28 января в Государственном русском драматическом театре им. Николая Бестужева состоится бенефис Николая Брагина, посвященный 20-летию его служения в театре. О своей жизни и творчестве артист рассказал корреспонденту газеты «Бурятия».
- Cреди ваших полных тёзок есть Герой Советского Союза Николай Брагин из Твери, есть депутат Тюменского муниципалитета, есть доктор экономических наук, профессор Московского государственного политехнического университета. Есть бизнесмены, рабочие и спортсмены, а вот артистов с такими же именем и фамилией в Интернете не удалось найти. Видимо, вы единственный. Расскажите, пожалуйста, как вы пришли в профессию?
- Брагиных, действительно, очень много в разных городах, я знаю, что в Иркутске был когда-то артист, только не Николай. Среди моих родственников артистов нет, хотя есть люди, работавшие в театре, недавно в наш драмтеатр устроилась завреквизиторским цехом моя жена Юлия. Очень хорошо теперь, есть кому позаботиться об обеде (смеётся).
Объявление о наборе в актёрскую группу увидела моя мама и предложила мне попробовать. Когда-то я занимался в театральном кружке в Октябрьском доме пионеров, мне было интересно участвовать в разных мероприятиях, особенно в новогодних праздниках – нас снимали с уроков, это была настоящая сказка.
Мои родители никакого отношения к театру не имели, только бабушкина сестра работала в театре бухгалтером, а её муж – артист Леонид Калиниченко. Он играл в нашем театре, но это было ещё до пожара в старом здании. Папа моей тёти до войны был главным администратором, а другой дядя работал осветителем в театре, который в то время располагался на улице Ленина.
Мама была заядлая театралка, ходила на все спектакли и меня с собой водила. В детстве я особенно любил ходить в оперный театр, перед началом спектакля мне нравилось заглядывать в оркестровую яму и вдыхать удивительный запах музыкальных инструментов. Очень любил оперетты, особенно Кальмана, Штрауса.
- А вы никогда не мечтали стать артистом музыкального театра?
- Были такие мысли, даже педагог из Академии культуры мне упорно предлагала посвятить себя музыке. Когда она узнала, что я не знаю нот, была очень удивлена. В школьные годы к нам в город из Иркутска привозили спектакль «До свидания, овраг!». Это рассказ о брошенных собаках, которые вынуждены выживать на помойке, он сильно запал мне в душу. Считаю, что именно такие спектакли надо показывать нашей молодёжи. Сейчас столько жестокости вокруг нас. Новости смотреть невозможно – убийства, суициды. Мы перестали показывать хорошее, а у молодёжи должен быть позитив.
- Среди ваших ролей много позитивных и в детских спектаклях, и во взрослых. За 20 лет творческой деятельности вы исполнили Дядю Ваню в спектакле «Поющий поросёнок» Сергея Козлова, Малыша в «Малыше и Карлсоне» Астрид Линдгрен, Василия Тёркина в одноименном спектакле и множество других ролей. А какая из них ваша самая любимая?
- Мой педагог Татьяна Петровна Кирпичникова всё время говорила: «Не может быть нелюбимых ролей, любая роль должна быть любима. Пусть она тебе не нравится, пусть тяжело даётся, но ты должен её любить, иначе потом твой персонаж или автор может тебе отомстить или автор будет вставлять палки в колёса. А такое, действительно, бывает. Однажды на репетиции спектакля по пьесе Гоголя у нас в театре внезапно погас свет. Мы сели с режиссёром, осмыслили пьесу и поняли, что куда-то не туда пошли, не согласовали с автором. А делать это надо обязательно. Особенно если в пьесе есть смерть или что-то в этом роде. Артисты по-разному к этому относятся, но делать это надо с осторожностью, чтобы не притянуть к себе негатив.
- Вы суеверный человек?
- Я не говорю, что я суеверный, но если роль упала, все артисты на неё садятся, и я тоже (смеётся). Перед выходом на сцену обращаюсь за поддержкой к Богу. Мне батюшка объяснял, что артисты надевают чужие маски и тем самым порой вызывают чужие души. У многих артистов в семье что-то нехорошее происходит, случаются какие-то несчастья, некоторые попадают даже в «психушку». От негатива нужно избавляться. Бывает иногда после какой-то роли становится тяжело, я в этом случае стараюсь уехать куда-нибудь на природу, в лес, на Байкал. Очень люблю выйти в поле, раскинуть руки и кричать: «А-а-а!». После этого возникает какой-то позитив, а негатив уходит.
- А на семье накопленный негатив не отражается?
- Семье большое спасибо, они меня очень хорошо понимают. В праздники все люди отдыхают, а у нас, к примеру, новогодняя кампания идёт. В каникулы хочется с дочкой съездить на лыжную базу, а у меня ёлки, потом появляется время, а каникулы уже закончились. Чаще большие праздники проходят не с семьёй, хотя очень бы этого хотелось.
- Ваша дочь Диана в этом году заканчивает школу, она не собирается идти по вашим стопам?
- Она ходила в театральный кружок при Доме творчества, ей там очень нравилось, пока не сменился педагог. Дочка со спектаклями ездила в лагерь «Океан» во Владивосток. Куда будет поступать, пока ещё не решила. Я советовать ничего не буду, считаю, что ребенок сам должен сделать выбор. Главное, чтобы работа была любимая.
- А чем вы занимаетесь помимо театра, есть какое-то хобби?
- Ближе к маю мы вместе с Юлиными родителями любим выезжать на дачу, она в черте города, но там свежий воздух, речка рядом, есть бассейн. Мне нравится заниматься выращиванием растений, люблю наблюдать за процессом, когда из маленького семечка появляется сначала росток, потом растение, которое плодоносит. Занятие прополкой даже успокаивает. Хобби у меня нет, но люблю заниматься с аквариумом – наблюдать зарыбками, за их подводным миром. В этом есть что-то завораживающее.
- Вы уже 20 лет на сцене, вас узнают на улицах. Как вы на это реагируете?
- Случается иногда, что узнают. Я к этому отношусь нормально, приятно бывает, особенно когда дети подбегают, они меня знают по сказкам. Помню, мы отдыхали с семьёй в Геленджике, в аэропорту меня сначала узнала девочка, а потом и её родители. Подошли, спросили: «Вы артист из русского драмтеатра?». Пока ждали самолёт, пообщались с земляками, было очень приятно.
Однажды на гастролях в Абакане какая-то бабушка принесла мне варенье и оладушки. Я тогда был очень худенький, видимо, ей стало меня жалко. А когда родилась дочка, дарили много игрушек.
Когда тебя узнают, приятно, но неприятно, когда артистов отождествляют с персонажами, которые они исполняют. Хотя бывают и курьёзы - был однажды случай на гастролях: я играл официанта в спектакле «Он, она, окно, покойник». Во время спектакля из зала кто-то крикнул: «Убить его мало!». Смешно, конечно, ведь в жизни мы самые обычные люди, а не персонажи.
- Среди ваших последних работ – служанка Мэми в спектакле «Уступите место завтрашнему дню». Как вы себя ощущаете в женской роли?
- Мой персонаж не столько женщина, сколько робот, который изо дня в день выполняет одни и те же движения. Все они механические, никаких эмоций. Было очень смешно, когда мне выдали колготки. Я не знал, как их надевать. Мне объяснили, но у меня они натянулись почему-то только до колен. Потом жена подсказала, что делать дальше. А от шпилек я отказался, понял, что сразу упаду, поэтому в спектакле у меня туфли на небольшом каблучке, я бы не сказал, что сложно ходить.
- Вы являетесь активным членом Союза театральных деятелей, занимаетесь общественной работой. Расскажите немного об этой стороне вашей жизни.
- Мы иногда выступаем в детских домах, но делаем это по зову сердца, поэтому я не люблю афишировать. Перед такими детьми очень тяжело работать, они в каждом мужчине видят папу, а в каждой женщине – маму. Если и стоит афишировать благотворительную деятельность, то только для того, чтобы привлечь спонсоров.
Раньше от русского драмтеатра я входил в правление Союза театральных деятелей, а сейчас собираю взносы, чтобы вовремя оказать материальную помощь коллегам. Помогаем с оплатой лечения, выпуском книг, осуществлением театральных проектов. А в нашем профсоюзе я возглавляю детский сектор, наша команда организует новогодние ёлки для детей работников театра, выезды на природу и так далее.
- У многих ваших коллег есть странички в соцсетях, у вас их нет. Почему?
- Честно скажу, я устаю от компьютера, это первое. И второе – я предпочитаю живое общение. Страничка в соцсетях у меня была, но я из неё вышел – меня удивляет, почему среди друзей оказываются какие-то посторонние люди, которые вступают с тобой в переписку, задают какие-то ненужные вопросы. Ты вынужден им отвечать, тратить своё время. Если вопросы задают друзья, то, считаю, лучше лично пообщаться, а не виртуально. Выставлять на всеобщий показ свою личную жизнь я не собираюсь.
- Вам 40 лет, из них ровно половину вы на сцене. В субботу, 28 января, состоится ваш бенефис. Чья этот идея?
- Я вообще не хотел никаких праздников, потому что в начале декабря прошлого года не стало моей мамы. А потом мне родственник и знакомые подсказали провести творческий вечер в память мамы, Ирины Брагиной, и я согласился. А наш директор Петр Григорьевич Степанов уговорил сделать бенефис. Всё- таки 20 лет на сцене – это срок. А в 40 – жизнь только начинается.
- А почему выбор пал на спектакль «Месье Амедей»?
- В субботу люди хотят отдыхать, поэтому нам захотелось показать комедию. Надеюсь, все останутся довольны. Хочу пожелать вашей газете процветания и хорошего читателя и никому никогда не унывать. Всё будет хорошо!
- Спасибо за интервью.
Елена Капустина, «Бурятия», 26.01.2017