В Улан-Удэ в Русском драмтеатре показали, как «Ганди молчал по субботам»

Опубликовано:
2019-03-20 18:37:00

Алена Байбородина: «Человек приходит в этот мир один и уходит из него один».

— Плейбек-театр — это театр, где зрители рассказывают свои истории, а мы, актеры, тут же разыгрываем их…

После минутки культурного ликбеза — ломка «четвертой стены».

В Улан-Удэ в Русском драмтеатре показали, как «Ганди молчал по субботам» Фото: Александра Данилова.

Артисты пытаются втянуть публику в действо, однако зрители не торопятся изливать душу. Вдруг раздается голос: «Я хочу рассказать!». Под ярким светом софитов появляется юноша, который медленно спускается с заднего ряда на исповедь.

Именно так начинается очередная премьера Русского драмтеатра имени Бестужева. Постановки на малой сцене здесь — явление не столь частое, но раз уж выбран такой формат, дело и впрямь деликатное. Как в спектакле «Ганди молчал по субботам» московского режиссера Ольги Румянцевой по одноименной пьесе российского драматурга Анастасии Букреевой. Как в истории о распаде семьи, рассказанной 16-летним подростком в одном действии за один час. 

Драма случается не сразу. Сначала жизнь главного героя течет словно по маслу. Саша, или как сам он называет себя — «Мот» (неслучайно отсылая к молодежному рэперу), живет с мамой, папой, дедушкой, сестренкой Катей и собачкой Карамелькой. Все домочадцы любят друг друга, каждый день едят вкусные ужины, заботливо приготовленные хранительницей домашнего очага, а по выходным ходят то в кино, то по грибы — до чего уж договорятся.

А потом привычный мирок рушится, как карточный домик. Отец уходит из дома к секретарше тете Лене, мать приводит какого-то хмыря, а Мот, в свою очередь — бомжиху Лизаньку из метро. Бездомная женщина носит с собой плюшевого мишку, много играет на крошечной балалайке, мало говорит с окружающими и изредка произносит сакраментальную фразу: «Ганди молчал по субботам».

Хранил ли идеолог национально-освободительного движения Индии Silentium в шестой день недели — доподлинно неизвестно. Но именно так поступает Мот. Уходит в себя и молчит — по субботам, а затем — и по воскресеньям, понедельникам, вторникам…. Внешнее спокойствие сопровождается внутренними метаниями. Юноша анализирует поступки родных: эгоизм родителей, автоматически наделенных названиями «родитель — 1» и «родитель-2», маразм деда, собравшегося на войну под влиянием дурных новостей, ложь сестры, не поехавшей из-за болезни на чемпионат по танцам….

Параллельно он размышляет о многих проблемах: государственном бюджете, космических кораблях, бороздящих просторы Вселенной, нелепых лайках в социальных сетях и, конечно, самом сильном чувстве на Земле. Если шекспировского Гамлета терзал один вопрос: «Быть или не быть?», то букреевского Сашу — два: «Зачем люди женятся?» и «Есть ли вечная любовь?», на которые созревает ответ: «Если ты хочешь жениться, спроси себя, сможешь ли ты с этим человеком в одном гробу лежать?».

Молчание Мота — не только протест против несправедливости, но и лакмусовая бумажка для чужих откровений. И вот выясняется, что папа переживает кризис среднего возраста, мама заводит роман в отместку, дедушка тоскует по коммунистическому прошлому, а Катя делает хорошую мину при плохой игре. Лизанька же потеряла ребенка в подземном переходе. Туда же отправляется главный герой, когда она умирает, решив для себя «Если молчать хотя бы раз в неделю, то жить можно».

То, что происходит в голове, отражается на сцене. Зрители наблюдают трагикомедию. Внутренний апокалипсис взрослеющего человека тонко передают и вдохновенно воссоздают актеры Русдрама, которые играют спектакль единственным составом. Елена Ербакова мастерски вживается в образ бунтующего «пацана», а Анастасия Турушева — мечтательной танцовщицы. Петр Прозоровский виртуозно исполняет роли старичка и доктора-рэпера, а Алена Байбородина и Станислав Немчинов — родителей и любовников.

Лиана Щетилина примеряет облик гражданки без определенного места жительства, которая больше напоминает представительницу регги-культуры — загадочную и свободную личность — и делает это более чем проникновенно. Как призналась сама девушка, новая работа стала настоящим откровением. Ну, а Дмитрий Тарбеев так искренне показывает переживания инфантильного юноши, чья благополучная семья оказалась отнюдь не идеальной, что наверняка сам Станиславский сказал бы: «Верю!». 

Камерная обстановка создает эффект подглядывания, а уместно подобранные треки — от хитов 90-х «Samba de Janeiro» и «Я сам себе и небо, и луна» до трека современности «Мот сейчас в клубе» — напоминают о преемственности поколений и проблемах «отцов и детей». И главная из них сегодня — развод родителей, крушение детских идеалов и реакция ребенка, его адаптация к новым условиям. Не зря «Ганди молчал по субботам» — одно из самых востребованных произведений отечественной драматургии и одна из самых популярных постановок российских театров — от Кемерово и Стерлитамака до Новокузнецка и Великих Лук. Она оставляет светлую грусть, долгое послевкусие, вызывает катарсис у тех, кто сам пережил подобное и узнал себя, и заставляет не только аплодировать стоя, но и украдкой смахивать слезу. Но чем сто раз услышать, лучше хотя бы один раз увидеть — теперь уже 13 и 17 апреля.

Комментарии

Режиссер Ольга Румянцева

Пьеса построена интересно — допускает многовариативность в прочтении, содержит элементы игры, мистики, восточной философии. Меня она заинтересовала главным героем. 16-летний подросток сталкивается с обманом и предательством — нормой жизни для многих — и не желает мириться с этим. При работе над спектаклем мы очертили круг вопросов, которые волнуют всех в этой истории: Что есть семья? Нужна ли она человеку? Что есть любовь? Верность? Кто я? В чем смысл моей жизни? Каков мой путь? Они решаются не только ребенком, но и его родителями, возникают в критические периоды, но, увы, не имеют универсальных ответов: каждый ищет свои. Может быть, они приходят в молчании?

Дмитрий Тарбеев, актер

— Был рад поработать с объемным материалом, затрагивающим пласт актуальных тем. Мой герой — образованный парень, интересующийся и нанотехнологиями, и политобстановкой. Но у него переходный возраст и психологическая неготовность к тому, что случилось. До 16 лет Саша-Мот жил в розовых очках. Он верил в вечность любви и тяжело воспринял распад семьи. Конечно, если родители не могут быть вместе и буквально ненавидят друг друга, ребенок обязательно почувствует это, и идиллии не получится. Каждый должен поступать по совести, решать проблему максимально безболезненно. Но вот получится ли? 

Алена Байбородина, актриса

Эту постановку увидеть должны и подростки, и взрослые, чтобы взглянуть на проблему через театральную призму. Спектакль «Ганди молчала по субботам» — о том, что человек приходит в этот мир один и уходит из него один. И как справиться с этим одиночеством, кажущимся тотальным в период взросления — сложный вопрос…. Он позволяет понять, какие чувства и эмоции испытывает подросток, который впервые сталкивается с крушением детского представления о мире. А еще этот спектакль — о том, что молчание — золото. Иногда лучше не кричать, распыляться и разглагольствовать, а остаться в тишине, побыть наедине с самим собой и, возможно, найти выход из ситуации.

 

Роксана Родионова, «Московский комсомолец в Бурятии», 20.03.2019

В ближайшее время спектакль не состоится, следите за афишей.