Артур Шувалов: «До поступления в театральный я вообще не был ни в одном театре»

Опубликовано:
2016-01-18 17:09:00
Автор беседует с молодым актером Артуром Шуваловым, сыгравшим в спектакле "Фронтовичка" роль Алеши, чей талант в последнее время расцветает от роли к роли.
В лонг-лист российской национальной театральной премии и фестиваля «Золотая маска» вошли cразу три спектакля наших бурятских театров, а если еще добавить попавшую сюда работу режиссера из Бурятии Эрдэни Жалцанова, поставившего спектакль «Песнь Ых-мифа. Одиночество богов» в областном театре кукол Южно-Сахалинска, то это небывалый успех для одного города. Театра не может быть без зрителя, потому этот успех значим и для нас, кто смог посмотреть эти работы наших. И, к слову, всего-то лонг-лист «Золотой маски» состоит из 109 спектаклей, а в этом году в нем представлены 72 спектакля.
 
Хотя ни один из них не получит заветный приз, спектакль «Фронтовичка» Русского драмтеатра получил приглашение на участие во внеконкурсной программе «Маска плюс» - туда приглашаются самые заметные из самых заметных спектаклей. Премьера этого спектакля по пьесе лауреата независимой литературной премии «Дебют» Анны Батуриной стала настоящим событием, потрясшим зрителя, заставившим искренне переживать, принять близко к сердцу судьбу 24-летней фронтовички Марии Небылицы.
 
Новый формат, новая для нашего театра стилистика сделали более понятными новому поколению наших соотечественников войну и мир дедов и бабушек - фронтовиков, которых не успели застать они, сегодняшние юноши и девушки.
 
Бесспорно, одна из составляющих успеха новой постановки - актерская игра. Как будто от их игры, от их проживания на сцене жизни своих героев зависели судьбы вернувшихся из страшного пекла людей, они были честны с нами, зрителями, сумели зажечь сердца, поселить в них неприятие насилия, войны, чтобы по-настоящему ценить жизнь.
 
Об этом и многом другом мы беседуем с молодым актером Артуром Шуваловым, сыгравшим в спектакле роль Алеши, чей талант в последнее время расцветает от роли к роли.
 
– Артур, скажите, тема войны близка Вам? Есть ли у Вас свои личные истории, связанные с ней?
 
– Конечно, о Великой Отечественной войне, как и многие другие, я знаю по книгам, фильмам. Я достаточно подробно старался изучать и ее историю. Мой родной прадед и двоюродный прадедушка участвовали в этой войне, хотя я и застал их живыми, но был так мал, чтобы от них услышать рассказы о войне. В истории нашей страны было достаточно разных периодов, в которых не пожелал бы никому оказаться.
 
Цитаты про Артура Шувалова из рецензий:
 
Анна Степанова, московский театральный критик про спектакль "Фронтовичка": "Юный, трогательный у Артура Шувалова Алеша, единственный, кто музыку ее понимал и слышал, опустился на колено, медленно-медленно потянул на себя сапог с ее ступни, и будто чудо какое – освобожденная из-под кирзы, засияла обутая в пуант и перевязанная шелковой лентой нога балерины".
 
– А в какую эпоху Вам хотелось бы жить?
 
– Везде хорошо, где нас нет. Я понял, что однозначно не хотел бы жить во времена политических репрессий 30-х годов. В основу нашего спектакля «Дежавю», премьера которого состоялась 30 октября в День памяти жертв политических репрессий, легли документальные материалы и живые свидетельства людей. Когда мы вернулись из отпуска, Сергей Левицкий объявил, что мы будем ставить такой спектакль и что всем надо искать для него материал. Мы по крупицам собирали истории. Я встречался с полковником КГБ в отставке Александром Ростовцевым, приходил в музей этого ведомства. То, что я открывал для себя, не могло не потрясти. Какое страшное время было. Например, только в одном Бодайбо из 12 тысяч населения за короткое время были расстреляны около тысячи человек. Такие спектакли нужны театру, также необходимы зрителю.
 
– Как складываются отношения с новым художественным руководителем театра? Интересно ли с ним работать?
 
– Хорошо. Он один из нас. Мы все друг друга хорошо знаем. Он умеет заразить работой. Его новаторский подход по душе. После «Дежавю» оставалось две недели до премьеры «Анатэмы». Назад дороги нет – мы, можно сказать, в театре жили. Мы втроем в гримерке выпили огромную пачку чая, чего до этого не происходило.
 
– В этом спектакле вы играли сразу несколько ролей.
 
– Да, у меня было четыре роли: Рузя, учитель танцев, странник, Давид Лейзер. За неделю до премьеры мне, Марине Ланиной и Леониду Иванову объявили, что мы будем еще играть во втором акте, добавили роли. Текста, конечно, прибавилось. Было трудно, было сложно, но сам процесс был очень интересен.
 
– Трудно ли вживаться в роль? Как режиссеру удается непрерывно поддерживать в вас творческий процесс?
 
– Актеру приходится быть постоянно включенным в свою работу, идет постоянный мыслительный процесс. Я не очень люблю читку пьесы, застольный период мною тяжеловато воспринимается. Репетиции с разными режиссерами по-разному проходят, бывает, когда сложно, бывает и легко, весело. Но работать надо постоянно. Очень помогают тренинги, которые у нас проходят. Если заразился темой, ролью, все интересно. Та форма, в которой ставился спектакль «Фронтовичка» - мы раньше в таком ключе не работали – так увлек. Наверное, потому я был безумно влюблен в своего персонажа Алешу Груздева. У Сергея Александровича все придумано для актера, в его голове уже готова картинка. Он, конечно, отталкивается от актера, от его природы, его возможностей. Главное понять, что требуется. Бывает и так, что понимаешь как собака, а выразить не можешь.
 
– А есть любимые роли?
 
– Все любимые.
 
Цитаты про Артура Шувалова из рецензий:
 
Наталья Стефани, журналист-фрилансер, про спектакль "Анатэма": "И, конечно, прежде всего задумалась я. О том, что такие спектакли обязательно нужны театру, даже, если в театре в начале пути вроде бы как и нет актёров, способных понять и реализовать замысел режиссёра. Потому что они – эти актёры обязательно появятся, просто «включатся», как и зрители. Они вырастут на наших глазах, как это случилось с Артуром Шуваловым, который серьёзно заявил о себе уже в «Фронтовичке», заставил пристальнее в себя вглядеться во время читки пьесы Андрея Васильева «Антитеррор» и окончательно потряс в «Анатэме». Можно сказать, что 13 и 14 ноября я любовалась Артуром Шуваловым, который появлялся на сцене то в образе Учителя танцев, то в образе Странника, и наконец, в образе главного героя – Давида Лейзера. Да-да, вы не ослышались, именно Давид Лейзер для меня главный герой и пьесы, и спектакля. Артур Шувалов был разным: обольстительным и порочным – Учитель танцев; юродивым и одновременно алчущим – Странник; растерянным, растоптанным, но не побеждённым – Давид Лейзер. И это – Артур Шувалов, увидев которого впервые на сцене два года назад, я даже не заметила".
 
– У Вас наверняка есть идеал сильной личности в актерской профессии, чей профессионализм восхищает…
 
– Конечно, есть на кого равняться. В прошлом году, когда у нас на гастролях был театр имени Вахтангова, удалось, повезло, посмотреть почти все спектакли. Мне очень понравился «Евгений Онегин». Для нас это тоже сродни мастер-классу. Если мы не будем постоянно поднимать себе планку, то можно ставить крест на актерской профессии. Мне приятно наблюдать за работой Сергея Маковецкого, Константина Райкина.
 
– Когда вы поняли, что хотите в будущем стать актером? Такое желание появилось у вас в детстве?
 
– До поступления в театральный я вообще не был ни в одном театре. И в школе ни в каких театральных постановках как другие не участвовал. А когда закончил школу, твердо решил, что моя будущая профессия актер. Мне тогда хотелось, наверное, изведать неизведанное. И ни разу не усомнился в своем выборе. Я закончил Дальневосточную государственную академию искусств.
 
– А как попали в наш театр?
 
– Мы учились в академии со Стасом Немчиновым из Улан-Удэ. Я, моя жена Лиана Щетилина и Стас учились на одном курсе, жили рядом в общежитии. Наш друг рассказал, что в Улан-Удэ строится новое здание театра, мы отправили свои резюме в Государственный русский драмтеатр им. Н.А. Бестужева и получили приглашение на работу. Это было в 2009 году. До этого обращались в разные театры региона, но нас с женой вместе ни в одну труппу не брали – где-то было место для нее, где-то для меня. А мы не собирались расставаться ради работы. Нам вместе и на работе хорошо.
 
– Еще каких ролей для себя хотите?
 
– Не буду говорить, мечты должны исполняться. А сейчас мы работаем над спектаклем к Новому году - готовится сказка, снежная притча по сказкам Сергея Козлова "Ежик в тумане". Я играю ежика в одном из составов. Постановку осуществляет режиссер Евгения Герасимова, очень интересный человек. Это будет красивая штука, фантастическая, интересно будет не только детям, понравится и взрослым. Можно назвать, пластико-драматический спектакль. С шикарными декорациями, световыми проекциями, будем и в воздух подниматься, висеть на штанкетах. Такой сказки еще не было. Приходите обязательно!
 
 
Серафима Очирова, «Молодежь Бурятии», 18.01.2016

В ближайшее время спектакль не состоится, следите за афишей.