«Был непростым и по-своему переломным»

Опубликовано:
2020-01-08 19:51:00

«Бестужевцы» подвели итоги «Год театра».

22 декабря Русский драмтеатр традиционно отпраздновал свой День рождения. В этот день прошел масштабный театральный проект «Ночь в театре», когда зрители гуляют по самым укромным уголкам здания, пробуют театральные профессии, узнают все секреты театрального искусства и создают спектакль. А также провожают старый год и загадывают желания на новый. Этот «Год театра» для «бестужевцев» был непростым, по-своему переломным, о чем сегодня и поговорим.

Трагические события

Трагедией для Русского драмтеатра стал уход его директора Петра Степанова, который проработал 20 лет и подарил самый главный подарок своему коллективу – красивое и функциональное здание. Петр Григорьевич ушел из жизни 15 сентября после продолжительной болезни. 2 октября приказом Министерства культуры Бурятии на должность директора назначена Наталья Светозарова, экс-замминистра культуры.

Еще одно печальное событие – Станислав Немчинов попал в аварию, и до сих пор находится на восстановительном лечении. Сейчас роли одного из самых красивых и популярных артистов играют другие актеры. На этом, надеемся, череда несчастий закончится, и театр ждут только приятные поводы для новостей.

Премьеры

В марте прошла премьера спектакля по пьесе Анастасии Букреевой «Ганди молчал по субботам». Режиссер Ольга Румянцева вместе с актерами исследовала подростка с его потребностями, желаниями, мечтами и запросами к родителям, обществу, Вселенной. Это история об одной абсолютно обычной семье в период ее распада и личного кризиса каждого. Мама переживает уход отца, отец скорбит по утраченной молодости и безуспешно борется с кризисом среднего возраста, дед сходит с ума, скучая по своему счастливому коммунистическому прошлому, сестра оплакивает несбывшиеся мечты. И один на один со всем этим остается главный герой – 16-летный подросток, для которого развод родителей сродни апокалипсису.

После «бестужевцы» показали «Вишневый сад» в постановке Павла Данилова под художественным руководством Сергея Левицкого. Спектакль по пьесе Чехова в жанре «балаган» получился ярким, шумным, немного сумасшедшим, где-то крикливым и совсем не таким, каким мы себе представляем традиционного Антона Павловича в театре. Без придыханий, заламывания рук, белых занавесок, под аккомпанемент импровизированного оркестра с песнями Земфиры и Гречки нескучный спектакль вызвал множество разных отзывов, но точно никого не оставил равнодушным.

Самая громкая премьера, безусловно, «Сказка странствий» – таких визуально красивых спектаклей для детей еще не было в репертуаре театра. Сергей Левицкий и Игорь Григурко взяли киносценарий А. Митты, В. Фрида и Ю. Дунского и создали яркое шоу с элементами пластического театра, цирка. Здесь и завораживающие полеты, и куклы волков, и сюрреалистические персонажи с шарами вместо голов, и компьютерная анимация. Готические номера сочетаются с драками в стиле «Дикий Запад». А соединение всех этих элементов с философским и трогательным сюжетом делает спектакль интересным для любой возрастной категории.

В ноябре театр показал «Наводнение» Сергея Левицкого на основе рассказа Евгения Замятина. По сюжету семейная пара Софья и Трофим много лет живут вместе, но Софья так и не смогла родить мужу ребенка. В отчаянии она берет в семью тринадцатилетнюю соседскую девочку-сироту, однако случается не чудо, а катастрофа. Замятин, писатель-символист, для него наводнение – не просто природный катаклизм, а внутреннее состояние героини, которая захлебывается в своих чувствах: вины, любви, ревности, ненависти. Сергей Левицкий, обращаясь к рассказу классика, усиливает символизм, здесь каждый предмет или событие имеет второй смысл. И создает психологический триллер, почти арт-хаусный фильм, похожий на полотна Ларса фон Триера, Андрея Тарковского, Альфреда Хичкока, Ингмара Бергмана.

Сейчас в театре идет новогодняя кампания и театр представил детскую сказку в жанре фэнтези «Снежная королева», премьера которой прошла 24 декабря.

Гастроли, фестивали

Гастроли и фестивали – неотъемлемая часть жизни театрального коллектива. Они важны для самочувствия артистов, поднятия самооценки, они, как глоток свежего воздуха, актеры пробуют свое творчество не на постоянных театралах, а на новых зрителях, которые впервые знакомятся со спектаклями театра.

В этом году театр Бестужева побывал с «Большим гастролями» в Новокузнецке, где показал спектакли «Смерть Тарелкина», «Вишневый сад» и «Фронтовичку». В свою очередь, Новокузнецкий драматический театр в ноябре приехал с ответным визитом.

Важное событие в фестивальной жизни – это участие в Первом фестивале театров Дальнего Востока, который прошел в Хабаровске в сентябре. Там спектакль «Ричард III», который привезли «бестужевцы», посмотрел народный артист России Евгений Миронов.

Со спектаклем «Вдох-выдох» по пьесе Юлии Тупикиной театр побывал на межрегиональном фестивале спектаклей для детей и молодежи «Крылья будущего» в Чите. А с эскизом «Антитеррор» по пьесе Андрея Васильева – на Тихоокеанском международном фестивале современной драматургии «Метадрама-2019» во Владивостоке.

Поводы для радости и гордости

Таким подзаголовком хочется объединить все хорошее, что случилось с театром в уходящем году. Это и творческая лаборатория «Территория РОСТа» для детей и подростков, которая прошла в этом году уже в четвертый раз. Режиссеры Павел Данилов, Иван Комаров, Никита Бетехтин и Елена Ненашева работали над современными пьесами, написанными для подростковой аудитории. Этот проект очень значим для театра. Во-первых, это знакомство с актуальной драматургией. Во-вторых, встряска артистов, аккумуляция их творческих сил, когда за неделю надо создать эскиз спектакля. В третьих, это возможность пополнить репертуар Малой сцены новыми постановками. Так, результатом этой лаборатории стал спектакль «Фото топлесс» по пьесе Натальи Блок.

В этом же году прошел большой юбилейный вечер, посвященный 90-летию театра. И хотя формально 90 лет ГРДТ им. Н. Бестужева отпраздновал в конце 2018, праздничное мероприятие прошло только в мае следующего. Театр с юбилеем поздравили первые лица республики и города, коллеги по цеху, зрители. К юбилею артисты Николай Брагин, Кристина Баженова и Александр Кузнецов получили звания «Заслуженных артистов Бурятии». А до этого Владимир Барташевич стал «Лидером культуры-2018».

Помимо основного репертуара артисты находят время заниматься своими творческими проектами. Так, актриса Лиана Щетилина показала свою версию «Сказки о мертвой царевне», Аюр Доржиев представил эскиз спектакля по собственной пьесе «Росстань», Александр Фатеев работал над пьесой «Остаться нельзя уехать». Все проекты прошли при поддержке Союза театральных деятелей Бурятии. Проект Алены Байбородиной «Постихотворим» по стихам Веры Полозковой был показан буквально недавно на благотворительном мероприятии «Безумное чаепитие». Однако по решению художественного совета театра эскиз станет полноценным спектаклем и войдет в репертуар.

Большим творческим событие стало попадание в лонг-лист «Золотой маски-2020» спектакля Сергея Левицкого «Смерть Тарелкина» по пьесе Александра Сухово-Кобылина. И это не первый раз, когда постановки Русского драмтеатра входят в список ста самых заметных спектаклей России. В прошлом году в лонг-лист попал «Ричард III» Уильяма Шекспира, ранее – «Осенний марафон», «Преступление и наказание», «DEJAVU» и «Фронтовичка».

«Год театра» подошел к концу, и хотя в нем были и печальные, и радостные события, наш Русский драматический театр, не сомневаемся, еще даст множество поводов поговорить о себе.

 

Лариса Беломестных, «Традиция», 08.01.2020

В ближайшее время спектакль не состоится, следите за афишей.