Вячеслав Дурненков: «Театр для меня – это только форма диалога»

Опубликовано:
2018-11-02 16:31:00

26 октября в Государственном русском драматическом театре им.Н.А.Бестужева состоялась лекция известного российского драматурга, сценариста, одного из главных амбассадоров шотландской театрально-образовательной технологии Class Act в России Вячеслава Дурненкова «Театр как последняя живая коммуникация». Это мероприятие пополнило копилку «бестужеского» проекта по ликбезу «Театральный лекторий», существующего уже три года.

Вячеслав Дурненков – автор более 20 пьес, написанных, в соавторстве, в том числе – с братом Михаилом. Многие из них переведены на иностранные языки, поставлены в театрах России и за рубежом. В театральном мире он известен во многом благодаря своим социальным проектам: работе с детьми и трудными подростками по методике Class Act, набирающей большую популярность по всей стране.

На лекции драматург рассказал о том, что сегодня его задача – не писать пьесы, а соединять человека и театр, так как именно театр – это последняя живая коммуникация.

– Театр для меня – это только форма диалога. То, чем я занимаюсь, – это сonnection. Это не PR-служба, не отдельные влияния на зрителя. Моя задача – приводить зрителя в театр, помогать художнику.

Вячеслав Дурненков объяснил принципы шотландской театрально-образовательной технологии Class Act и привел в пример европейские театры, где отдел образования – одно из главных подразделений театра, и где работа со зрителем ведется постоянно.

– Мы очень нуждаемся в зрителях. В этом никто не признается из театральных. У нас есть некая мечта о зрителе, что это грамотные, умные, воспитанные люди, которые будут формировать нашу повестку. Вы думаете, нам нравятся такие датские спектакли? Нет. Нам это не нравится, мы бы хотели заниматься искусством, делать что-то крутое, сильное, современное. Но если у нас не будет вашей зрительской поддержки, то у нас ничего не будет. Мы уязвимые люди.

Вячеслав Дурненков поделился своим опытом проведения проектов по методике Class Act в самых разных учреждениях: от детских домов до тюрем. Особое внимание он уделил работе с детьми и воспитанию зрителя.

– Мне дают группу людей, и я знаю, что они у меня напишут пьесы: дети, студенты, уголовники из мужских, женских тюрем, дети с ДЦП. Мне интересно видеть, как работает театр. Это бомба! Театр существует 5 тысяч лет, и главное, договориться, что здесь зал, а здесь сцена. И все начинает работать.

Автор рассуждал о современном театре.

– Что такое театр? Я обычно говорю, что театр – это солярис, что ты в него закладываешь, то ты и получишь. Но если меня в темном углу прижать с ножом и спросить, я скажу: театр – это социальный институт, социальная площадка, где мы можем вместе побыть, поговорить. Когда я прихожу в театр, я чувствую общность. И это на флешке не унесешь.

И о современном зрителе.

– Театр сейчас там, где зритель является соавтором, Эта модель театра скрестилась с современным искусством, и она сейчас самая живая. Когда я попадаю в театр, а театров я видел много, мне всегда хочется, чтобы в театре была жизнь. А жизнь будет, если мы держим руку на пульсе зрителя: и либо мы его теряем, либо мы его воспитываем. Наша задача, чтобы люди уходили после спектакля счастливыми с вопросами, размышлениями.

Проекты по методике Class Act в Бурятии прошли уже несколько раз: «Территория РОСТа» в Русском драматическом театре и «Юный драматург. Эдир драматург», «Абьяас» в Бурятском театре драмы.

– Я с благополучными детьми редко работаю, в основном с ребятами из детских домов, с ограниченными возможностями здоровья, чтобы эти дети могли перемешаться. В обычной жизни эти дети друг друга не увидят, а пусть видят, пусть они думают, что они общество, пусть они знают об этом. И самое интересное, за все время работы ни одного конфликта. Они начинают друг другу помогать, живут душа в душу. И для меня это всегда радость, и всегда есть надежда, что эта девочка из детдома напишет эту пьесу и пересмотрит сценарий своей жизни.

Завершил лекцию Вячеслав Дурненков словами:

– За аудиторию надо сражаться, хорошего зрителя надо заслужить. А я занимаясь класс актами, считаю, что его еще можно воспитать. И заниматься этим необходимо. Этот зритель будет заставлять нас делать лучше, становиться лучше, и мы победим!

В ближайшее время спектакль не состоится, следите за афишей.