Кто есть кто в театре

Опубликовано:
2019-05-01 15:10:00

Вместе с Русским драмтеатром разбираемся в театральных профессиях.

Чем театральный столяр отличается от обычного? Кто такой бутафор? «Зарядить» реквизит вовсе не то же самое, что зарядить пистолет? В Год театра в России мы решили узнать о самых интересных театральных профессиях: в чем заключается специфика работы, чем приходится заниматься, есть ли у работников театра профессиональные «жаргонизмы» и о многом другом.

Театральный кассир.

Чтобы попасть в театр, вам обязательно нужен билет. Конечно, с развитием электронных технологий сегодня его можно купитьв три клика на сайте. Но кассир не просто продаст билет, а еще расскажет о спектакле, посоветует, на что лучше сходить, поговорит по душам.

Намжилма Федорова работает в кассе ГРДТ около 5 лет. За это время продала десятки тысяч билетов. В обязанности кассира входит продажа, бронирование, ведение отчетности, общение с покупателями, консультации по телефону. Самым сложным в своей профессии считает привередливых зрителей, но работу свою очень любит.

– Я не могу конкретно сказать, за что люблю свою работу, но всегда иду сюда с удовольствием, бегом бегу! А как не любить? Ведь если профессия тебя не устраивает, то ты будешь считать ее обузой, она будет не в радость. А я люблю, стараюсь смотреть все спектакли.

Монтировщик сцены

Монтировщик оформляет сцену при проведении спектаклей или репетиций. В его обязанности входит установка декораций, мебели, выполнение погрузочно-разгрузочных работ. Поэтому в эту профессию идут сильные мужчины, которым по плечу любые тяжести.

Павел Корнаков, заведующий монтировочным цехом, служит в театре пятый год. И самым сложным считает ненормированный рабочий день и, по собственному признанию, нахождение точек соприкосновения с творческим руководством.

– Сейчас спектакли технически сложные, объемные, многое приходится разрабатывать самим в отсутствии художника-технолога. Например, нам надо было придумать, чтобы в спектакле «Перед потопом» с потолка полилась вода, или в «Вишневом саде» поставить распылители. И нужно сделать так, чтобы конструкции соответствовали технике безопасности и замыслу режиссера. Нужно найти компромисс.

Монтировка – дело непростое. Подчас ребята приходят раньше артистов, чтобы установить декорации к началу репетиций и уходят позже всех, пока их не размонтируют.

– Пожалуй, самый длительный монтаж занимал у нас около 6-7 часов, а размонтировка проходит быстрее. Но порой остаемся и до часу ночи и до двух.

Бросить «тяжелую» профессию не дает творческий коллектив и возможность путешествовать – выезжать на гастроли, фестивали, что позволяет обмениваться опытом с другими театрами.

Реквизитор

Юлия Брагина, заведующая реквизиторским цехом, работает в театре около 3 лет, но с театром и коллективом знакома давно, так как является супругой актера Николая Брагина.

– В театре я оказалась случайно. Попала под сокращение, и предложили перейти сюда. Долго сомневалась, сейчас нисколько не жалею. Здесь один день не похож на другой. Даже один и тот же спектакль проходит по разному, каждый по своему «дышит».

В обязанности реквизитора входит подготовить все предметы, которыми будут пользоваться актеры на сцене, вплоть до еды.

– Самое необычное, что пришлось делать, как только пришла в театр, –съедобный мухомор, который едят актеры Леонид Иванов и Станислав Немчинов в «Осеннеммарафоне». Долго не могла понять, как его сделать, но потом вместе придумали. Мы приходим задолго до начала спектакля, чтобы к репетиции уже все было готово, и не уходим из театра, пока все не разложим обратно по полочкам.

У каждой профессии есть свои специальные слова. У реквизитора – «зарядить» реквизит, что означает полностью подготовить все предметы к началу спектакля.

Помощник режиссера.

Это человек, который отвечаетза все и за всех, кто открывает занавес и следит за ходом спектакля.Елена Некрасова работает в театре 36 лет и практически все это время помощником режиссера.

– Кажется, что это все легко – организовать людей, но у помощника режиссера много обязанностей. Он словно дирижер оркестра за всем должен уследить, все проконтролировать. Это человек, к которому сходятся все ниточки.

О самом экстремальном случае в своей жизни Елена Викторовна не хочет даже вспоминать.

– Я тогда чуть не поседела. Мы играли «Звездного мальчика» и в главной роли у нас был студент. Я начала спектакль без него и поняла это уже тогда, когда процесс был запущен. По техническим причинам пришлось остановить спектакль.

О профессиональных словечках говорит так:

–Вот у нас пульт, когда мы все проверили, все готово, третий звонок дан, зритель в зале, занавес вот-вот откроется. Тогда я нажимаю вот эти кнопки и в микрофон говорю: «Ну, что, ребята, поехали!» Конечно, к театру относишься как к родному, дома сидишь, хочется бежать на работу, когда в отпуске, я очень скучаю по артистам, коллегам.

Бутафор

Бутафоры – это театральные художники, создающие бутафорские вещи: элементы одежды, оружие, посуду, чучела и многое другое. В театре Бестужева руками талантливых бутафоров – семьи Пузаковых – сделаны огромные статуи (Марка Аврелия и Давида в спектаклях «Анатэма. Посвящение кино» и «Волки и овцы»), короны, мечи, фонарики, картины, кубки, цилиндры и т.д.

Александра Пузакова учится на факультете декоративно-прикладного искусства и создает в театре всю мелкую бутафорию.

– Наиболее запоминающимся моментом для меня стали фонарики на «Осенний марафон». У нас там целый город с домами, питерскими проспектами. И я делала маленькие фонарики, которые освещали дорогу. И это была самая мелкая, сложная, кропотливая работа.

Но Александре больше по душе такие изделия, как короны, которые сейчас можно увидеть в спектакле «Ричард III» и кокошники театральных Снегурочек.

– Это очень красиво, сказочно, там много вышивки, бисера. Конечно, я люблю свою работу за творчество, свободу. Желание творить у нас с Артемом с детства, от мамы (заведующей бутафорским цехом Светланы Пузаковой), если бы здесь не было возможности заниматься творчеством, я бы здесь не работала.

Театральный столяр

«Святой человек», – шутят про Алексея Сафонова, заведующего столярным цехом, коллеги, так как руководить столярами не просто. Это люди с особенным чувством юмора, умением работать над самыми нестандартными задачами, готовыми сделать все и за короткий срок, был бы эскиз.

– Главное, чтобы было желание работать. Театр начинается не с вешалки, а со столярного цеха, – утверждает Алексей Михайлович, отдавший театру 20 лет своей жизни. – Потому что мы создаем скелет спектакля, с которого начинается все.

Сегодня столяры работают с деревом, металлом: декорации становятся сложнее и масштабнее, тут нужны не только умения, но и талант, элемент импровизации, на ходу что-то додумать, сделать и красиво, и функционально. Например, пыточный стул в «Смерти Тарелкина».

– Я люблю свою работу за то, что могу здесь воплотить что-то свое, за творчество. Когда меня спрашивают: «Где работаешь», и я отвечаю, что в театре, люди удивляются: «И что, много зарабатываешь?!» А я сюда не для зарабатывания пришел, а чтобы создавать что-то интересное.

Контролер, или капельдинер

Капельдинер – это человек, который запускает зрителей в фойе или в зрительный зал, проверяет билеты, оказывает помощь и отвечает на вопросы. Людмила Роголева работает в должности старшего билетера-контролера с 2006 года. И самым важным в своей профессии считает встретить зрителя и расположить его к себе, чтобы он с хорошим настроением пошел на спектакль.

– Всегда надо с позитивом относиться к людям. Что-то объяснить, не отмахнуться, а постараться ответить на вопросы. Ведь если человеку понравился спектакль, то он после пытается поговорить с тобой, высказать свое мнение, рассказать, что понравилось, и тут важно выслушать. Если видишь, что зрители довольны, то и на душе приятно. Конечно, ситуации бывают разные и просьбы у зрителей тоже. Кто-то просит сделать свет не таким ярким, повернуть прожектор, остановить спектакль… Приходится объяснять, что это невозможно, успокаивать.

Работу свою Людмила Васильевна очень любит и считает, что профессиональный капельдинер обязан быть вежливым, внимательным и терпеливым.

И это только часть театральных профессий. Помимо режиссеров, художников, актеров еще есть костюмеры, мастера швейного дела, на которых создание тысячи костюмов, завлит, звуковики, световики и другие – в ГРДТ более 150 человек работает для того, чтобы дарить людям ТЕАТР.

 

«Молодежь Бурятии», 01.05.2019

В ближайшее время спектакль не состоится, следите за афишей.