райкина, веселый и добрый шут, взрослый шут.

Олег Петелин знает своего коллегу более 20 лет и с каждым годом убеждается, что Труффальдино – это действительно амплуа Сергея Васильева, ведь и в жизни это человек отличается лучезарным характером, всегда славится как балагур, весельчак и душа компании. Он играет на гитаре, великолепно поет, а в редкие свободные минуты обожает посидеть на берегу реки с удочкой в руке. Заядлый рыбак и примерный семьянин, отец двоих детей  - вот таким знают народного артиста республики Бурятия.

На прощание прошу автограф.

- Когда я пишу пожелания  или говорю тост, я всегда желаю надежды, веры и любви. В моей жизни есть и женщины с такими именами (к слову, жену артиста зовут Надежда, маму – Любовь, а тещу – Вера). И пусть у каждого из вас будут всегда и навеки – надежда, вера и любовь!

 

Зоя Степанова, «Традиция», 16.03.2016

В ближайшее время спектакль не состоится, следите за афишей.