Александр Кузнецов. Актер театра с душой поэта

Опубликовано:
2016-09-21 18:02:00

Александра Кузнецова театралы знают, как актера Государственного русского драматического театра им. Н.А.Бестужева. Он задействован практически во всех новых и уже полюбившихся зрителям спектаклях: «Анатэма. Посвящение кино», «Дежавю», «Преступление и наказание», «Пьяные», «Слишком женатый таксист», «Он, Она, Окно, Покойник», «На дне», постановках для детей и подростков, в том числе в «Макаки, пицца и деструкция» и многих других. Это молодой обаятельный артист, неординарная, талантливая личность. Но пока немногие знакомы и с другой стороной его натуры – поэтической. В свободное время он пишет стихи, слагая в рифму все переживания и делясь ими с поклонниками в социальных сетях.

«Молодежь Бурятии» побеседовала с Александром Кузнецовым и узнала все о его скрытых талантах, творческой жизни и проектах, в которых он участвует.

- Александр, в Русском драматическом театре открывается новый театральный сезон. Скажите, какой по счету это сезон для Вас? 

- Для меня это уже десятый театральный сезон. То, что попал сюда, (прим.ред. Александр Кузнецов жил и учился во Владивостоке) – это просто судьба. Директор Русского драмтеатра Петр Степанов приезжал во Владивосток и смотрел мой дипломный спектакль. Это была «Панночка» по произведению Нины Садур, где я играл Хому Брута. Так как это главный герой, то, наверное, поэтому я и запомнился Петру Григорьевичу больше всего. Именно он пригласил меня в театр и в Улан-Удэ. А среди студентов театрального есть такое поверье, что от первого приглашения не отказываются, оно будет самым лучшим и нужно соглашаться. Спустя десять лет понимаю, что так оно и оказалось. Хотя были и другие предложения, но я остался здесь и пока не жалею.

- Часто ли Вам выпадает играть главные роли в спектаклях?

- У меня уже давно не было главных ролей. Но я вообще не считаю, что это так уж важно. Конечно, плох тот солдат, который не мечтает стать генералом, но, как еще говорят, не бывает маленьких ролей, так же, как и маленьких артистов. Я люблю свою профессию, и второстепенные, даже эпизодические роли мне интересны. Самое главное лично для меня в актерском деле – самоотдача. Чем больше отдаешь, тем больше получаешь и от работы, и от зрителя. У меня часто бывают главные роли в детских спектаклях, после них даже поклонников больше появляется (смеется).

- Театр меняется и меняется общий курс работы. Какими для Вас стали эти перемены, как Вам работается с Сергеем Левицким?

- Сергея Левицкого я знаю давно и как режиссера, и как друга. Он обладает таким редким среди современных режиссеров качеством: четко знает, что хочет. Это облегчает работу актерам. Конечно, многое рождается в процессе работы над спектаклем, но он всегда знает, каков должен получиться конечный результат. Он умеет увлечь и своим нестандартным подходом, и оригинальной режиссурой. Признаюсь, что в первый год работы Сергея, как художественного руководителя, было нелегко включится в новый процесс, в его видение спектаклей и новый способ существования на сцене. Самое трудное было не говорить от лица персонажа, а говорить от своего лица через персонаж. Суть такого подхода в том, что современному зрителю намного интереснее увидеть на сцене, чем живет именно артист Александр Кузнецов, а не просто его персонаж. Это достигалось путем проб и ошибок.

Зато теперь, после участия в «Маске Плюс», победе на «Ново-Сибирском транзите», я могу сказать, что у нас сложилась крепкая команда. Причем не только в профессиональном плане, но и в плане сплоченности коллектива. Мы стали более открытыми, как один живой театральный организм.

В этом, я думаю, помогает и то, что сейчас в театре мы посещаем различные тренинги по развитию актерского мастерства, и то, что вне театра проводим много времени вместе. Кроме того, в спектаклях Сергея Александровича (Левицкого – прим.ред.) нет проходных ролей. Даже артист, занятый в эпизоде, так или иначе присутствует на сцене и задействован в процессе. Все это вкупе дает свой положительный результат.

- А чем именно Ваша театральная команда живет за кулисами?

- Буквально недавно, помимо основного канала ГРДТ им.Бестужева, у актеров театра появился свой интернет-канал на YouTube. «Гримерка 15» – это проект, где мы рассказываем зрителям, чем живут артисты театра за кулисами, вне работы. Месяц назад мы опубликовали свой первый трейлер, и выкладываем небольшие юмористические видеоролики о нашей жизни. Надеемся, что это будет интересно многим поклонникам и просто всем, у кого любит театр и обладает чувством юмора. Планируем выпускать в неделю по 1-2 видеоролика. Идея принадлежит Владимиру Барташевичу, одному из наших артистов, он сам занимается съемкой, монтажом и подбором кадров, а идеи обсуждаем во время наших коротких перерывов. Пока аналогов такому проекту мы не встречали.

- Как на счет новых проектов на сцене?

- Сейчас в нашем театре готовится премьера спектакля Сергея Левицкого «Осенний марафон» по пьесе петербургского поэта и драматурга Александра Володина. Это будет своего рода философская комедия о человеке, который разрывается между женой и любовницей, принципами и жалостью, обязанностями и желаниями, который все время куда-то бежит, тратит свою жизнь впустую, разменивает талант на быт. Все, наверное, помнят одноименный фильм Георгия Данелии. В «Осеннем марафоне» мне достались две эпизодические роли. Я играю зятя Бузыкина и человека, который приходит на помощь водителю автобуса, не разобравшись в ситуации. Те, кто смотрел фильм, наверное, вспомнят эту историю. Я когда-то тоже его смотрел и даже в шутку сказал жене, что хочу сыграть такого персонажа. Вот так желания сбываются (улыбается). Это будут скорее ироничные эпизоды. А вообще эта пьеса о людях, которые не принадлежат сами себе, и в каком-то смысле это о каждом из нас, в том числе и обо мне.

- Чем Вы занимаетесь помимо театра?

- Я сочиняю стихи. Впервые я начал писать еще на втором курсе. В то время мы с однокурсниками организовали поэтический кружок «Двенадцать апострофов» по аналогии с «Двенадцатью апостолами». Сначала у меня получалось некрасиво, скупо. Свои, как их называла мой педагог по речи, опусы я приносил именно ей. После чего получал пару ценных замечаний и переписывал заново. И каждый год, когда я приезжаю во Владивосток, я всегда показываю ей свои новые сочинения. Сейчас пишу больше для себя, выкладываю, конечно, и в социальных сетях, и на страницах, посвященных поэзии. Однажды даже выиграл поэтический конкурс в интернете. Любимых тем у меня нет, но считаю, что поэт должен идти в ногу со временем. Поэтому сейчас в моих стихах больше так называемой гражданской лирики, когда в поэзии находит отражение то, что происходит в стране, в мире. Сочиняю в основном под музыку, в плеере есть даже специальный плейлист, тем и вдохновляюсь.

Еще играю на гитаре, и даже пробовал свои стихи положить на музыку. Вот например, в детском спектакле «Приключения Чиполлино, или Тайна загадочного письма» звучат мои стихи, которые я написал специально для этой постановки. А музыку сочинила Даша Баскакова. Также раньше принимал участие в конкурсах бардовской песни, и даже занимал призовые места. Сейчас гитару вообще в руки не беру.

-А есть ли у Вас какая-то заветная творческая мечта?

- Да, она связана с поэзией. Я очень хочу опубликовать свой сборник стихотворений. Уже три года, как у меня все готово: подобраны стихи разных лет, сделана верстка сборника, получен шифр в библиотеке, но, к сожалению, пока не нашлось финансовых возможностей для его издания. Хотелось бы не просто выпустить книгу, а сделать хорошую презентацию. Обязательно это сделаю, потому что этот сборник я посвятил своим родителям. Они никогда меня не останавливали, куда бы я ни шел, всегда поддерживали.

А что касается театра, то здесь моя мечта связана с сегодняшним отсутствием объемной работы. Пока не было глубоких ролей, хотелось бы к 30-ти годам попробовать свои силы в чем-то серьезном, может быть в какой-нибудь масштабной постановке.

Сегодня Александр Кузнецов готовится к премьере спектакля «Осенний марафон», где зрителей ожидает немало сюрпризов и от режиссера Сергея Левицкого, и от художника Кристины Войцеховской. Именно перед ней стояла непростая задача – по замыслу на сцене театра должен вырасти практически Ленинград 70-х годов с его красивейшими домами и разводными мостами. Однако здесь герои будут существовать, скорее, как великаны. А прекрасная архитектура города используется скорее как предмет мебели или бытовая техника. Существование актеров на сцене будет гротескным: жанр, выбранный режиссером, предполагает наличие ярких, комедийных персонажей. Однако не все герои будут карикатурными. Именно в добром и талантливом Бузыкине развернется борьба между человеком настоящим и человеком, вынужденным жить по меркам других людей, соответствуя их желаниям и представлениям о нем.

Премьеру театр им.Бестужева представит уже 23 и 24 сентября.

 

Ольга Аносова, "Молодежь Бурятии" от 21.09.2016

В ближайшее время спектакль не состоится, следите за афишей.