Касса +7 (3012) 23-50-10

«Бестужевцы» почтили память народной артистки РСФСР Клавдии Никулиной

13 ноября исполнилось 100 лет со дня рождения одной из самых любимых актрис Государственного русского драматического театра им.Н.А.Бестужева, народной артистки РСФСР Клавдии Никулиной. Театральный коллектив возложил цветы у мемориальной доски, расположенной на фасаде дома, где жила актриса, а также на могиле Клавдии Тимофеевны.

Клавдия Никулина отдала родному Русскому драмтеатру 57 лет своей жизни, сыграла здесь более 300 ролей, запомнившихся театральной публике на долгие годы: бабка в «Семейном портрете с дензнаками» С.Лобозерова, Фру Альвинг в «Приведении» Ибсена, Берта в «Поминальной молитве» Г.Горина, Софья Ивановна в «Пока она умирала» Н.Птушкиной, Фоминишна в «Свои люди сочтемся» А.Островского и многие другие. Она выходила на сцену вплоть до самой глубокой старости, практически до 87 лет играла в детских сказках, и по-настоящему стала достоянием «бестужевского» коллектива.

Я выражаю благодарность всему коллективу за сохранение памяти, за ведение акций памяти, – поблагодарил всех присутствующих в этот день у дома Клавдии Никулиной директор ГРДТ Петр Степанов, идейный вдохновитель данной акции. – Я познакомился с ней в 1970 году, придя в театр осветителем. Я светил такие спектакли, как «Семья», «Цыган», и видел ее бурную деятельность, но никак не мог предположить, что мне придется участвовать в ее судьбе до конца жизни. Клавдия Никулина – это глыба, таких артистов самоучек, ведь у нее не было актерского образования, очень мало, и конечно, она оставила огромнейший след в истории театра.

В Улан-Удэ Клавдия Тимофеевна приехала в далеком 1948 году. За плечами молодой тридцатилетней красавицы – огромный жизненный багаж и немало выпавших на ее долю трудностей и испытаний: потеря родителей, жизнь в детском доме, откуда ее впоследствии забрала старшая сестра в Москву, и конечно, Великая Отечественная война.

В августе 1941 г., после окончания медицинских курсов, Клавдия Никулина была призвана Сокольническим райвоенкоматом столицы на фронт. И с войсками 1-го Украинского фронта медсестра, младший сержант Никулина прошла нелёгкий боевой путь от Москвы до Германии, встретив победу в польском городе Бреславле (Вроцлав). Она участвовала в крупных сражениях, была на передовой и вытаскивала раненых с поля боя. За проявленный героизм ей неоднократно объявлялись благодарности, ее заслуги отмечены боевыми наградами, одна из которых – Орден Великой отечественной войны II степени.

Однако здесь в Улан-Удэ, на сцене Русского драматического театра началась другая жизнь – головокружительная актерская карьера, ведущие роли, цветы, поклонники и признание зрителей. Клавдия Тимофеевна, благодаря природной красоте, невероятному обаянию, женственности, таланту смогла воплотить настолько разные женские образы.

Ее первая роль Тоси Чижовой, девушки-фронтовички в спектакле «Встреча с юностью» А. Арбузова привлекла внимание публики своей искренностью и душевной чистотой. В этой и других небольших ролях, таких как Эдит («Снежок»), Дама с цветами («Весна в Москве»), Леля («Машенька»), цыганка Намо («Бесприданница») уже чувствовались большие творческие возможности молодой исполнительницы.

Среди ее знаменитых работ: Валька в «Иркутской истории» А.Арбузова, Джейн в «Марии Тюдор» В.Гюго, Марианна в «Тартюфе» Ж.-Б.Мольера, Нина Куприянова в «Угрюм-реке» В.Шишкова, Любовь Яровая в одноименном спектакле по пьесе К.Тренева, Софья «Последние», Клавдия «Цыган», Фру Альвинг в «Приведении» Ибсена, Ганна в «Вечере» Дударева, Жанна в одноименной пьесе Галина, госпожа Пернель в «Тартюфе» Мольера, Екатерина II в «Любовь – книга золотая» А.Толстого и др.

Особое место в творчестве Никулиной занимала театральная лениниана. Она играла Крупскую в спектакле «Сквозь грозы» И. Кычакова и Марию Александровну Ульянову в «Семье» А. Попова, Елизавету Васильевну Крупскую в спектакле «Первые ласточки» Ш. Шагалиева. За блестящее воплощение роли матери Ленина на сцене театра актриса была удостоена звания «Народная артистка Бурятской АССР» и Всесоюзного диплома I степени

Комедийный темперамент, живая веселость К. Никулиной блеснули в колоритном исполнении героинь А. Островского: Реневой («Светит да не греет»), Сесипатра Семеновна («Красавец-мужчина»), Мавра Тарасовна («Правда хорошо, а счастье лучше»).

Она была ведущей артисткой нашего театра. Перефразируя известную фразу «это была честь и совесть нашей эпохи», Клавдия Тимофеевна была честью и совестью нашего театра, партийная совесть, так как возглавляла партийную организацию театра. Я знал ее с мальчишеского возраста. Мне довелось играть с ней в спектакле «Любовь – книга золотая», где она играла Екатерину II, а я ее фаворита Заволишина, а также в «Поминальной молитве», где у нее роль Берты была на аплодисменты всегда. В нашем театре она прошла путь от рядовой артистки до народной актрисы Российской Федерации. И конечно, с теплотой и улыбкой вспоминаешь ее присутствие в театре, она была очень нежная, улыбчивая, подтянутая и всегда готовая к работе, – рассказывает председатель союза театральных деятелей, заслуженный артист России Дмитрий Панков.

В своих ярких, точных на детали ролях, талантливая актриса сумела воплотить весь накопленный опыт и мастерство. Все героини Никулиной – от королев до простолюдинок убедительны. Их страдания она пропускала через душу и сердце, умея вскрыть и показать вечно «женственное» в сочетании с твердой волей и мудростью сердца.

За заслуги в области театрального искусства К.Т. Никулиной в 1979 году было присвоено звание «Народная артистка РСФСР», в 1987 году она была удостоена ордена «Дружбы народов». В разные годы актриса награждалась Почетными грамотами Верховного совета РСФСР и БурАССР, Совета министров Бур. ССР, Министерства культуры РСФСР, медалью «За трудовое отличие». Имя К.Т.Никулиной внесено в Книгу почета Министерства культуры Республики Бурятия. В феврале 1993 г. роль Веденеевой в спектакле «Женский стол в охотничьем зале» В. Мережко была высоко оценена и получила Государственную премию Республики Бурятия.

В этот день все, кто присутствовал на возложении цветов, рассказывали истории о знакомстве, общении и дружбе с Клавдией Тимофеевной и вспоминали актрису только добрыми словами и восторженными эпитетами.

Ей повезло, она много играла, играла хорошо и вдумчиво и была очень добрым и отзывчивым человеком, – делится воспоминаниями народная артистка России Галина Шелкова.

Когда сидишь в гримерке, не всегда можешь узнать человека, а мы с ней долгие годы делили одну гримировочную комнату, отыграли спектакль, разошлись. По-настоящему я сблизилась с ней, когда она болела, а я приходила ее навещать. У нее было удивительное качество – отдавать всю свою любовь близким, эта страсть заботиться о ком-то, даже о своих котах, была огромная, – вспоминает народная артистка России Нина Туманова.

Народная артистка РСФСР Клавдия Тимофеевна Никулина беззаветно служила театру и до сих пор является примером преданного отношения к своей профессии.

В честь памятной даты 14 ноября Русский драматический театр в рамках проекта «Малая академия театрального искусства» показал спектакль «Свои люди – сочтемся» А.Островского, в котором Клавдия Тимофеевна играла роль Фоминишны. Перед показом заслуженный артист Бурятии Валерий Шарафутдинов рассказал зрителям о Клавдии Тимофеевне, ее творческом и жизненном пути, военной биографии, отметив заслуги актрисы в театре.

Опубликовано:
2017-11-14 16:21:00