Шаг навстречу мечте
– Наш проект направлен на то, чтобы разбудить в подростке желание творить, ввести его в мир театра. И это не то, чтобы дать какие-то поверхностные знания, а чтобы подросток на полном серьёзе включился в процесс создания спектакля, – говорит Вячеслав Дурненков. – Сначала мы даём лекции о теории, об основах сюжетосложения, о сути конфликта и развитии действия – это, как правило, в игровой форме. Затем ребята пишут текст пьесы, знакомятся с режиссёрами, попадают на репетицию. Они видят, как взрослые профессионалы работают с текстами, советуются с ними, а в финале уже как зрители попадают на спектакль, который состоит из таких вот эскизов, коротких зарисовок. Дети участвуют самые разные, мы просим подобрать нам смешанную группу. Бывает, что и материально обеспечены по-разному, и поведение у кого конфликтное, у кого все тихо да гладко, есть и те, кто с нарушениями в физическом развитии. Но все они в силу тех или иных причин испытывают на себе – и отражают это, как в зеркале, – проблемы нашего общества. Это и недостаток внимания со стороны родителей, и трудности взросления, адаптации в подростковой среде, и школьные нагрузки, где всё заточено на результат, на определенные ответы, чтобы сдать экзамен, к примеру, а не на глубинные знания.
В «Территории РОСТа» участвовали 14 ребят, от 12 до 16 лет, они написали 13 пьес. Мы обращаемся с ними как с серьёзными авторами, считаем каждого подростка профессиональным драматургом. Уважаем любое проявление его характера, самобытность, особенность видения и восприятия окружающего. Учим их раскрывать и выражать свой внутренний мир – и доказываем им, что это важно, что несколько страниц, так робко, возможно, и неумело написанных, – это их сегодняшний день со всеми чувствами, мыслями, переживаниями. И это сегодняшнее состояние формирует будущее, это шаг навстречу мечте, это даёт ключ к пониманию многих проблем, с которыми они сталкиваются, которые возможно и нужно преодолеть. Никогда мы ничего не переписываем за нашими авторами, ничего не меняем – это принципиально.
– Это абсолютно не сказочные пьесы, не какое-нибудь фэнтези, не хоббиты и не Гарри Потер, – в разговор включается Мария Зелинская. – Дети пишут о своей жизни, но вместе с тем они вносят что-то романтическое, какую-то чистоту, искренность видения, многое происходит по самому первому чувству – вот как легло на бумагу, так оно и есть. В одном городе, где мы работали с этим же проектом, девочка написала пьесу. Героиня не может добиться внимания мальчика – он показан как отрицательный персонаж. При этом к ней испытывает неразделённые чувства другой мальчик, скромный и положительный – ну, это в общих чертах, условно, конечно. И вот, когда ситуация окончательно запутывается, нет никакого решения, вдруг «выходит шестое чувство» и говорит этой девочке, «тебе, мол, надо разобраться в себе». Интересная задача для актёра – сыграть «шестое чувство», воплотить этот сценический образ.
В нашем проекте подростков не используют для показушности, для того, чтобы написать что-то на «заданные темы» – про то, например, как мы будем «спасать и защищать Байкал», – как сами ребята думают поначалу. Иногда в написании текстов у них «включаются штампы», что-то увиденное в телесериалах, например. Мы объясняем: «Ну да, это всё может быть, но разве ты сам пережил это, разве такое возможно у тебя во дворе, с твоими друзьями, с родителями?». Наши авторы задумываются, ведь и правда – реальная жизнь это вовсе не спецэффекты и не компьютерная графика.
Методика, которую мы используем, была разработана и опробирована в Шотландии. Там обратили внимание, что тинейджеры перестали ходить в театр, это им было безразлично. И ряд театральных деятелей решили подготовить своего зрителя, заинтересовать ребят, увести их с улицы, направить энергию на что-то созидательное. Работая по этой методике примерно с 2004 года, мы внесли свои изменения с учётом наших российских реалий. Хотя на репетицию всех эскизов уходит один-два дня, но режиссёры придумывают и очень быстро воплощают минимальные декорации, костюмы, используют специально подобранную музыку, ставят свет.
Говорят дети
Анастасия Петелина (10 «Б» класс МАОУ «СОШ № 49»), автор пьесы «Как ребёнок»:
– Для меня это было неожиданно, я представляла по-другому. Знала, что мы будем писать пьесы, но на самом деле всё получилось очень захватывающе, много экспериментов, я открыла в себе то, что не ожидала сама. Очень рада, что все получилось. Сначала мы три дня изучали теорию, поведение персонажей, разрабатывали характеры, придумывали и рассказывали истории. Затем три дня писали тексты. Были на репетициях, видели, как всё происходит, режиссёр на наших глазах готовил спектакль с актёрами. Моя пьеса «Как ребёнок» про то, что подростки в моем возрасте начинают вести себя так, как им кажется правильно, не думая, как к этому относятся окружающие, что это может огорчить их родителей. Они делают так, чтобы не отличаться от основной массы, подстраиваются под мнение своих сверстников. А в моей пьесе героиня ведёт себя, как ребёнок, и не стесняется этого. Она хочет проявить свою искренность и поступает даже наивно. Этим она отличается от всех, происходят разные события, которые могут изменить или даже сломать её характер. Но она остаётся верна себе, отстаивает своё мнение.
Юрий НЕВСКИЙ, «Бурятия», 21.04.2017