В нашем проекте подростков не используют для «показушности» - драматург Мария Зелинская

Опубликовано:
2017-04-21 11:22:00

В Государственном русском драматическом театре им. Н. А. Бестужева с 8 по 18 апреля прошла Творческая лаборатория «Территория РО­СТа» (Растём, Общаясь с Театром). Начало театрально-образователь­ному проекту положено в 2016 году при поддержке Министерства культуры Республики Бурятия. На несколько дней ребята из разных школ города полностью погружаются в театральный мир. Специальная методи­ка позволяет кураторам проекта - драматургам Вячеславу Дурненкову и Марии Зелинской шаг за шагом провести своих подопечных от задумки бу­дущего театрального действа до воплощения на сцене.

Шаг навстречу мечте
– Наш проект направлен на то, что­бы разбудить в подростке желание творить, ввести его в мир театра. И это не то, чтобы дать какие-то поверхност­ные знания, а чтобы подросток на пол­ном серьёзе включился в процесс соз­дания спектакля, – говорит Вячеслав Дурненков. – Сначала мы даём лекции о теории, об основах сюжетосложения, о сути конфликта и развитии действия – это, как правило, в игровой форме. Затем ребята пишут текст пьесы, зна­комятся с режиссёрами, попадают на репетицию. Они видят, как взрослые профессионалы работают с текстами, советуются с ними, а в финале уже как зрители попадают на спектакль, ко­торый состоит из таких вот эскизов, коротких зарисовок. Дети участвуют самые разные, мы просим подобрать нам смешанную группу. Бывает, что и материально обеспечены по-разному, и поведение у кого конфликтное, у кого все тихо да гладко, есть и те, кто с нарушениями в физическом развитии. Но все они в силу тех или иных при­чин испытывают на себе – и отражают это, как в зеркале, – проблемы нашего общества. Это и недостаток внимания со стороны родителей, и трудности взросления, адаптации в подростко­вой среде, и школьные нагрузки, где всё заточено на результат, на опреде­ленные ответы, чтобы сдать экзамен, к примеру, а не на глубинные знания.
В «Территории РОСТа» участвовали 14 ребят, от 12 до 16 лет, они написали 13 пьес. Мы обращаемся с ними как с серьёзными авторами, считаем каж­дого подростка профессиональным драматургом. Уважаем любое прояв­ление его характера, самобытность, особенность видения и восприятия окружающего. Учим их раскрывать и выражать свой внутренний мир – и доказываем им, что это важно, что не­сколько страниц, так робко, возмож­но, и неумело написанных, – это их сегодняшний день со всеми чувства­ми, мыслями, переживаниями. И это сегодняшнее состояние формирует будущее, это шаг навстречу мечте, это даёт ключ к пониманию многих про­блем, с которыми они сталкиваются, которые возможно и нужно преодо­леть. Никогда мы ничего не переписы­ваем за нашими авторами, ничего не меняем – это принципиально.
– Это абсолютно не сказочные пье­сы, не какое-нибудь фэнтези, не хоб­биты и не Гарри Потер, – в разговор включается Мария Зелинская. – Дети пишут о своей жизни, но вместе с тем они вносят что-то романтическое, какую-то чистоту, искренность ви­дения, многое происходит по самому первому чувству – вот как легло на бумагу, так оно и есть. В одном городе, где мы работали с этим же проектом, девочка написала пьесу. Героиня не может добиться внимания мальчика – он показан как отрицательный пер­сонаж. При этом к ней испытывает не­разделённые чувства другой мальчик, скромный и положительный – ну, это в общих чертах, условно, конечно. И вот, когда ситуация окончательно за­путывается, нет никакого решения, вдруг «выходит шестое чувство» и го­ворит этой девочке, «тебе, мол, надо разобраться в себе». Интересная за­дача для актёра – сыграть «шестое чувство», воплотить этот сценический образ.
В нашем проекте подростков не используют для показушности, для того, чтобы написать что-то на «за­данные темы» – про то, например, как мы будем «спасать и защищать Байкал», – как сами ребята думают по­началу. Иногда в написании текстов у них «включаются штампы», что-то увиденное в телесериалах, например. Мы объясняем: «Ну да, это всё может быть, но разве ты сам пережил это, разве такое возможно у тебя во дворе, с твоими друзьями, с родителями?». Наши авторы задумываются, ведь и правда – реальная жизнь это вовсе не спецэффекты и не компьютерная гра­фика.
Методика, которую мы используем, была разработана и опробирована в Шотландии. Там обратили внимание, что тинейджеры перестали ходить в театр, это им было безразлично. И ряд театральных деятелей решили подготовить своего зрителя, заин­тересовать ребят, увести их с улицы, направить энергию на что-то сози­дательное. Работая по этой методике примерно с 2004 года, мы внесли свои изменения с учётом наших российских реалий. Хотя на репетицию всех эски­зов уходит один-два дня, но режиссё­ры придумывают и очень быстро во­площают минимальные декорации, костюмы, используют специально по­добранную музыку, ставят свет.
Говорят дети
Анастасия Петелина (10 «Б» класс МАОУ «СОШ № 49»), автор пье­сы «Как ребёнок»:
– Для меня это было неожиданно, я представляла по-другому. Знала, что мы будем писать пьесы, но на самом деле всё получилось очень захватыва­юще, много экспериментов, я открыла в себе то, что не ожидала сама. Очень рада, что все получилось. Сначала мы три дня изучали теорию, поведение персонажей, разрабатывали харак­теры, придумывали и рассказывали истории. Затем три дня писали тек­сты. Были на репетициях, видели, как всё происходит, режиссёр на наших глазах готовил спектакль с актёра­ми. Моя пьеса «Как ребёнок» про то, что подростки в моем возрасте начи­нают вести себя так, как им кажется правильно, не думая, как к этому от­носятся окружающие, что это может огорчить их родителей. Они делают так, чтобы не отличаться от основной массы, подстраиваются под мнение своих сверстников. А в моей пьесе ге­роиня ведёт себя, как ребёнок, и не стесняется этого. Она хочет проявить свою искренность и поступает даже наивно. Этим она отличается от всех, происходят разные события, которые могут изменить или даже сломать её характер. Но она остаётся верна себе, отстаивает своё мнение.
 
 
Юрий НЕВСКИЙ, «Бурятия», 21.04.2017

В ближайшее время спектакль не состоится, следите за афишей.