Анастасия Турушева: «Волшебство случалось со мной на каждом шагу»

Опубликовано:
2016-03-25 17:13:00

Одна из самых любимых и талантливых молодых актрис Русского драматического театра рассказала корреспонденту «БМК» о том, как восстанавливалась после страшного ДТП, как вернулась на сцену и с какими трудностями приходиться сталкиваться в работе.

Всего чуть больше года назад все театралы и просто неравнодушные жители республики следили за каждой новостью о состоянии актрисы Анастасии Турушевой. В начале ноября 2014 года молодая девушка попала в аварию в Иркутской области. Настю доставили в Братскую больницу с тяжелыми травмами внутренних органов. Несколько недель девушка находилась в состоянии комы с серьезным диагнозом – полиорганная недостаточность, а врачи не давали никаких прогнозов. Сбор средств на лечение Насти собирали её родственники и друзья, сразу два театра Улан-Удэ организовали показы спектаклей для сбора средств на лечение Насти – Молодежный художественный театр проводил благотворительные читки пьес, театр «Ульгэр» отыграл один из самых своих популярных спектаклей «Ванька». После долгих дней переживаний и стресса наконец-то пришла хорошая новость - в конце ноября в состоянии девушки появились положительные улучшения, и спустя какое-то время Настя пришла в себя. Далее последовала продолжительная реабилитация. В начале декабря Анастасию Турушеву выписали из больницы и она вернулась домой, где её так ждали все, кто верил, что такая хрупкая девушка сможет побороть внезапно свалившиеся на неё недуги. 

Ранее актриса не распространялась обо всех деталях произошедшего, крайне редко говорила на эту тему, лишь один раз обратившись с благодарностью ко всем кто ей помогал. Впервые за долгое время девушка рассказала как все было от первого лица. 

Прежде всего, хочу задать тебе вопрос, который волнует многих, кто знает, что ты попадала в аварию. Расскажи об этом, о своих ощущениях после.

- Когда случилось это все, на самом деле, я подумала: «Вот сейчас приедет скорая, посмотрит, что у меня все хорошо, и я поеду домой играть спектакль». Внутри не было боли, ты ведь не понимаешь, что с тобой происходит, наверное, из-за шока. У человека на первом месте всегда семья или работа, и у меня тоже – мой дом, мой театр. Это первое о чем я подумала после аварии. Потом меня привезли в больницу, я все помню, как в первую очередь зашивали рану на лбу. И на самом деле было как в кино, когда ты лежишь на каталке, тебя везут и вверху перед глазами моргают лампы. Вообще все, что произошло со мной – авария, как я была в больнице, какие там были рядом фантастически люди – все это было словно путешествие. Наверное, это было сверху подарком – тогда волшебство случалось со мной на каждом шагу. Взять того же моего врача, он очень хороший хирург из Иркутска, он приехал практиковать молодых, хотя ему самому, как и мне, почти 30 лет, и тут такой серьезный случай со мной, он и делал мне операцию. Там было конечно все волшебно – и люди, и отношения, и еда (смеется). Была такая история – я очень люблю вязать и попросила маму купить мне пряжу и спицы, я решила, если свяжу что-нибудь себе, то меня точно выпишут, потому что все не выписывали и не выписывали, хотя даже уже швы все сняли. И вот я связала себе шапку с ушками и меня сразу отпустили. А когда мы приехали сюда…Я вообще не люблю к себе внимания, для меня это было очень тяжело, ко мне рвались и с телевидения, и с газет. В тот момент было тяжело, я сказала себе, что театра не будет в моей жизни… Был такой момент. Потому что ты же не знаешь, что будет дальше, заживет, не заживет. Видимых признаков не было, я ходила, но внутри все было так…Я уже начала думать, что делать без театра. Я люблю детей и преподавала в детском коллективе, но оттуда я ушла, не было времени, а тут дети так переживали и активно писали, для меня было это таким удивлением – все детки помнят…

Да, вот я тоже помню всю историю со стороны – как о тебе стали писать, как стали поддерживать и как «жила» группа поддержки, пульсировала как маленькое сердечко – новости, комментарии, вопросы…

- Я прочитала все комментарии, над каждым плакала. У меня такое чувство, будто я живу в кино, потому все время есть взгляд со стороны. Это все невозможно забыть. До сих пор мы вспоминаем, как я лежу на кровати, под зеленым халатом, который мне подарили там, и мне читают все, что мне пишут в интернете. Когда я уже приехала сюда, все кто приходил ко мне чувствовали себя неловко, потом начинали плакать, я говорила: «Что сделаешь, все нормально». 

Ты ожидала такой реакции по отношению к себе? Понятно друзья и близкие, а от всех остальных?

- Нет, конечно. Я получила больше, чем ожидала. 

Ты сказала, что был момент, когда ты думала отказаться от работы в театре. Что было потом, стало легче?

- Да. Тогда Анатолий Борисович Баскаков (прим. ред. – в тот момент художественный руководитель театра им. Бестужева) начал репетировать «Диспут» и мне предложили там роль. Была зима-весна прошлого года, и я все ещё наблюдалась у врачей. И меня позвали в реабилитационный центр на Верхней Березовке, пришлось отказаться от «Диспута». Это очень активный спектакль, а я физически была очень слаба. Так было даже на премьере «Фронтовички». Тогда со мной тоже случилось волшебство, когда Сережа (прим. ред. – нынешний художественный руководитель театра Сергей Левицкий, режиссер спектакля) устроил мне сюрприз (на баннере вверху сцены перед началом спектакля высветили обращение к зрителям с просьбой встретить актрису аплодисментами, когда она выйдет на сцену в первый раз). Вообще никто не знал, даже его жена. И когда все зааплодировали, не поняла что это мне. Я поняла только во второй раз. Сначала когда мы просто вышли и сели были первые аплодисменты, а вторые были уже потом, когда я прыгаю вокруг Марии Петровны. Тогда сначала я подумала «ну нет, это просто так», потому что Марина Ланина же тоже срывает аплодисменты в сцене с роялем, наверное, для неё. А вот второй раз была моя мизансцена и я смотрела в зал, а все смотрели видимо на меня, тогда буря эмоций захватила, а мне надо было сдержать слезы, я была так благодарна за такое внимание. Да, даже и сейчас могут подойти в магазине или на улице, спросить «Вы Анастасия Турушева? Как вы себя чувствуете?». В ступор иногда вхожу: «А что со мной случилось? Ах, да!» (смеется).

До сих пор? Столько времени прошло.

- Да, подходят. Одна девушка подошла, буквально вот до Нового года, так меня обняла, сказала что-то типа «Я так счастлива, что вы живы».

«Фронтовичка» была первая полноценная работа?

- Да, до этого я мелькнула только в эпизодической роли в «Пигмалионе». А во «Фронтовичке» там уже с долгими репетициями. Я ещё не знала даже долечилась ли я… Меня выписали уже в январе прошлого года, сказали «Все идите работайте», а я спросила «Вы знаете какая у меня работа?», мне ответили: «А что такого? Вы же там просто стихи на сцене читаете». Так, что я вроде как вышла, но, Слава Богу, в театре все понимали, меня не трогали. Я старалась не жаловаться, старалась все делать сама, через такое пройти очень тяжело. Я когда приехала домой, я весила всего 38 кг. 

Сейчас ты уже работаешь полноценно?

- Ну да. Но в мой любимый спектакль «O,Naturelle» ещё не смогу выйти по состоянию здоровья. Хотя, например, шрамы мне как родные уже, будто они были всегда, они не болят. С каждым разом все легче и легче. Наверное, когда я буду старенькой, мне это аукнется, но сейчас я решила, что я кайфую. По-другому нельзя. Мне это наоборот дает какой-то стимул.

Давай тогда отойдем от этой темы, поговорим о театре, о работе. Что ты можешь сказать о переменах с приходом нового худрука?

- Мы стали быстрее. Это не то, что Сергей молодой и мы молодые, мне кажется даже актеры в возрасте стали с нами вровень, помолодели что ли. Мне кажется, дело не только в московской школе (прим. – Сергей Левицкий перед назначением на пост художественного руководителя театра закончил режиссерскую магистратуру школы-студии МХАТ и ЦИМа при центре им. Вс. Мейерхольда в Москве). Он и до этого был такой – пробивной, зараженный творчеством, мы ведь знакомы ещё с академии культуры. Атмосфера, конечно, совсем другая. С Сережей в театре режим стал как…как «Фронтовичка» - пулевая очередь. Потом Левицкий постоянно нас учит: «Почитайте эту статью, посмотрите этот спектакль».

Хотела спросить о твоих ощущениях от новых спектаклей в репертуаре. «Анатэма», «Фронтовичка». Ну, по последнему мы с тобой поговорили, у тебя там роль маленькая…

- А мне кажется большая. Я считаю, что «короля делает свита». Это мое самое любимое положение в спектакле. Если я играю «свиту», я кайфую. Сережа дает установку, что надо делать, а ты потом может там внутри «поплавать», сам можешь попридумывать. В «Анатэме», например, это я сама придумала свое появление из двери, выползала словно с какими-то щупальцами. Ты ему можешь предложить, он может ответить: «Нет, слушай, что-то нет то». Иногда можем вместе подумать. Есть такой момент во «Фронтовичке» странный для меня, где я просто сижу, потом поворачиваюсь и говорю: «Ломают и едят». Я всегда как то холодно произносила, потом режиссер попросил: «Говори, как от себя». И вот на спектакле меня хлестануло, я увидела эти крохи хлеба, которые они собирают, едят вместе, голодно-холодно, но главное, что есть друг у друга плечо. Бывает, что-то не понимаешь на репетиции, а на самом спектакле, когда все целое, дает другое ощущение. Но я больше люблю репетиции, потому что там у тебя есть право на все – и на ошибку, и на пробу.

Следующий спектакль «Анатэма» сильно отличается, у тебя там и чуть сложнее роль, да?

- Ну, как…Я помню, мы читали и смеялись, те, у кого слов там практически нет, мол, спасибо режиссеру за такую немногословную роль, а Сергей нам сказал: «Слов мало, но вы постоянно будете на сцене». Я по-моему единственная этому обрадовалась. 

Да, все там очень яркие. А у тебя есть любимый персонаж в «Анатэме»?

- Нет кого-то конкретного. Мне там все нравятся по-своему. Я на самом деле очень люблю учиться. Если кто-то, например, женственнее меня, я смотрю из-за кулис, как она повернула голову, или слушаю актера с очень хорошей сценической речью. Я так у каждого актера что-то люблю наблюдать, взять себе на заметку. Где ещё нам развиваться, как рядом с талантливыми партнерами. Я вообще счастлива, что работаю с Ниной Константиновной Тумановой, с Владимиром Переваловым. Я ходила в театр маленькой, всех их видела и никогда бы тогда не подумала, что буду с ними стоять когда-нибудь рядом. 

Главная роль у тебя в «Талантах» и «Поклонниках». Какое твое впечатление от этой истории? Спектакль заявляли как открытие правды о внутреннем мире театра. Так это?

- В чем-то да есть правда. К нам действительно заглянули за кулисы. Бывает, кому-то дарят цвет, кому-то не дарят и вопросы «А что за тобой ухаживают?», «Да нет, просто цветы подарили» и т.д. На любой работе, на самом деле, такое есть. Мне кажется, Островский - это вообще на века, через 100 лет театр будет таким же. Вот история Мартына Прокопьевича - тоже маленькая судьба человека в театре, он ведь был там не последним человеком, потом был затопчен театром. А Негина, на мой взгляд, по-своему духовна, и она будет несчастна, и уехав, и даже если бы она осталась с Петей. Я на самом деле вообще считаю, что главный герой там Петр Мелузов. Негина предает его любовь, потому что ей важнее любовь к театру, у неё там больше «кипит».

Раз зашла речь о любви. Захотелось спросить тебя, как ты сама считаешь, что такое любовь?

- Не хочу говорить банальностей, поэтому скажу, что любовь - это музыка. Мне вообще кажется сильнее всего в искусстве – это музыка, даже не театр, не живопись или другое. Для меня лично это так. Когда ты любишь, в тебе есть какие-то ритмы, сегодня «си», завтра «соль». Идешь и живешь в этом ритме. Когда любишь, в тебе есть музыка.

Давай напоследок классический вопрос. Какая твоя самая любимая роль?

- Я люблю все, что сейчас делаю. Я не смогла бы без любви творить все то, что мы тут сейчас делаем. А если все-таки выбирать, то любимая роль была в студенчестве. Это был спектакль «Марьино поле» Олега Богаева в режиссуре Витина в Молодежном театре. Мы играли старух в нищей деревне, которые постоянно ждали своих мужей с фронта. Я взяла образ своей бабушки, я работала с любовью и уважением к тем женщинам, которые не дождались своих мужчин. Мы с этим спектаклем ездили на фестиваль «Сердце Азии» в Барнаул. 

А какая роль-мечта?

- Сложно сказать. Я не люблю главных ролей. Столько всего на тебя ложиться, ты становишься обязанным. Ужасно услышать «Ты провалил», хотя я лично этого не боюсь, я спокойно воспринимаю любую критику, даже негативную. Но могу сказать, я хочу сыграть в кино, этого не хватает.

Напомним, недавно стало известно, что Анастасия Турушева прошла отбор в Летную школу СТД РФ, с чем поздравляем актрису, а также выражаем огромную благодарность за интервью!

 

Анастасия Хомосова, «Байкал медиа консалтинг», 25.03.2016

В ближайшее время спектакль не состоится, следите за афишей.