Касса +7 (3012) 23-50-10

«Состояние молодости»

В Русском драмтеатре вновь прошла «Территория РОСТа».

С 19 по 27 апреля в театре Бестужева проходила творческая лаборатория для детей и подростков «Территория РОСТа. Год третий». 26 и 27 числа зрителям были показаны результаты работы – эскизы документальных спектаклей, которые представили молодые столичные режиссеры: Егор Матвеев, Донатас Грудович и Павел Данилов. Они специально прилетели в столицу Бурятии для участия в этом проекте, который был поддержан правительством и министерством культуры Республики Бурятия.

Подростки – мудрее

Материалом для эскизов послужили истории, рассказанные жителями Улан-Удэ. Интервью с горожанами брали сами артисты при помощи вербатима – техники создания спектакля, когда его основой становятся реальные люди, их настоящие судьбы и живые эмоции, буквально их прямая речь. И таким образом на малой сцене театра в исполнении актеров прозвучали голоса города.

В частности, в этой лаборатории «под прицел» попали именно подростки и интервью с ними. Ребята рассказывали актерам, чем они живут, о чем мечтают, что думают о себе, своей стране и будущем. Раскрывая тему подростка, нельзя было не спросить и их родителей, старшее поколение, что они думают о сегодняшней молодежи. Поэтому и голоса города получились разные, и истории разные, и мнения прямо противоположные. Но смысл практически у каждого высказывания, будь оно 14-летнего ребенка или 82-летней бабушки, один – в современном обществе нет коммуникации друг с другом.

– Мы сегодня думаем, что мы должны чему-то научить то поколение, которое пришло нам на смену, дать им какие-то знания. Но по факту это однозначно неверный путь. Удивительная вещь, что современные подростки мудрее на каком-то интуитивном уровне. Это поколение, которое может научить всех нас быть добрее, умнее и, наверное, ответственное. И еще одна важная вещь. У нас нет коммуникации между родителями и детьми, мы либо не хотим, либо ленимся, причин может быть масса. Но отсутствие коммуникации – это не проблема Интернета, просто мы не хотим друг друга слышать, не хотим найти точек соприкосновения. И это большая беда. Эта лаборатория призвана понять, где мы сегодня можем соединиться, – открывая третью «Территорию РОСТа», сказал художественный руководитель театра Сергей Левицкий.

«Психоделический КВН» и «Бытовой сюрреализм»

Первым показанным эскизом стала работа Донатаса Грудовича, режиссера, актера театра и кино (он снимался в фильмах Валерии Гай-Германики «Все умрут, а я останусь» и Бориса Хлебникова «Пока ночь не разлучит нас»), перформера, сценариста, художника. Автор определил жанр как «Психоделический КВН» и «Бытовой сюрреализм». То, что увидели зрители на сцене, действительно завораживало, потому что режиссер сумел вплести тексты вербатимов во всем знакомую «Сказку о потерянном времени» 1964 года, добавил современную музыку, символизм, яркие и характерные образы и сделал все это цельным полотном.

– Есть ощущение правильной и структурированной работы с целью говорить театру быть актуальным, говорить о новом поколении, будущем зрителей, говорить с этим будущим зрителем. Тема эскиза, который мы увидели, четко озвучена – отсутствие коммуникации не только между поколениями, но и внутри поколения, как декларирует героиня: «Никто не хочет посмотреть на мир глазами другого человека». Это все считывается, но в то же время я видела некий ход, что коммуникация возможна, потому что культурные коды одни и те же. И все это завязано на «Сказке о потерянном времени», – на последующем обсуждении прокомментировала театровед, театральный критик Туяна Будаева.

Она задается вопросом: почему люди не находят между собой общий язык? Потому что, по ее мнению, росли на разных мультфильмах.

– «Сказка о потерянном времени» – это культурный код, который прошивает нас от молодых до очень взрослых. И мы видим, чем прошить, но проблема в том, что мы не хотим – отсутствие именно воли в том, чтобы услышать друг друга, – продолжает критик.

Интернет, социальные сети, одиночество в Сети, поглощение времени и временем стали сквозной линией всех показанных эскизов. И здесь примечательны слова, которые произносит один из героев: «Ценность Интернета достаточно велика: если они отнимут Интернет, страны не будет, и тогда мы не сможем воровать у детей их детство». Но дело совсем не в Интернете, а в том, что сегодня растут поколения, никогда не жившие в Советском Союзе, а те, кто жил и кто скучает даже не по СССР, а скорее по своей молодости, которая пришлась на те годы, пытаются заставить молодых жить так, как жили когда-то они. Но мир изменился.

– Разница поколений – в ритмах поколений. Моя мама – творческий человек, мы с ней всегда говорим на одном языке, но что-то она воспринимает чуть дольше, чем я, это нормально. Другие скорости в мире были, сейчас все очень быстро, много потоков информации, ты все время жонглируешь гаджетами. А старшее поколение читает книги, смотрит телевизор, старые фильмы, где был не клиповый монтаж, а картинный, более статичный. И молодежи не всегда интересно со старшим поколением, потому что они думают, что уже все знают, Интернет дает много знаний, – поделился мнением Донатас Грудович.

Ток-шоу «Поединок с Иваном Бузуновым»

Вторым эскизом стала работа Егора Матвеева, режиссера, автора проектов в Театре Наций, Центре имени Мейерхольда, Театре 18+, на фестивале ТERRITORIЯ и других, педагога Gogol School в Гоголь-центре. Формат, выбранный им, можно условно обозначить «ток-шоу», где каждый эмоционально высказывает свою точку зрения, но слышать другого как будто не хочет. С каждым последующим героем ток-шоу имеет все меньше места в этих историях.

– Формат телепередачи – это очень интересный диалог содержания с формой, когда такая во многих смыслах тоталитарная рамка постепенно рушится и сводится на нет, уходит в белый шум, в какую-то душевную музыку. Потихоньку живые люди со своими точками зрения, чувствами, эмоциями, опытом разрушают все эти границы, которые навязываются извне и имеют мало общего с нашей настоящей жизнью, – отметила приглашенный для участия в проекте театровед Анастасия Паукер-Бравина.

Этот эскиз получился по-настоящему прямолинейным и откровенным, и откровение заключалось в том, что подростков совсем не волнуют «условные проблемы подростков», а ребята 14–15–16 лет готовы говорить о вполне серьезных вещах: политике, экономике, миропорядке.

– Мы ничего не поменяли, мы просто взяли текст и соединили его в спектакль. Вербатим – это всегда чистая правда, – говорит режиссер эскиза Егор Матвеев.

ВИА «Молодость»

Третий эскиз представил Павел Данилов, режиссер, работавший на площадках школы-студии МХАТ, Центра Театрального Мастерства, Центра имени Мейерхольда. Он выбрал для своего материала формат посиделок у костра на берегу Байкала, когда, попивая горячий чай, можно рассказывать друг другу что-то личное и очень сокровенное. И эти вербатимы были эмоциональны, душевны, ведь за каждой историей был виден человек со своей болью в душе.

– Подросток – это ведь не какой-то возраст, мы говорим о «состоянии молодости». В вербатимах представлены люди разного возраста, с разным отношением к жизни, и здесь не только подростки. Но все их истории – про наше отсутствие коммуникации. У нас не получается найти Человека в человеке, мы не пытаемся понять друг друга, – говорит Павел Данилов.

И здесь вновь вспоминается фраза, прозвучавшая в первом эскизе: «Никто не хочет посмотреть на мир глазами другого человека». А тем более глазами подростка, считая и заблуждаясь на этот счет, что у него нет опыта, знаний, понимания. И проект в Русском драмтеатре показал, что это не так, что молодость – это прекрасно, и всему свое время и место, и молодые люди прекрасны, и прекрасны их душевные порывы и попытки сделать мир лучше, разобраться в себе и в окружающем. Важно только слушать и слышать друг друга.

Отвечая на вопрос зрителей, почему для третьей «Территории РОСТа» был выбран формат вербатима, Сергей Левицкий ответил:

– Вербатим – это абсолютная правда жизни без прикрас, это не написанная, не придуманная история, это боль настоящих людей, их чаяния, отчаяния, надежды, и все сплетено в монологах, которые не продумываются до конца. Вопрос-ответ. И человек отвечает на вопрос, иногда потоком сознания, при этом сам не фиксирует до конца, что именно он говорит, какой в его словах есть смысл. И для этого есть режиссер, артисты, которые эти смыслы выуживают оттуда и подают нам с вами, чтобы мы имели возможность посмотреть на себя со стороны и разобраться в чем-то в себе.

 

Дарья Красикова для «Номер один»

Опубликовано:
2018-05-02 13:44:00