Классический балаган в театре

Опубликовано:
2019-04-17 16:18:00

Московский режиссер поставил в Улан-Удэ спектакль-балаган «Вишневый сад». В государственном русском драмтеатре им. Н.А.Бестужева премьера необычного спектакля по мотивам пьесы Антона Павловича Чехова прошла 12-13 апреля с аншлагом.

Над спектаклем работали московский режиссер Павел Данилов и художник-постановщик Красноярского театра оперы и балета, лауреат фестиваля «Театральная весна» Ирина Сид.

Павел Данилов – 29-летний режиссер Центра им. Мейерхольда, участник фестивалей: молодой драматургии в Новом пространстве Театра Наций, «Театральное будущее России – 2016», «Pro Contra – 2016» (Польша), «Пять вечеров», «Клин11», «Любимовка». Данилов – молодой режиссер, который не боится создавать вызовы времени, интерпретировать события в пьесах. А потому его новая постановка в Улан-Удэ получилась непросто интересной и необычной, но и интригующей.

История из классики

Пьеса в четырёх действиях Чехова, жанр которой сам автор определил как комедия. Пьеса написана в 1903 году, впервые поставлена 17 января 1904 года в Московском художественном театре. Одно из самых известных произведений Чехова и одна из самых известных русских пьес, написанных в то время.

Как сказали бы сегодня ученые озеленители или арбористы, вишневых садов ни тогда, ни сегодня никто специально не сажал – вишня - растение не прихотливое, разрастается в сад само по себе. Но сейчас это и неважно. В пьесе Чехова семейный, высаженный с любовью вишневый сад – лишь символ расцвета и разрушения души, ценностей, отношений, семьи и памяти.

На выбор материала, по словам режиссера, во многом повлиял его прошлый приезд в Бурятию, когда активно обсуждалась тема вывоза и продажи леса в Китай.

Павел Данилов определил жанр спектакля как «балаган», когда актеры играют бродячих артистов передвижного художественного театра. Этот формат дает режиссеру свободу для шалости и выражения основной мысли.

«История имеет свойство повторяться. В России счастье всегда где-то там, не за горами, в светлом будущем. Именно поэтому простой человек остается забытым, а появляются какие-то «кровососы», которые паразитируют на остальных, выкачивают из страны все, что можно... Для Чехова важно было посмотреть на этих людей, которые рассуждают о саде, но ничего не сделали для его спасения. Виноваты не те, кто рубит лес, а те, кто знает и ничего не делает. И для меня это самое важное про «Вишневый сад», - отметил режиссер.

Спектакль соединил драматический театр, кино, перформативное искусство, пластические и хореографические эскизы, вокал, и современную музыку.

Откровения на сцене

Множество режиссерских находок. Именно так можно охарактеризовать эту постановку. Это отнюдь не классический спектакль по уже известному вдоль и поперек произведению классика. Это совсем не комедия, как определил ее сам Чехов. Перед зрителем разыгралась настоящая трагедия и сцены содержали много фарса.

Как иначе объяснить появление в «кадре» джазовых заставок в исполнении актрис. Или

откровенные сцены без откровений. Лишь намек на пикантные детали интимных отношений между персонажами действия. Пожалуй, это конек московского режиссера в этой постановке. Любопытный метод показать постельную сцену жестко и грубо, но без разврата и шокирования публики.

А как вам застывающие фигуры персонажей на втором плане. Отыгранные действия замирают в пространстве и времени, словно бронзовые памятники истории. Все это пронзительным смысловым криком напоминает: «истории повторяются, события идут по спирали, меняются только люди, время и обстоятельства».

«Задача актеров была максимально привлечь внимание зрителя к происходящему на сцене. Все это позволяет в контексте современности посмотреть на популярную пьесу Антона Павловича Чехова и заново открыть для себя автора – увидеть в нем не бронзовый памятник литературы, а живого человека, который резал воздух словами и смыслами, словно скальпелем», - пояснили замысел постановщиков в пресс-службе ГРДТ им.Н.А.Бестужева.

В спектакле заняты: заслуженный артист России Владимир Барцайкин, народный артист Бурятии Олег Петелин, заслуженные артисты Бурятии Софья Гущина, Леонид Иванов, Светлана Полянская, актеры Екатерина Белькова, Татьяна Белова, Елизавета Михайлова, Владимир Барташевич, Аюр Доржиев, Александр Кузнецов, Артур Шувалов, Евгений Винокуров, Иван Бузунов, Арсений Витин.

Аюр Доржиев, сыгравший Петю Трофимова, рассказал, что «Вишневый сад» для него о любви к Родине, друг к другу, к семье.

«Он о доме, как у Гришковца: «Хочу домой. А где дом?» А дома нет… Еще он о единении. Все-таки фундаментальные темы Чехова в нашем спектакле звучат, несмотря на то, что это балаган, что по мотивам пьесы, – темы любви, верности, чести, достоинства. Антон Павлович – великий писатель, в его произведениях можно бесконечно разбираться и разбираться, выискивая новые смыслы, открывая новые грани», - считает Аюр Доржиев.

А вот исполнительница роли Вари, актриса Татьяна Белова поделилась тем, насколько сложно было вообще в современном спектакле по классическому произведению.

«Мне очень тяжело далась роль Вари, практически на сопротивление. В этом спектакле Варя – обостренная, нервная, она, как натянутая струна. Это девушка, которая тащит на себе хозяйство, отвечает за имение, за всех членов семьи, она взвалила на себя эту ответственность, непосильную ношу, а ведь ей всего 24 года, она хочет любви. А ее никто не пожалеет, не оценит. Она привыкла терпеть, не жаловаться. И в этой семье она не получает той ласки, которую ждет, потому что здесь она приемная дочь. Так же в отношениях с мужчинами, она любит Лопахина, а он то молчит, то шутит. Конечно, интересно было работать над образом, так как в спектакле она меняется, развивается и к финалу становится жестче. Работа над ролью ни внутренняя, ни физическая не закончилась, и она продолжится до тех пор, пока будет жить спектакль. Сложно мне было еще и потому, что у нас с героиней разные темпераменты: она строгая, деловая, неровная, вспыльчивая, требовательная к другим и к себе. Для меня, безусловно, эта роль – событие. Я была в декрете, выходила только на свои роли. И это первый сезон, когда я полностью погрузилась в нелегкий репетиционный процесс. Все далось очень не просто, но я рада, что я в этом спектакле. Надеюсь, что эта работа мне много даст, как актрисе, раскачает мое нутро, даст новые краски. А вообще я люблю роли с надрывом, с болью, с внутренним ростом от начала спектакля к финалу, где есть оттенки чувств и эмоций», - рассказала Татьяна Белова.

Нет сомнений, что именно такие «неформатные» театральные постановки, с надрывом, с внутренним ростом и всеми оттенками чувств, полюбит и улан-удэнский зритель. Это новая, пока малознакомая «классика» на современной сцене. Но это слишком трогательно и близко к настоящему времени, а потому важно для каждого.

 

Ольга Степаненко, «Молодежь Бурятии», 17.04.2019

В ближайшее время спектакль не состоится, следите за афишей.