Игорь Костолевский: «Везде есть люди с сердцем и люди с душой, и люди с совестью»

Опубликовано:
2018-06-15 17:50:00

15 июня в Государственном русском драматическом театре им.Н.А.Бестужева прошла пресс-конференция, посвященная «Большим гастролям» Московского академического театра им.Вл.Маяковского.

В пресс-конференции приняли участие: министр культуры Республики Бурятия Соелма Дагаева, директор театра им. Вл.Маяковского Леонид Ошарин, художественный руководитель Миндаугас Карбаускис, писатель, драматург, автор пьес «Изгнание», «Русский роман» Марюс Ивашкявичюс, народная артистка РСФСР Светлана Немоляева, народный артист России Игорь Костолевский, заслуженная артистка России Галина Беляева, лауреат «Золотой маски» 2016/2017 гг. Вячеслав Ковалев, директор ГРДТ им.Н.А.Бестужева Петр Степанов.

Приезд знаменитого театрального коллектива проходит в рамках программы Федерального центра поддержки гастрольной деятельности Министерства культуры РФ «Большие гастроли. Межрегиональная программа» и при содействии Министерства культуры Республики Бурятия. Приветствуя почетных гостей, министр культуры Бурятии Соелма Дагаева отметила:

– Мы рады приветствовать театр с такой историей, столько звезд мировой сцены прошло через этот театр, столько знаменитых имен. Я благодарна министерству культуры России и Центру поддержки гастрольной деятельности за то, что у нас есть возможность видеть такие коллективы. Благодаря программе «Большие гастроли», федеральные театры могут приехать в самые дальние уголки страны. Это прекрасно.

С 15 по 19 июня «Маяковка» покажет в Улан-Удэ шесть спектаклей: «Бешеные деньги», «Женитьба», «Русский роман», «Изгнание», «Человек, который принял жену за шляпу» и «Малыш и кот».

– Мы привезли к вам одни из лучших спектаклей, – рассказывает Леонид Ошарин. – У нас более 40 названий, и те шесть, что мы привезли, это все названия разных форм. Открываем гастроли спектаклем «Женитьба», который долгое время являлся визитной карточкой театра, а закрывать будем «Русским романом», получившим три «Золотых маски». Надеемся, что наши спектакли запомнятся Улан-Удэ. В Москве он считается театральным городом, по-хорошему продвинутым в этом смысле, поэтому мы не переживаем, уверены, все спектакли будут приняты хорошо.

В этом году театр им.Вл.Маяковского играет свой 95-й театральный сезон. И за всю свою долгую историю он ни разу не был в Бурятии. Народная артистка РСФСР Светлана Немоляева вспомнила, что однажды театр проезжал мимо города.

– Это было «сто лет назад», конец 60-х-начало 70 годов, у нас тогда была поездка в Монголию, где мы играли по частям Советской армии. Ни в Чите, ни в Улан-Удэ наш театр еще ни разу не был.

Галина Беляева рассказала, что сама родом из Иркутска, но в раннем возрасте переехала в Москву, хотя часто приезжала в родные места.

– Конечно, эти красоты меня всегда поражают. Это очень близко мне по духу: просторы, сопки, реки, озера. Необыкновенная красота. Отдыхаешь душой, когда видишь все это, – поделилась актриса.

На вопрос о том, можно ли делить зрителя на «столичного» и «провинциального», и учитывался ли при выборе постановок для гастролей регион, где их покажут, художественный руководитель театра Миндаугас Карбаускис ответил:

– Спектакли «Изгнание» и «Русский роман» нашего автора Марюса Ивашкявичюса совсем не для провинциальной публики, мы привезли самое серьезное, что у нас есть, самое современное.

А народный артист России Игорь Костолевский заметил: «Для меня нет никакой разницы, где играть: в столице, Европе, здесь, куда бы ни приехали. Ты просто играешь на том уровне, ниже которого не можешь опуститься. У каждого из нас существует некий критерий, понимание и ощущение профессии. Все равно пришел зритель, купил билет, заплатил деньги, и ты обязан выйти и сделать максимум, что ты можешь. Я думаю, что везде есть люди с сердцем и люди с душой, и люди с совестью, и они всегда поймут любой, даже самый сложный спектакль, если он сделан талантливо и с каким-то очень важным и нужным посылом».

– Мы честно делаем свое дело, пробуем быть общедоступным театром, не суживать аудиторию, экспериментируем, конечно, у нас много новых пьес, хотя они выглядят, как классические спектакли, но это абсолютно новые пьесы, – прокомментировал Миндаугас Карбаускис. – Всему свое место и время. В Москве около 150 театров, и там все в порядке с разнообразностью. У нас большой театр с большим залом и большая аудитория, и мы должны учитывать мнение широкой публики. Но у нас есть маленькая сцена, где мы с удовольствием экспериментируем. Например, «Человек, который принял жену за шляпу» – это очень модный московский спектакль.

– В нашем театре архаики не было никогда, испокон века. В театре всегда витал дух эксперимента, исканий, дух нового. Другое дело, я, например, не воспринимаю, когда режиссеры начинают автора переиначивать под себя, я имею в виду крупнейшую драматургию, когда не стараются раскрыть автора в его многообразии. Любой великий автор имеет место для того, чтобы сделать его со своим новым взглядом. И такой эксперимент в театре бесконечно интересен, – дополнила Светлана Владимировна.

Кроме того, Светлана Немоляева рассказала о совместной работе с художественным руководителем и режиссером Миндаугасом Карбаускисом.

– Я уже обросла, как и все другие, штампами. У меня была масса всяких приспособлений, которыми я пользовалась, к которым привыкла и которые мне были очень дороги и близки. Но, когда мы начали работать, его основная задача была с меня все это содрать. А моя задача: или бороться с ним за свои прежние привычки или пойти у него на поводу. Я ставлю себе в плюс, что я поборола себя и пошла за ним.

Театр им. Вл.Маяковского прибыл в столицу Бурятии еще вчера и уже успел совершить экскурсию к берегу Байкала, побывал в Посольском Спасо-Преображенском мужском монастыре, а сегодня в Иволгинском дацане. Часть команды «маяковцев» даже искупалась в озере.

– Ощущение огромного масштаба, – поделилась впечатлениями Галина Беляева.

А Игорь Костолевский заметил:

– Я третий раз на Байкале, и вчера еще раз убедился, что это совершенно Божье место.

В ближайшее время спектакль не состоится, следите за афишей.