Кристина Баженова: «Театр – это мой взгляд на мир»

Опубликовано:
2016-09-14 17:07:00

Русскому драматическому театру Кристина Баженова служит почти пятнадцать лет, на ее счету десятки ролей в спектаклях разного жанра и характера. Актриса, запоминающаяся зрителю не только талантливым исполнением ролей, но и внутренним обаянием и яркой внешностью, рассказала в интервью  о том, что на самом деле для нее значит театр, насколько уверенно она себя в нем чувствует и за что порой себя благодарит. Конечно же, поделилась актриса и мыслями о новой роли в премьерном спектакле Русского драмтеатра, которого с нетерпением ждут многие театралы нашей республики.

- В Русский драмтеатр вы пришли работать, будучи студенткой четвертого курса. На сегодняшний день, если округлить, служите ему почти 15 лет. Кристина, поделитесь, сбылись ли ваши юношеские надежды? А, может, вы стали «трезвее», «взрослее» и поняли, что работа актера – не более чем такая же профессия, как и многие другие?  

- Время идет вперед, и, конечно, вместе с ним меняются и жизненные ориентиры. Если раньше мой список важных дел состоял из реализации своих амбиций, достижения актерских успехов, то сейчас я все больше стала задумываться и задавать себе два главных вопроса: «Чего я хочу на самом деле?» и «Где я счастлива?». За все время работы в театре, безусловно, были периоды и успехов, и неудач, и актерского взлета и, так сказать, затишья, но в конечном итоге театр для меня не просто работа. Театр никогда не будет работой. И как бы пафосно это ни звучало, театр – это нечто большее, это образ жизни, это взгляд на мир, позволяющий из-под другого угла посмотреть на разные жизненные обстоятельства. Но в то же время я стала больше наслаждаться простыми семейными радостями и хлопотами. Где-то я даже чувствую необходимость восполнять силы домашним уютом и теплом, общением с самыми близкими людьми, занимаясь приготовлением борщей, чтением книг с дочерью или другими заботами.  

- В одном из давних интервью, почти десятилетней давности, вы сказали, что в театре себя вполне уверенно ощущаете. Это ощущение за все эти годы ни разу вас не покидало?  

- Чувствую по-разному. Но, скорее, уверенно. Театр меняется, не стоит на месте. Меняются режиссеры. Если бы в театре ничего не менялось, мы бы получали никому ненужный консерватизм, затхлость. Конечно, не всегда приходится радоваться новому в работе, но артист должен быть гибким, идти в ногу с переменами. Да, порой с новыми переменами бывало и так, что режиссер просто-напросто не видел меня как актрису в своем спектакле, но, тем не менее, это тоже было частью изменений. Тогда просто приходилось радоваться со стороны, оставаясь вне процесса какое-то время.
 
- Цитата из вашего интервью: «Актер растет тогда, если доверяет себе. За то время, что я в театре, можно сказать, я познакомилась с собой, узнала себя». Что именно вы узнали о себе? 
- (Смеется). Это была не я, не я сегодняшняя. Эти слова говорила какая-то молодая, неопытная актриса. А если говорить обо мне нынешней, изменениях во мне, могу сказать, что мой внутренний голос стал более рассудительным, и слышу я его отчетливо. Люблю беседы и рассуждения с собой. Могу и сама над собой посмеяться (улыбается). Но говорить, что я сегодня была совсем не такая, как вчера, это как будто выделываться перед другими. А зачем это нужно? Проще, лучше и честнее просто пошутить и посмеяться.  

- Вы всегда оставались довольны теми ролями, которые доверяли вам играть? Считаете ли, что во всех исполненных вами образах сумели раскрыть грани своего актерского таланта?  

- А как не быть довольной своими ролями? У меня их под пятьдесят, если уже не под шестьдесят. Надо бы сесть и подсчитать. Тяжело над ними работать, а вот считать – милое дело (улыбается). Мне сложно судить о том, как они были исполнены. Старательно – только так, наверное, могу сказать. А вот что касается граней таланта, то всех граней раскрыть нельзя, потому что талант неисчерпаем.
- Какие роли больше всего повлияли на вас? 

- Больше всего? Пожалуй, это роль-эпизод в спектакле Сергея Левицкого «Дежавю», так как она позволила мне отойти от моих стандартов. Дело в том, что я много играла характерных героинь, лирических чуть меньше, но тоже часто. А вот в «Дежавю» я оказалось совсем на другой ступени – и от себя, и от своих привычных образов. 

- Ваш самый любимый спектакль из репертуара Русского драмтеатра? Почему?  

- Мой самый любимый и для меня самый лучший спектакль на данный момент – это опять же «Дежавю». Почему? Во-первых, тема – политические репрессии, случившиеся в стране, и бесчисленные жертвы этих репрессий. Я лично, до того как Сергей Александрович предложил актерам познакомиться с материалами тогда новой постановки, а, главное, самим их раздобыть, думала, что враги народа и есть настоящие враги народа в нашей стране… После работы в «Дежавю» на то, что происходило в то время, просто открылись глаза. Во-вторых, сам спектакль, помимо достоверных фактов и документов, интересно решен и оформлен. На мой взгляд, это сегодня самый нужный и полезный спектакль для всех. Чтобы мы знали и помнили.
 
- Одну из ваших последних новых ролей вы исполнили в спектакле «Пьяные». Некоторые зрители не совсем однозначно его приняли в связи с некоторой откровенностью по посылу. Что бы вы сказали насчет этой постановки? 

- Я считаю, это потрясающий материал, и очень злободневный. В нем ставится столько острых вопросов, которые люди изо дня в день задают себе. Да, где-то в грубой, может, резкой форме, но здесь озвучиваются практически библейские истины. Мне кажется, в этом спектакле зритель все равно почерпнет что-то для себя, он может посмотреть на свою жизнь со стороны, на свои внутренние страхи, проблемы, которые, может, таковыми и не являются. Мне лично он очень близок, понятен по своему посылу. 
  
- Сегодня театр готовит новую постановку по пьесе Александра Володина «Осенний марафон». Ее одноименная экранизация очень популярна в нашей стране и считается шедевром советского кинематографа. Кристина, какие первые мысли вас посетили, когда узнали о новом готовящемся спектакле? Сейчас, по ходу репетиционных работ, все ли ваши ожидания совпадают?  

- Обожаю фильм Георгия Данелии «Осенний марафон»! С детства влюблена в Басилашвили, мечтала играть, как Неёлова. А эти молчаливые сцены с Гундаревой. Когда узнала, что Сергей Левицкий будет ставить именно эту пьесу, в голове пронеслось: «Как? Как???». Но мы верим в нашего художественного руководителя и не раз убеждались в таланте и оригинальности его постановок. Чего стоит успех «Фронтовички» на театральных фестивалях! Надеюсь, что-то подобное случится и с «Осенним марафоном». У меня с первых репетиций все опасения и сравнения с великой Галиной Волчек, героиню которой я играю, ушли. Сейчас я не думаю о кинокартине, ведь мы работаем не с фильмом Данелии, а с пьесой Александра Володина.
 
- Кстати, про роль Варвары, которую вы сыграете в новом спектакле. Насколько образ этой героини вам понятен, легко ли проживать его?  

- Нельзя говорить об образе героини в привычном понимании, так как такого здесь не будет. Режиссер предложил мне совершенно небытовой способ существования. А когда с Сергеем Левицким было просто? (Смеется). Я уже два года работаю в его спектаклях, и с ним всегда интересно. Так что приходите 23 и 24 сентября к нам в театр и все увидите своими глазами.  

- Когда вы играете на сцене, о чем беспокоитесь в первую очередь: остаться собой довольной или чтобы остались довольны зрители? Можно ли, скажем, обманув порой «непрофессионального» зрителя, обмануть себя как профессионала? 

- Когда актер находится на сцене, он находится в определенных обстоятельствах, и думать, что ты кого-то сейчас обманешь, некогда. Есть четкие обстоятельства, действия и партнер. А обмануть себя как профессионала не дает излишняя самокритичность, но иногда я все же могу себя поблагодарить и сказать после спектакля самой себе: «Сегодня было неплохо» (улыбается).  

- То есть вы все-таки оцениваете свою игру?  

- Нет, просто иногда нужно себя благодарить. А оценивать свою игру – не занятие для актера. Актер должен делать свое дело. Оценивать будут другие - режиссеры, театральные критики и, конечно же, зрители.
 
 
Сайзана Донгак, «ТВ-программа», 14.09.2016 

В ближайшее время спектакль не состоится, следите за афишей.