Касса +7 (3012) 23-50-10

«Вне традиций»: в театре им. Бестужева представили нового «Ричарда» Шекспира

Борьба за власть, уважение и признание, и цена за эти «богатства» – тема, которой решили открыть сезон в Русском драматическом театре им. Бестужева. Худрук Сергей Левицкий представил свою новую постановку «Ричард III» по пьесе Уильяма Шекспира. 

К слову, пиар-компания была под стать рекламе фильма – цепляющие неоднозначными образами трейлеры, промо-фотоссессия, обсуждение выбранной провокационной формы ещё до показа.

«Бестужевцы» как всегда удивляют…» - фраза уже ставшая, пожалуй, слоганом для этого театра.

Хотя как воспринимать этот спектакль, как на него реагировать и как оценивать – в этом всем режиссер дал свободу зрителю, любой, кто увидит постановку совершенно определенно сможет сделать свои субъективные выводы, так создан спектакль – каждый использованный образ должен сработать на личность того, кто смотрит, что внутри у зрителя, то и станет тем, «что хотел сказать режиссер».

- Все что касается использованных в спектакле образов…Это на суд зрителя, - ответил Сергей Левицкий в беседе с журналистами. Режиссер считает, что смыслы, заложенные в спектакле должны «рождаться в голове самого зрителя».

Бестужевский «Ричард» наполнен аллегориями, даже пародиями на конкретные реалии современной жизни. В используемых художественных приемах и их количестве уже узнается стиль режиссера, как и его стремление дополнять любой материал современным звучанием и личными болевыми точками. При этом, режиссер признается, постановку он готовил с учетом популярности материала – эту пьесу Шекспира ставили и ставят в театрах большое число режиссеров.

- Мы много смотрели, как и что ставили, и в нашем спектакле есть отсылки и диалог с предыдущими постановками «Ричарда», - отмечает Сергей Левицкий.

Есть и одно принципиальное отличие от всего, что было до, улан-удэнский «Ричард» - молодой герой. Обычно столь ответственную роль исполняет возрастной актер, но Левицкий отдал её ровеснику персонажа – Владимиру Барташевичу, как и шекспировскому королю ему всего 30 лет.

Играть злодея и быть главным действующим лицом по признанию самого актера было очень нелегко. Владимир честно признавался, он даже не хотел исполнять эту роль, просил режиссера заменить его, но решение осталось прежним, и судя по реакции первых зрителей на пресс-показе, верным.

Недолюбленный, закомплексованный, изуродованный отношением близких людей – внутри, внешне - Ричард энергичен и очень дерзок, таким и должен быть молодой герой. Так эмоционально оправдывается создаваемый им хаос и творящаяся жестокость.

- Мне показалось будет интересно сыграть его вне традиций, сделать молодого Ричарда, - подтверждает режиссер.

Пожалуй, "вне традиций", ещё мягко сказано, для тех, кто любит классику.  Помимо подчеркивающих всю испорченность и алчность героя не эстетичных атрибутов на сцене, типа туш мяса, есть и совершенно выбивающиеся образы - столь же изувеченные как Ричард, но все же игрушки - мягкие медведи и маленький качающийся конь. Очевидно, "все мы из детства", так принято говорит про все внутренние проблемы и комплексы. Таков и главный герой, его боль родом из его детства.

На сцене постоянно существуют несколько персонажей, «свита» Ричарда практически не оставляет его одного, всего в спектакле задействовано сразу 25 артистов. С дебютом выходит и новый актер театр Аюр Доржиев.

- Он мой одногруппник, мы давно дружим, - поделился Сергей Левицкий, - Он важный и ценный артист для нашего театра.

В спектакле не только действительно много убийств, не говоря уже о том, что все действие постоянно происходит внутри или на фоне морга-скотобойни, но и достаточно сатиры.

- Да, есть элементы черного юмора. Мы хотели стилизовать как фильмы Тарантино или Гая Ричи, - говорит режиссер, - Когда театр берется за пьесу, даже Шекспира, он не может жить не в сегодняшнем дне. У меня априори всегда происходит выбор того, что про сейчас и сегодня.

К слову, все жесткая сценография (морг и скотобойня) авторство также режиссера.

- У меня привычка. Я на самом деле во всех спектаклях сочиняю пространство, потом с художниками и сценографами мы приходим с какому-то общему знаменателю, к конечной форме спектакля. Мне важно придумать форму, в которой потом будет существовать содержание. Тут так получилось просто, что я официальный сценограф, - говорит Левицкий.

Откроем небольшой секрет, именно в финале «Ричарда» становится понятно почему все-таки такие пугающие декорации, замысел режиссера раскрывают последние минуты существования Ричарда.  Несмотря на все кровавое действо, что шло до этого, финал - главное откровение в истории казалось бы бессердечного героя - с одной стороны, с другой - вполне логичный итог такой обездушенной судьбы.

 

Анастасия Хомосова, "Байкал Медиа Консалтинг" от 06.10.2017

Опубликовано:
2017-10-10 11:37:00