В бурятской столице отгремела премьера спектакля-эксперимента от литовского режиссера

Опубликовано:
2016-11-28 18:13:00

На большой сцене Русского драматического театра им. Н.А. Бестужева в минувшую пятницу состоялась премьера спектакля «Уступите место завтрашнему дню». После первого действия зрители разделились на два противоположных лагеря – одни, недовольные увиденным, спешили покинуть храм искусств, а другие, наоборот, восторженно отзывались о театральном эксперименте. Почему возникла столь разная реакция на один и тот же спектакль, попробовал разобраться корреспондент газеты «Бурятия».

Мнения «против»

- Я нечасто бываю в театре, но когда прихожу, обычно все нравится, а сегодня не хочу досматривать спектакль, мне стало неинтересно, - призналась студентка Кристина.

- Возможно, мы не привыкли к таким модерновым постановкам, - поделилась впечатлениями Ольга Анатольевна. - Я пришла получить удовольствие, а увиденное мне абсолютно не понравилось. Я пришла с хорошим настроением, но оно быстро испортилось: эти дикие звуки, жуткий скрип дверей. Это не премьера, а провал. Жаль артистов, которые сейчас выйдут и увидят полупустой зал.

- Раньше я из театра никогда не уходил, это впервые. Содержание я понял, но спектакль мне не понравился, лучше бы артисты сами говорили на сцене, - рассказал Александр Гармаевич.

- Я вообще ничего не поняла – мужчины почему-то говорят женскими голосами, женщины – мужскими. На сцене артисты только двигаются, а слова за них произносят другие. Ужасно громкие звуки вызывают сильное раздражение, - возмущается Галина, также покинувшая зрительный зал после первого акта.

Мнения «за»

- Мне очень понравилась необычная постановка, сразу видно, что это эксперимент. Понравился ритм спектакля. Оркестровая яма как будто бы отдельный персонаж, а артисты, которые там находятся, тоже вовлечены в сам процесс. Прекрасно налажено взаимодействие актеров, которые играют на сцене, и тех, кто их озвучивает. Это, на мой взгляд, самое главное, а не само действие спектакля, - считает девушка Маша. – Я была на спектакле Тадаса Монтримаса «Пьяные», там тоже люди уходили после первого действия, но остались те, кто умеет думать, кто любит театр. И сейчас то же самое. Лично я жду какой-то необычной развязки, на мой взгляд, это визитная карточка режиссера.

Восторги девушки разделили и другие зрительницы.

- Мы уходить не собираемся. Мы нарядились, причесались, пришли в театр, как же можно уйти? – шутит Людмила Павловна. - Трудно сказать, что спектакль нам понравился, но видно работу художника, режиссера. Уровень довольно высокий. Нравится подобное или не нравится, это дело вкуса каждого, но нам интересно досмотреть до конца. Мы не разочаровались.

- Мне спектакль очень понравился, - делится Татьяна Викторовна.- Понравилось то, что он необычный. Вначале, правда, было сложно воспринимать происходящее, наверное, потому, что я настроилась совсем на другой спектакль. Во время первого действия мне даже показалось, что нахожусь в «психушке» или еще где-то. Во время антракта я привела свои мысли в порядок и уже ждала продолжения спектакля. Впечатления очень даже положительные.

На кого рассчитан спектакль?

Проблема взаимоотношений отцов и детей существовала во все времена. Пьеса «Уступите место завтрашнему дню» хоть и написана американской писательницей, драматургом и сценаристом Виной Дельмар в 1937 году, но актуальна и по сей день.

- Эта тема вечная, не имеет определенного времени, потому что всегда будут родители, всегда будут дети, их отношения. Этим продиктовано художественное решение спектакля – мы не привязаны к какой-то конкретной эпохе и стране. Визуально мы разделяем героев на две конфликтующие группы, - делится режиссер Тадас Монтримас.

На сцене семейство Куперов – мать, отец и их взрослые дети. Пожилая пара Барклей и Люси прожили вместе 50 лет, однако в силу сложившихся обстоятельств остаются без своего дома. Дети идут на различные ухищрения, пытаясь «спихнуть» заботу о родителях друг на друга. После недолгого свидания с женой, отец семейства уезжает к одной из дочерей, а мать попадает в богадельню.

Конфликт двух поколений показан в Русском драмтеатре весьма необычно – герои пьесы на сцене не произносят ни слова, за них это делают их коллеги, которые во время спектакля находятся в оркестровой яме. Именно отсюда звучат слова, принадлежащие семейству Куперов, их гостям и другим персонажам пьесы. Отсюда же раздаются звуки, сопровождающие действие спектакля, – звук открывающихся дверей, лай собак, кудахтанье кур, музыкальные мелодии и прочее. На вопрос, почему герои не говорят на сцене сами, режиссер поясняет:

- Это для того, чтобы зрители не думали про то, кто разговаривает, а думали про то, что говорят, про смысл сказанного, а не про эмоцию, с которой это было сказано. Благодаря такому приему зритель воспринимает больше информации. Считаю, что в какой-то мере это обогащает произведение, написанное Виной Дельмар.

- Я видел, что люди уходили, но ничего страшного в этом нет, - признался Тадас Монтримас. – Это спектакль не для каждого, не для тех, кто любит классические постановки. Он для людей, у которых работает фантазия. Зритель меняется, поэтому хватит показывать то, что было 80 лет назад, надо идти вперед. Все было так, как и должно было случиться. Я доволен работой и очень благодарен своим актерам.

Заместитель министра культуры Бурятии Наталья Светозарова считает, что спектакль поймут люди взрослого поколения, которые уже пожили и поняли, что такое жизнь, хотя постановка довольно молодёжная.

По мнению замминистра, спектакль ещё сырой, недорепетированный:

- Всегда смотрится хорошо, когда звук совпадает с движением, тогда идет на ура и сразу все понятно. Здесь пока этого нет.

Режиссер же уверен, что благодаря подобным современным постановкам в театр вернется молодой зритель и это уже происходит. Цель творческого коллектива достигнута.

СПРАВКА

В семидесятые годы прошлого века на сцене театра имени Моссовета шел спектакль по этой же пьесе под названием «Дальше - тишина», главные роли в нем исполняли наши великие артисты Фаина Раневская и Ростислав Плятт.

 

Елена Капустина, "Бурятия" от 28.11.2016

В ближайшее время спектакль не состоится, следите за афишей.