Актер, который не играет

Опубликовано:
2016-09-14 17:18:00

Евгений Винокуров: студент, музыкант и артист-самоучка.

У актера Русского драматического театра Евгения Винокурова нет актерского образования, но режиссеры неизменно ставят его на главные роли. В Русском драмтеатре он играет только четвертый сезон, но у зрителя складывается впечатление, будто он трудится здесь давно.

А вообще Евгений Винокуров – бас-гитарист, и ради того, чтобы научиться играть на контрабасе, он в 45 лет даже пошел в музыкальное училище.

Евгений Винокуров известен бурятскому зрителю по ролям Анатэмы в одноименной постановке Сергея Левицкого, Клеща в спектакле «На дне», Карла в «Пьяных», а в грядущей премьере театра им. Н. Бестужева «Осенний марафон» наш герой исполняет главную роль – Андрея Бузыкина.

«Бегал с пистолетом и собирал деньги»

«Родился я в Омске, но в самом раннем детстве родители увезли меня в Братск, где я прожил всю сознательную жизнь до 46 лет, – начинает рассказывать о себе Евгений Винокуров. – После школы ушел в армию, а после армии стал самостоятельно учиться играть на музыкальных инструментах».

Вместе с тремя друзьями Евгений создал музыкальную группу, и начали играть на свадьбах и в ресторанах. Но так как это было им не очень интересно, музыканты решили сменить направление. Тогда они познакомились с иркутской группой «Пилигримы», особенность которых была в том, что они создавали живую музыку для театральных постановок. Это то, что сейчас делает мьюзик-бэнд «Краbы» в нашумевших премьерах Русского драматического «Фронтовичка» и «Пьяные». Даже сейчас наличие живой музыки в спектакле считается чем-то необычным и новым, а в те времена музыкальный коллектив присутствовал, пожалуй, только в Иркутском ТЮЗе.

Такой формат привлек молодых людей, а еще им нужна была музыкальная аппаратура – колонки, усилители и т.д., и тогда они пришли в Братский драматический театр. «Я до этого работал в инкассации, бегал с пистолетом и собирал деньги, – вспоминает Евгений Винокуров. – В театре меня устроили актером 2-й категории. Первая постановка, к которой мы создали музыку, – «Сказка про правду и ложь» Джанни Родари».

Однако коллектив успел показать ее зрителю только четыре раза. Затем в театре возник конфликт, артисты покинули театр, и осталось в нем только три человека. Евгения сделали техником-радистом, то есть звукорежиссером, и он три года занимался в театре музыкальным оформлением. Но так как актеров катастрофически не хватало, ему пришлось выйти на сцену. Правда, первый выход актера, пусть даже в незначительной роли, поверг Евгения Винокурова в шок: «Это было очень страшно! Хотя на сцену я много раз выходил как музыкант, но я не привык это делать без инструмента, без товарищей, еще и говорить что-то надо».

Потом пошла роль Петуха в сказке «Петушиная мельница». В итоге Евгения Винокурова взяли в театральную труппу. Очевидно, природные актерские данные были видны всем, потому что отсутствие актерского образования никого не смутило. Более того, довольно быстро наш герой получил главную роль.

Это была постановка «Босиком по парку» Нила Саймона. «Там у меня случился казус: я забыл текст на сцене, – признается Евгений Винокуров. – У нас с партнершей Ириной Кузнецовой, сегодня уже заслуженной артисткой России, была сцена, когда мы ругаемся, и в какой-то момент я понял, что не помню вообще ничего. И я выбежал со сцены, побежал в гримерку за текстом, благо она была недалеко. А партнерша все это время талантливо заполняла возникшую паузу» (смеется).

Коллеги понимающе относились к подобным казусам молодого актера и помогали ему в обучении актерскому мастерству, заменив Евгению Винокурову высшее учебное заведение. Они объясняли, как делается роль, как артисты готовятся к спектаклю, как учить текст – вообще все премудрости, относящиеся к профессии актера.

«Музыкальный инструмент должен звучать»

В настоящий же момент у Евгения Винокурова около 60 ролей, а в 2018 году будет 30 лет, как он в театре. Как профессионал и довольно известный актер Евгений Винокуров говорит, что, в первую очередь, старается понять, что хочет режиссер, и помочь ему в этом: «Не понимаю коллег, которые начинают гнуть свою линию. Некоторые режиссеры идут на это, и результат получается не очень, ведь у них свой план, и коллективное решение бывает не на пользу спектаклю».

А еще надо быть легче, даже в трагедии. То есть не играть роль, а проживать ее по-настоящему. И уметь получать удовольствие, как от процесса постановки, так и от процесса игры на сцене, и это – самое главное. «Если ты получаешь удовольствие, тогда удовольствие получит и зритель», – говорит Евгений Винокуров.

«Мне нравятся репетиции: многое открывается на них совершено по-другому, – рассказывает Евгений. – Вместе с коллегами, режиссером мы пытаемся получить одну картину. Репетиции – это очень интересно, бывает даже интереснее, чем спектакль».

Еще один принцип Евгения Винокурова как актера: если в спектакле присутствует музыкальный инструмент, он непременно хочет, чтобы он звучал, а не был просто бутафорией. И это желание настолько велико, что Евгений Винокуров в 45 лет даже пошел в музыкальное училище – учиться игре на контрабасе.

«У меня был хороший план – сыграть пьесу Патрика Зюскинда «Контрабас», – говорит Евгений Винокуров. – В принципе, до сих пор мой знакомый режиссер из Иркутска готов ее поставить, просто денег нет – требуется около 350 тысяч рублей. Это монопьеса, весь расчет на себя. Ее, кстати, играет Константин Райкин в Москве».

Между прочим, в музыкальном училище Евгений Винокуров учился на очном отделении. То есть наравне с детьми он пел в хоре, изучал теорию музыки, сольфеджио и т.д. «Я, конечно, понимал, что буду среди детей, ну а что делать? Хочешь играть – иди учиться, – признается актер. – Но в училище никто дико не косился на меня. Все знали, что я в театре служу, и понимали, почему и для чего я туда пришел».

Наш герой с успехом окончил первый курс, правда, перейти на второй ему не удалось: он переехал в Улан-Удэ, но студенческий билет до сих пор при нем.

«С Левицким трудно работать, но очень интересно»

«Впервые в Улан-Удэ я приехал с Братским театром на фестиваль «Алтан сэргэ», – вспоминает Евгений Винокуров. – Увидел театр. Мне понравилось, что он такой красивый, большое здание, а режиссера Анатолия Баскакова я знал по спектаклю «Дом окнами в поле», я был в шоке от него, мне очень понравилась его постановка».

В Русском драматическом тогда еще работала актриса Татьяна Киселева, с которой Евгений Винокуров работал в свое время в Братске. Актриса разрекламировала нашего героя Анатолию Борисовичу, и тот предложил ему начать работать с нового театрального сезона.

После прихода в театр Сергея Левицкого Евгений Винокуров почувствовал еще больший подъем: «С Левицким трудно работать, во всяком случае мне, но очень интересно». Главная роль Анатэмы в одноименной постановке принесла актеру номинацию «Лучшая мужская роль» от Союза театральных деятелей Бурятии.

«Ранее я играл роли Люцифера, но такого плана ролей мне вообще никогда в жизни не приходилось играть, – признается актер. – «Анатэма. Посвящение кино» – это особенный спектакль. Мне нравится сам персонаж. И он близок мне, и я согласен почти с каждым его словом. Очень хочется сказать, что это мои слова, но это слова героя произведения Леонида Андреева – Анатэмы».

Сейчас Евгений Винокуров работает над спектаклем «Осенний марафон», в котором играет главную роль – Андрея Бузыкина, и немного волнуется: «Тяжело мне дается этот спектакль. Нам еще сократили постановочный период, но я очень постараюсь сделать хорошо».

Репетиции начались не так давно, и пока Евгений Винокуров не может точно сказать, каким получится спектакль: «Сергей Александрович (Левицкий. – Прим. ред.) – тот еще фантазер, поэтому я не знаю, что он придумает».

Своего персонажа Андрея Бузыкина Евгений Винокуров описывает как печального человека, который хочет угодить всем, поэтому все время врет. Он разрывается между женой и любовницей, принципами и жалостью, обязанностями и желаниями, забывая в этом забеге длиною в жизнь о самом себе.

 

Соня Матвеева, «Номер один», 14.09.2016

В ближайшее время спектакль не состоится, следите за афишей.