Владимир Барташевич: «С нашим худруком время приходится воровать»

Опубликовано:
2015-12-02 15:51:00

Русский драмтеатр обновился – это уже факт. Документальные спектакли и спектакли-ужасы вряд ли можно представить себе на сцене классического в общем понимании театра. Это ошеломляет и удивляет зрителя. О том, что при этом происходит за кулисами, корреспондент ИА «Восток-Телеинформ» поговорил с одним из самых востребованных на сегодня молодым актером Русдрама Владимиром Барташевичем.

- Владимир, расскажите, где вы родились и как в 28 лет стали одним из самых востребованных актеров Русдрама?

- Я родом из Самарканда, Узбекистан. Там я окончил школу, потом через «Русский центр», российское посольство, которое в свое время организовывало поступление в российские вузы, поступил в академию культуры, в Улан-Удэ. Вообще я поступал в Московский государственный институт русского языка и литературы, потому что был страшно влюблен в одноклассницу, которая собиралась перебираться в Москву. Но получилось, что попал в Бурятию, можно сказать, заразился театром. Учился у Анатолия Борисовича Баскакова в студии при молодежном художественном театре. И в итоге  остался в Бурятии.

- Как давно Вы в Русдраме?

- Ой, я уже и не помню. Года четыре, наверное. Моя театральная Родина – это молодежный художественный театр. Мой театр начался с него, там у меня были небольшие роли и дипломные работы. Самая первая, и моя, пожалуй, любимая роль была в спектакле Анатолия Баскакова - «Времена года», по Чехову. Там во втором акте  я играл роль Савелия Гыкина. Это очень сложная роль была. Помню, мы репетировали с 9 утра до часу ночи, с двумя перерывами - на обед и на чай. Это, наверное, первая запоминающаяся роль, самая сложная. После этого было много ролей, которые мне нравятся. Например, в последнем нашем спектакле, нашумевшей «Анатэме» мне нравится Шарманщик.

- В скольких спектаклях Вы сейчас играете?

- Сложный вопрос. Даже не знаю. Давайте посчитаем – «Чиполлино», «Анатэма», «Горе от Ума»», «Мсье Амадей», «Маша и Витя», «Три сестры», «Дежавю», «Фронтовичка». И, возможно, я что-то еще не перечислил.

- По поводу «Анатэмы». Это нашумевший и неоднозначно воспринимающийся зрителем спектакль. О чем он, расскажите?

- Спектакль действительно необычный, не традиционный, каким привыкли его видеть зрители, в традиционном понимании театра. Это спектакль о нас с вами, о добре и зле, о том, где заканчивается добро и превращается в зло. О том, когда заканчивается злость и становится добром. Это спектакль для людей думающих. Это не только театральный спектакль, но это многоуровневое действие с многочисленными отсылками к культурному коду. О поиске смысла жизни, о поиске добра, Бога в себе. Может,  я как-то громко говорю, но мне кажется, спектакль об этом. О колоссальном чувстве жертвы, которую человек приносит во имя кого-то, или чего-то. Не для себя, а для людей, которые, к тому же, и не понимают этого.

- А сейчас, внимание, неудобный вопрос. Как Вам нравится новый худрук театра, Сергей Левицкий, который сделал возможным этот новый театр?

- Во-первых, Сергей не обязан кому-то нравиться или не нравиться, он самостоятельная личность. Я его работу могу оценить по тому, как она отражается на мне, как на актере. А я вижу положительную динамику в плане развития себя как актера, развития театра как театра. Понимаете, у нас, в театре, я имею в виду труппу, стало интересно. У нас постоянно нет времени, мы постоянно чем-то заняты. И это очень здорово, когда вдруг появляется выходной, ты хватаешься за голову и думаешь: что делать, куда идти и  выбиваешься из колеи. С Левицким интересно, здорово работать. Мы ему доверяем более чем. У Левицкого, пожалуй, такой московский ритм, когда надо кучу всего успеть, надо торопиться и не хватает времени. Сейчас в театре много планов, мы это обсуждаем, но говорить о них я пока не буду. Скажу только, что это необычные события, которые произойдут уже в январе или в феврале 2016 года. Зрителя ждут очень интересные вещи, в Улан-Удэ еще ничего подобного не было.

- К чему, в конечном итоге, приведут изменения, которые сейчас происходят в театре, как считаете?

-Только к хорошему, к чему-то лучшему. В идеале, конечно, хочется,  чтобы привело к тому, чтобы зритель пришел в театр, удивился, чтобы он увидел другой театр. Потому что театр не должен стоять на месте, он должен быть разным. Хочется сделать этот мир немножечко лучше, добрее. Хочется, чтобы люди шли в театр для того, чтобы что-то понять, получить эстетическое наслаждение. Хочется, чтобы были разговоры между зрителем и театром, ведь неправильно думать, что театр просто «развлекаловка» или такое учреждение, которое зарабатывает деньги. Театр, это, прежде всего, такие же люди, что и зрители. Актеры сами задают вопросы, жизненно важные, на которые сами ищут ответ всю жизнь. И зрителю мы тоже задаем такие вопросы. А потом вместе с ним пытаемся найти какие-то ответы. Театр это не нравственное учреждение, которое говорит всем строго: «Вот сейчас мы выйдем на сцену и будем вас всех просвещать,  вы у нас все такие необразованные, а мы такие умники».  Это неправда. Это ужасное отношение к театру, которое, к сожалению, есть еще. И, к сожалению, есть еще в театре люди, которые, работая актерами, думают, что имеют право так думать. Что зритель тупой, а мы умные, и мы сейчас всех научим жизни. А хочется диалога со зрителем. Так что здорово, что система меняется. Это должно привести к тому, чтобы зритель приходил в театр, задавался какими-то вопросами, и мы вместе со зрителями находили бы на них ответы. Чтобы зритель уходил из театра не пустым духовно, что-то уносил с собой такое важное.

- Вы играете в театре, но у Вас же есть и роль в фильме. Вам понравилось быть актером кино? 

- Единственный фильм, в котором я снялся, это был фильм «Буузы». Больше я нигде не снимался. Надеюсь, это только пока. Кино - это интересный процесс, тем более, снимали фильм интересные мне ребята, много хороших людей. Я никогда не снимался в кино этого,  было очень здорово, мне понравилось, понравился сам процесс, понравилась работа. Но мне не понравился конечный результат, то, как я сыграл своего персонажа. Я недоволен своей работой.

- Планируете поработать над ошибками и сняться еще в каком-нибудь фильме?

-Планировать-то планирую, но только где, у кого и когда, пока вопрос. Надо найти время. Основная проблема сейчас - во времени. С нашим худруком время приходится воровать.

- И что вы делаете, когда это удается? Что вы делаете в свободное от театра время?

- У меня есть хобби - это гитара, поход в бассейн и бег. Бегать сейчас вообще не получается, я очень разочарован этой зимой, слишком холодная уже с самого начала. Очень хочу бегать, для себя, я не профессионал, и иногда это делаю. А иногда езжу на велосипеде в январе. Иногда  психую, бросаю все, выхожу на улицу и начинаю бегать. В бассейн сходить, к сожалению, сейчас вообще никак не получается, потому что он работает тогда же, когда работаю я. Еще  пишу музыку на компьютере, хотя я не музыкант, у меня нет профессионального музыкального образования. Я не знаю нотную грамоту, и абсолютный «дундук» в музыке. Я знаю каких-то композиторов, которые мне нравятся, знаю, как называются инструменты. Мне просто очень нравится музыка, поэтому пишу так: подбираю нотку к нотке долгое время. И еще в свободное время я сплю.

-Вы проходили практику в летней школе при Союзе Театральных Деятелей (СТД), расскажите об этом.

-Это обалденная школа, с обалденными педагогами, с обалденными мастерами. Это летняя театральная школа при СТД, она проводится в Звенигороде, это колоссальный опыт. Несмотря на то, что мы там были всего 28 дней, за это время очень много информации поступило в мозг, очень много, она переваривается до сих пор. Много друзей из 28 стран мира, даже больше, мне кажется. Мы до сих пор дружим и переписываемся, хвастаемся премьерами, отправляем друг другу фотографии, обмениваемся опытом.

- Владимир, а Вам никогда не хотелось уехать из Бурятии?

- Да даже есть возможность уехать, не то, что желание. И я бы, может быть, и уехал, но сейчас тот художественный курс, который выбрал Сергей  Левицкий - мне очень по душе, я его одобряю и мне хочется творить что-то именно здесь, в Бурятии. Появилось желание, чтобы о театральном Улан-Удэ узнали по всей России, хочется поучаствовать в развитии театрального города, внести свой вклад. Если получится.

 

Алена Рябова, «Восток Телеинформ», 02.12.2015

В ближайшее время спектакль не состоится, следите за афишей.