Грустный финал очень светлой истории

Опубликовано:
2021-04-07 14:35:00

В Русском драмтеатре им.Н.А.Бестужева 3-4 апреля показали премьеру черной комедии «Калека с острова Инишмаан».

Удивительно, как некоторые истории, которые происходят за тысячи километров от нас, случились десятки лет назад и с теми, с кем мы не знакомы и никогда не увидимся, могут тронуть так сильно, как если бы все это было лично с нами.

Трудно описать те чувства, которые пробуждаются во время просмотра спектакля по пьесе известного британского драматурга, кинорежиссера, сценариста и продюсера Мартина Макдонаха. Здесь много самоиронии, много печали, есть место для доброго и черного юмора. Но, конечно, на сцене Русского драмтеатра рождается новая гамма чувств еще и благодаря тонкой интерпретации самого режиссера постановки.

Приятное послевкусие

Пьеса «Калека с острова Инишмаан» – первая из трилогии об Аранских островах – была написана Макдонахом в 1996 году. Она основана на реальной истории: в начале 1930-х годов на западном побережье Ирландии известный режиссер Роберт Флаэрти начал съемки документального фильма о местных рыбаках, который в 1934 году вышел в прокат под названием «Человек из Арана». Пьеса Макдонаха – это отрывок истории о маленьком человеке в большом мире переживаний. На острове в Ирландии живут «настоящие патриоты», ирландцы, отрезанные от большого мира, грубоватые, но искренние и честные в своих чувствах и отношениях.

В центре сюжета – калека Билли, который мечтает вырваться на съемки фильма «Человек из Арана», созданного на заре Голливуда в 1934 году. Он живет на острове, где его единственное развлечение – разглядывание коров. Среди людей, знающих друг друга, как облупленных. Они ходят в дырявых отрепьях, питаются зеленым горошком, важной новостью считают драку гуся и кошки, а свою страну – дырой.

«Калека с острова Инишмаан» – это история о простых людях, задавленных тяжелым бытом, грузом ответственности и беспросветности. В своем роде все они искалечены духовно, в отличие от калеки Билли, изуродованного снаружи, но сумевшего внутри себя сохранить чистоту, милосердие и любовь. Билли, у которого родители утонули в море, когда он был еще младенцем, для местных своего рода достопримечательность, отдушина. Его вырастили женщины, которые старались оградить его от информации о его «темном» прошлом. По городу ходят разные слухи о жизни главного героя. Есть версии, что родители пытались его утопить в мешке с камнями, и ребенка удалось спасти лишь чудом, иные рассказывают, что родители Билли пытались убежать с треклятого острова в поисках лучшей жизни для своего малыша, но погибли по пути в перевернувшейся лодке. Слухов так много, что ведь на острове практически нет новостей, а с годами каждая версия чудесного спасения главного героя в детстве лишь обрастает новыми, туманными подробностями. Билли делают новой игрушкой: над ним горько подшучивают, дают подзатыльники, откровенно смеются и подчеркивают, что среди местного люда, он белая ворона. Билли решает изменить судьбу. Узнав о том, что голливудский режиссер снимает фильм о людях из Ирландских островов, Билли решается всеми способами уехать в Америку на кинопробы – для него это единственная возможность убежать и попытаться найти свое счастье.

История вполне понятна и хорошо знакома зрителям. Здесь каждый образ – это легко узнаваемый персонаж из нашей повседневной жизни. Увидеть эту постановку стоит хотя бы ради приятного послевкусия, которое появляется после просмотра. Это впечатляет зрителя и заставляет переосмыслить многие вещи в нашей жизни.

Человек и море

Автор пьесы Мартин Макдонах является официальным драматургом Лондонского Национального королевского театра, обладатель премии BAFTA за лучший оригинальный сценарий, премий «Оскар» за лучший игровой короткометражный фильм. Документальный фильм Флаэрти, о съемках которого идет речь в пьесе, в сентябре 1934 года был представлен на втором Венецианском фестивале и получил приз как лучший фильм года. Его назвали фильмом о стойкости и мужестве обычного человека, у которого больше ничего и нет, как стойкость и мужество.

По легенде создания этого фильма об Аранских островах Флаэрти узнал случайно, когда плыл на корабле из Америки в Европу. В курительной комнате зашел разговор о Великой депрессии, пассажиры жаловались друг другу на жизнь. Наслушавшись, один из присутствующих, молодой ирландец, произнес примерно следующее: «Вы и понятия не имеете, что такое бедность. У западного берега Ирландии есть три острова, просто бесплотные скалы, никакой растительности. Люди сами делают почву из водорослей и песка. Сначала они дробят скалы, чтобы получилась ровная поверхность, и раскладывают на них водоросли и песок. И на этой вот тоненькой прослойке выращивают картофель. И это единственная пища, которую они могут добыть из своей земли. За другой пищей они должны выходить в море на примитивных лодочках. А это одно из самых ужасных морей на Земле. Островитяне так живут тысячу лет, а то и больше».

Эта история хорошо читается и в постановке режиссера из Санкт-Петербурга Антона Коваленко. На сцене Русского драматического театра в Улан-Удэ вместе с художником-постановщиком Анной Федоровой, заслуженным работником культуры России, заслуженным деятелем искусств Бурятии Вячеславом Булановым, техниками, костюмерами и актерами сумел создать неповторимый мир забытого Богом местечка в Ирландии, передать атмосферу борьбы с безысходностью и поиска вдохновения на продолжение жизни островитян в суровых условиях.

Ни разу не побывав в Ирландии тех лет, не встречая никого из действующих лиц пьесы в реальности, зритель погружается в их мысли и чувства без остатка.

Здесь даже музыкальное сопровождение из отрывков произведений российской рок-группы с названием, имеющим значение «хандра, уныние, тоскливое настроение». Под воодушевленную песню «Воздушный шар» группы «Сплин» герои задорно танцуют со слезами безысходности на глазах.

Спектакль в постановке режиссера из Санкт-Петербурга Антона Коваленко должен был быть показан в мае 2020-го, однако из-за закрытия театров и самоизоляции планы не сбылись. Работа над черной комедией продолжилась летом, а сдача на коллектив состоялась в сентябре.

Как рассказал сам режиссер постановки, язык пьесы Макдонаха – это язык безумного, больного подсознания человеческого сообщества, вывернутый автором наизнанку и превращенный с помощью его таланта в этакий документ-диагноз времени и нас сегодня, живущих в этом времени. Это язык субкультуры, маргиналов, людей, находящихся, так сказать, на обочине общества. Это, по сути, закрытый мир, недоступный для нормальных людей. К тому же автор ещё явно с сарказмом относится к происходящему в пьесе. Но в основе-то лежит, конечно, его глубокая эмпатия, искреннее сочувствие ко всем этим людям.

Главную роль калеки Билли исполнил молодой актер Дмитрий Тарбеев, который за нее был награжден дипломом ГРДТ им.Н.А.Бестужева к Международному дню театра в номинации «Лучшая мужская роль».

Для зрителя постановка «Калека с острова Инишмаан» останется неоднозначной – каждый в ней найдет нечто свое. Но для Русского драмтеатра это важное событие, в его репертуаре появилось еще одно современное, красивое и очень живое произведение, которое не может не понравиться зрителям.

 

Антонина Сухорукова, «Молодежь Бурятии», 07.04.2021

В ближайшее время спектакль не состоится, следите за афишей.