Шекспир в готическом исполнении

Опубликовано:
2017-09-20 17:27:00

В Русском драматическом театре им. Н.А.Бестужева готовят премьеру спектакля «Ричард III» по пьесе У. Шекспира. Новая постановка режиссера и художественного руководителя театра Сергея Левицкого обещает стать неожиданной. О дерзкой попытке современного прочтения зарубежной классики на сцене и оправдании исчадия ада во плоти «МБ» беседовала с актером Владимиром Барташевичем. Именно ему предстоит сыграть самого кровавого героя шекспировских хроник.

Шекспир создал пьесу об абсолютном злодее, который не остановится ни перед чем в стремлении обрести и не потерять власть, о его кровавом восхождении на трон и безжалостном правлении. Однако спектакль театра им.Н.А.Бестужева далек от классического понимания трагедии. Сергей Левицкий представит публике авторский театр, в котором предлагает актерам и зрителю «поиграть в Шекспира». А трагедия должна превратиться в фарс с элементами юмора. Жанр режиссер определил, как «сатирическая трагедия».

Первое, что бросается в глаза при прочтении анонса спектакля, это таинственность. Завуалированные намеки на готический стиль костюмов и некий мрачный антураж места действия приводят к мысли о совмещении классического спектакля и приемов ужаса. Художник Кристина Войцеховская для спектакля создала готические костюмы в духе дизайнера Александра Маккуина, где соединились современность и стилизация под Средневековье: нестандартные модели, мистические наряды, странные очертания. Впрочем, именно всего этого и ждет зритель от обновленного современного Русдрамтеатра и от самого непредсказуемого режиссера в Бурятии Сергея Левицкого.

- Владимир, каков Ваш герой, Ричард?

- Эта роль вызывает некоторые опасения. Если честно, очень страшно браться за такую работу. Это сложная роль, к которой отношусь с большим уважением. Все-таки Ричард – это самый злой литературный персонаж, злее которого, наверное, до сих пор нет. Он – воплощение зла. Особенно тяжело дается заучивание большого объема текста. Подготовка к спектаклю началась еще в конце прошлого сезона. Весной была сделана читка пьесы. Первое мое впечатление от предстоящей роли было: «О, Боже, сколько текста!». Нужно понимать, что это Шекспир, его тексты богаты сложными оборотами речи и насыщенны метафорами, образами. Этот объем для заучивания, пожалуй, до сих пор меня пугает. Но самое главное было понять, как стать Ричардом, вжиться в образ.

- Как приходилось входить в образ?

- Летом мне пришлось жить с Ричардом в голове. Я много узнавал об этом персонаже. Пытался изучить его повадки, характер, походку, манеру говорить и примерить их на себя. Задача была максимально вжиться в роль самого страшного и кровавого злодея. Чтобы до конца прочувствовать этот образ, пришлось много читать о Ричарде, не только о литературном персонаже, но и о настоящей личности. А настоящий Ричард не был таким кровожадным подлецом, не был внешне уродом, хромым, горбуном, как в пьесе. Он был очень хорошим полководцем, воином. Но Шекспир его изобразил иначе. Если можно так сказать, в какой-то степени даже оболгал. Наверное, в угоду Елизавете, которая в то время правила. Я собирал образ для себя воедино, просматривая документальные фильмы, разбирая биографию Ричарда и т.д. В самой пьесе Ричард прописан очень детально, тонко.

- О чем же эта постановка?

- Это вопрос, конечно, к режиссеру. И, может быть я ошибаюсь, но пьеса о том, что может произойти, если нет любви. Шекспир изобразил недолюбленного, закомплексованного, не уверенного в себе человека. Горбун, хромой, изуродованный не столько физически, сколько духовно. В мире, созданном Ричардом, противостоять беспощадному королю невозможно. Когда нет любви, в человеке проявляется что-то очень злое, неправильное. Спектакль, конечно, о взаимоотношениях между людьми. Но до конца всех тайн по поводу того, о чем спектакль, режиссер пока не открыл. Все находится в стадии создания.

- Должен ли актер оправдывать своего героя?

- Нет ни одной роли, ни одного персонажа, в котором сконцентрированы только плохие или только хорошие качества личности. Любой персонаж многогранен. Поэтому и Ричарда важно понять, почему он стал воплощением зла, чего он хочет. Он способен на переживания, он испытывает иногда страх. Шекспир описал его гениально. На самом деле в Ричарде есть абсолютно все. Это человек, которого никогда не любили, и никто не любит. Я надеюсь у меня получится раскрыть этот персонаж, показать двойственность его натуры, докопаться до истины.

Своего героя нужно оправдывать. Есть такое выражение «адвокат дьявола». Это про актера. Если актер будет играть даже самого ужасного человека, он должен как-то для себя внутренне встать на его сторону, раскрыть его мотивы и поступки.

- Работа над спектаклем для Вас вдвойне напряженная. Ведь репетиции пришлось совмещать со съемками в кино.Насколько это было сложно?

- Да, очень сложно. Например, буквально вчера у нас был выходной и вместо того, чтобы учить текст «Ричарда» или отдыхать, мы на ногах были с семи утра. Весь день снимали последние сцены фильма «Головар». Под вечер при таком плотном графике я просто, как выжатый лимон. И были моменты, когда утром, например, репетиции спектакля в театре, а вечером съемки в фильме и наоборот. Это, конечно, нелегко, но справляемся. Сейчас совсем нет свободного времени. Много занятий по хореографии для спектакля, занятия по пластике и т.д. Опыт работы в кино очень ценен, помогает развиваться и в театре. Для меня «Головар» – это третий фильм. Я снимался в фильме «Буузы» и была эпизодическая роль в фильме «На Байкал». Посвятить себя только кино я не планирую. Хотя хочу сняться еще в каком-нибудь хорошем фильме. Это интересно. Но театр интересней. Здесь нет второго дубля, роль отыгрывается на сцене перед зрителем только один раз. Нет права на ошибку. Актер театра – это мастерство, которое ко многому обязывает. Яркий пример – случай во время одного из спектаклей в нашем театре. Одна из актрис сломала руку прямо на сцене, но отыграла до конца и даже не подала вида. Потому что театр – это искусство, которое ты вместе со зрителем проживаешь на сцене. Я считаю, что нужно по возможности успевать заниматься и кино, и театром.

- Что может дать спектакль «Ричард III» зрителю?

- Ну, во-первых, пойти на «Ричарда III» стоит ради того, чтобы удивиться. Это необычная постановка. Раскрывать до конца замысел декораций и костюмов не буду, но уже могу предположить реакцию зрителей. Скорее всего, снова будут неоднозначные мнения, возможно, афиши и декорации кто-то сочтет даже скандальными. Нечто подобное уже было с постановкой хоррора «Анатэма. Посвящение кино». Потому что наш зрелый зритель больше привык к классическому театру. С другой стороны, после таких смелых экспериментов в театр стал приходить молодой зритель, ему этого и не хватало.

Побывать на спектакле будет интересно и тем, кто хорошо знаком с творчеством Шекспира, и тем, кто его совсем не знает. Это повод посмотреть по-другому на пьесу, найти в ней что-то новое, что-то свое.

Шекспир позволяет найти аллюзии на реалии сегодняшней жизни. Здесь целый ряд символов современности, которые делают возможным с иронией и даже сарказмом посмотреть то, что нас окружает, в контексте истории про Ричарда.

Премьера постановки «Ричард III»по пьесе У. Шекспира состоится на сцене Русского драмтеатра им. Н.А.Бестужева 6 и 7 октября.

 

Ольга Аносова, «Молодежь Бурятии», 20.09.2017

В ближайшее время спектакль не состоится, следите за афишей.