Касса +7 (3012) 23-50-10

«Бестужевцы» почтили память художника театра Николая Быстрова

7 ноября исполнилось 100 лет со дня рождения заслуженного деятеля искусств Бурят-Монгольской АССР, главного художника Русского драматического театра в период с 1954 по 1978 годы Николая Андреевича Быстрова. В этот день «бестужевцы» и родственники Николая Андреевича возложили цветы у мемориальной доски, расположенной на фасаде Художественного музея им.Ц.С.Сампилова, а также на могиле художника.

В Русском драматическом театре Улан-Удэ Николай Быстров служил практически четверть века. Еще в 40-х он поступил сюда в качестве актера. Хотя его любовь к искусству проявилась раньше, во время работы механиком на ПВЗ, где он был активным участником заводской художественной самодеятельности. Затем в годы Великой Отечественной войны Быстров ушел на фронт и, вернувшись после Победы, посвятил себя работе художника-постановщика.

По воспоминаниям коллег, работавших с ним, Николай Андреевич принадлежал к тем людям, кто всего себя отдают искусству и любимому делу.

Большую часть своей жизни: с малых лет и до последних дней Николай Андреевич отдал театру. Он принадлежал к тому поколению людей, которые не работали в театре, а служили, как солдаты, без выходных. Говоря о Николае Быстрове, в первую очередь, мы говорим о той самоотдаче, с которой он работал, – вспоминает заслуженный артист России Сергей Рыжов.

Я отлично помню, с каким рвением он работал. Во-первых, он присутствовал при монтировке практически всех спектаклей. И когда слышали его зычный голос – все сбегались на сцену и начинали работать. Уникальный профессионал. Во-вторых, он чтил все театральные законы, негласные театральные законы. Чтобы он вошел в театр в головном уборе – такого быть не могло, – делится впечатлениями директор ГРДТ Петр Степанов.

Его кисти принадлежит художественное оформление более 180 спектаклей, среди которых есть знаменитые постановки Государственного русского драматического театра: «Мария Тюдор» В.Гюго, «Поздняя любовь» и «Бесприданница» А.Островского, «Гамлет» и «Отелло» У.Шекспира, «На золотом дне» Д.Мамина-Сибиряка, «Клятва» Ц.Шагжина, «Валентин и Валентина» М.Рощина, «Провинциальные анекдоты» А.Вампилова, «Бронепоезд 14-69» В.Иванова, «Недоросль» Д.Фонвизина и многие другие. Особое место занимает спектакль «По соседству мы живем» С.Л.Лобозерова, о котором и сегодня главный художник Вадим Бройко вспоминает с большой теплотой:

Это мой любимый спектакль. Когда мы приехали на гастроли во Владивосток, там как раз проходила зональная выставка с участием художников из Москвы. Я показал им эскизы спектакля, потом они увидели его вживую, и были в таком восторге, – говорит Вадим Михайлович.

Актеры, говорившие в этот день о Николае Быстрове, отмечали его презентабельную внешность и запоминающийся голос, который громогласно раскатывался по сцене или в цехах при подготовке премьеры.

Его столетие совпало со столетием революции. В этот день, сто лет назад, умудрился родиться Николай Андреевич. И он был продукт советской эпохи, художник советского театра. Всегда ходил в своей мастерской в художественном образе: сером комбинезоне, на голове – знаменитый чулок, засученные рукава, а из карманов торчат карандаши и кисти. Он руководил всей постановочной частью, и вся монтировка всегда проходила под его контролем. Однажды, мне брат рассказывал, будучи на декаде культуры Бурятии в Москве, случилась оказия. Играли «Иван Грозный», вдруг Николай Андреевич заметил, что падает декорация. У него тут же сработало его профессиональное, и он во время спектакля на весь зал закричал, обращаясь к монтировщику: «Коля, держи!», – рассказывает председатель Союза театральных деятелей Бурятии Дмитрий Панков.

Стоит отметить, что в работах Быстрова чувствовалась особая любовь к деревне. Уроженец с. Ханхалой Мухоршибирского района Бурятии художник в своих первых спектаклях показывал увлеченность русской экзотикой, своеобразием русского быта. Он был, как принято говорить, из семейских. Позже с годами существенно изменилась интонация театральной речи художника – неторопливое повествование обогатилось экспрессией, динамикой.

Он был очень теплый человек. Пройдет мимо, поздоровается, и обязательно улыбнется. У меня о нем остались самые добрые и хорошие воспоминания, – говорит народная артистка России Галина Шелкова.

В памятном мероприятии приняли участие родственники художника: дочь Нина Николаевна, её муж и внук Павел. Нина Николаевна сердечно поблагодарила всех, кто присутствовал в этот день:

Я помню, мы обязательно принимали участие в подготовке его эскизов, макетов, клеили столы, стульчики. Для нас игра, а ему помощь. Очень рада, что у него есть приемник – правнук Михаил Миронов, который работает в театре оперы и балета художником-оформителем. Так что дело Быстрова живет, – заключила Нина Николаевна.

Опубликовано:
2017-11-08 11:35:00