«Добывайки» – больше, чем театральная история

Опубликовано:
2021-03-03 15:21:00

Репертуар Государственного русского драматического театра им.Н.А.Бестужева пополнился еще одним зрелищным современным спектаклем. Именно так можно сказать о премьере спектакля для всей семьи «Добывайки» по мотивам сказочной повести Мэри Нортон, которая 27 и 28 февраля.

Режиссер Сергей Левицкий и режиссер по пластике Игорь Григурко начали работать над постановкой еще во время пандемии и сдали ее в конце декабря. В феврале спектакль был представлен публике. И первое впечатление об этой постановке – это одна из лучших работ для зрительской категории «семья».

Актеры, которые могут все

«Добывайки» – масштабный, визуальный, пластический спектакль с элементами цирка. Режиссер и художник-постановщик Сергей Левицкий придумал сценическое пространство, в котором существуют огромные предметы, а на их фоне работают «маленькие» артисты – «добывайки».

В анонсе к спектаклю говорится, что это история о крошечных человечках, живущих под полом самого обычного дома. Они «заимствуют» у людей разные вещи: скрепки, булавки, пробки и используют их по своему назначению. Так, игральные кости служат для них столом и стульями, карты – стенами жилища, а самая маленькая конфета может стать недельным лакомством. По сюжету девочка Ариэтти мечтает хоть одним глазком увидеть, как живут большие люди. Но мама и папа против, ведь там полно опасностей. В первый день, когда ей, наконец-то, разрешили выйти из укрытия, все идет не по плану... Теперь маленькой героине предстоит вступить в неравное противостояние с этим огромным и незнакомым ей миром, чтобы спасти родителей и дать свободу всем добывайкам на свете.

Однако на самом деле это еще и история о большой командной работе театра. Некоторые художественные приемы и оборудование были использованы впервые в практике театра. Так, для одной из сцен была приобретена универсальная гимнастическая лонжа (сальтовый пояс), и драматическим артистам Елизавете Михайловой (Ариэтти) и Дмитрию Тарбееву (Спиллер) необходимо было осваивать ее в короткие сроки.

Для заслуженного артиста Бурятии Александра Кузнецова и Ивана Бузунова, которые работают с огромными куклами паука и бабочки, была придумана пластика тела, позволяющая поверить, что на сцене настоящие насекомые.

– Считалось, что в детские спектакли не нужно особо вкладываться, что ребенок – неприхотливый зритель, ему можно рассказать историю на рисованном заднике. Мы предлагаем новый формат детских сказок и создаем яркие, зрелищные, эффектные спектакли для широкой семейной аудитории, которые будут одинаково интересны и взрослым, и детям. Это дорогие и масштабные постановки с различными трюками и спецэффектами, – рассказал режиссер Сергей Левицкий.

В этой постановке отвлекающий маневр – зрелищность и спецэффекты. Актеры то как цирковые артисты взмывают под потолок и танцуют в воздухе, то показывают акробатические трюки и демонстрируют чудеса, на которые, казалось, способны лишь профессиональные гимнасты. Сергею Левицкому удалось сделать актерский коллектив универсалами. Помимо актерской игры, приходится постигать азы спортивного мастерства, узнавать секреты владения собственным телом настолько, чтобы еще и чисто петь, попадая в ноты, во время выполнения сложнейших и опасных цирковых номеров. Мы уже видели подобное и восхитились в постановке «Сказка странствий».

Без преувеличения, современному Русскому драмтеатру есть, чем гордиться. Это высокий уровень работы. Ничего подобного по профессионализму всех участников театрального процесса зрители на детских спектаклях не смогут увидеть ни в показах иногородних детских студий, ни даже от других театров. Скрупулёзный подход к каждой детали приятно радует.

Атмосфера – особый талант декораторов

Как отмечают в пиар-службе театра, «Добывайки» стали своеобразным вызовом и для постановочной части. Бутафоры, монтировщики и столяры театра все вместе создавали гигантские предметы: «руки» и «ноги» «больших» людей, фрукты, стакан, игральные карты и кости, которыми управляют артисты театра, и даже настоящий корабль. Художники Виталий Артемьев и Игорь Доржиев вручную расписывали все костюмы и декорации. Кстати, все декорации были выполнены в стиле газетных вырезок. В этом спектакле действительно вместе с героями говорили о происходящем даже стены и предметы.

Музыкальное сопровождение достойно отдельного внимания. Часть треков в спектакле записана без единого музыкального инструмента (инженер звукозаписи Никита Богданов). Специально для «Добываек» заслуженный работник культуры России, заслуженный деятель искусств Бурятии Вячеслав Буланов создал аранжировку для вокальных голосов, а артисты с хормейстером, заслуженным деятелем искусств Бурятии Людмилой Швецовой исполнили их «а капелла». Фотохудожник театра Александра Данилова записала видео, которое транслируется на экран, что создает иллюзию присутствия огромных людей рядом с маленькими человечками.

Однако «Добывайки» – это не просто эффектное шоу на сцене, это драматическая история, история о любви, о дружбе, о взаимовыручке, о несправедливости и силе человеческого духа, о настоящих семейных ценностях. И именно поэтому этот спектакль по-настоящему ценная находка для Улан-Удэ. Больше всего постановку смогут оценить самые неусидчивые зрители – дети, которые на премьере не просто оставались на своих местах и без отрыва следили за каждым мгновением происходящего на сцене, но и искренне радовались и горевали вместе с героями «Добываек».

 

Антонина Сухорукова, «Молодежь Бурятии», 03.03.2021

В ближайшее время спектакль не состоится, следите за афишей.