Марина Ланина: «Когда переживала тяжелый развод, часто ловила себя на мысли, что поступаю, как Жанна»

Опубликовано:
2022-02-15 10:27:00

17 февраля в 18.30 (16+) на сцене Русдрама пройдет творческий вечер одной из самых ярких актрис Марины Ланиной и финальный показ спектакля «Жанна» в постановке Анатолия Баскакова. Представляем большое интервью заслуженной артисткой России о том, почему так классно работать актрисой в театре, особенном спектакле и жизни после развода.

Марина, вы часто рассказывали в интервью, как стали актрисой. Хочется спросить: не пожалели?

– Нет, конечно! Вы только представьте: я прихожу в театр, здесь у тебя есть педагог по танцам, педагог по вокалу, обо мне пишут, снимают программы. На сцене я могу «отплакать» всё, что в душе наболело. Мы же не просто выходим на сцену, мы разговариваем с пространством, со зрителем. В каждую свою героиню я вкладываю свои личные эмоции, душу, переживания. Я всегда говорила, у меня слезы «дорогие» (улыбается). Что я буду дома в подушку плакать, когда есть возможность «прорыдаться» на сцене. Приходишь в театр, делишься энергией со зрителем. А зритель-то тебе сколько энергии обратно отдает! Сыграла, получила удовольствие, а мне цветы подарили, творческий вечер устроили, а потом еще и зарплату дали. Ну, где еще такое райское место найдешь? Одно блаженство! Я всегда говорю, если не получаешь удовольствие от работы, беги оттуда.

Что вам дают ваши героини, такие разные, противоречивые?

– Хочется сказать именно про Жанну в преддверии спектакля. Наверное, до нее я своих сил не знала. Многим со стороны казалось, что я – это она. Но я-то внутри себя считала «белой и пушистой». А сейчас, пройдя какой-то жизненный этап, поняла, что эта героиня оставила большой отпечаток во мне. Свою силу, умение противостоять жизненным невзгодам я в последние годы брала у нее. Пожалуй, каждую героиню мы немного впитываем в себя, проходя рисунок по роли, становимся немного ею. Но в то же время, выходя на сцену, говорим о своем, о наболевшем. Когда актер выходит на сцену, у него есть великое право делиться со зрителем через персонажа своей радостью, своей болью, своим мировоззрением. Каждый человек – это планета, я по-другому не мыслю. И я на сцену выхожу проговорить про себя, но словами своей героини. Даже с Марией Стюарт я тоже, как мне казалось, «срослась». Ты всегда взаимообогащаешься со своими героинями.

То есть с каждой героиней вы в чем-то похожи?

– Происходит очень интересная вещь – и судьбы героинь так или иначе перекликаются с твоей судьбой, то есть ты играешь персонажа, а события спектакля проявляются в твоей жизни. Я никогда не думала, что комедия «Слишком женатый таксист» станет пародией на мою жизнь. Наверное, мысль материальна, и, если ты творишь с открытым сердцем, от сердца разговариваешь и в сердце принимаешь героя, то материализуешь его историю. Не могу сказать, почему так происходит. Твои героини неслучайно к тебе притягиваются и открывают в тебе то, что точно есть. А разве нет во мне игривости Несмеяны, которую я играла почти до 50 лет? И во мне есть эта егоза. И, когда я переживала тяжелый развод, то часто ловила себя на мысли, что поступаю, как Жанна, она меня подготовила и закалила.

А есть те, кто совсем непохож?

– Из ближайших, наверное, мой персонаж в «Театре. Изнанка». Когда происходит избиение главной героини, а мы играем там массовку, все мое нутро противится этому. Там мы кричим Владе, которую играет Лиза Михайлова, «признавайся, признавайся», бьем мячами и, как стая шакалов на нее идем, а я кричу «прости» или «люблю». Внутри себя я повторяю: «я не стая, я не шакал». Вот поведение этой героини мне совершенно несвойственно, я обычно защищаю слабого, обиженного. Даже во «Фронтовичке» Галина Сергеевна в чем-то – это я: сначала зубки покажет, а потом сердце ее включается, и как она в конце переживает за Машку.

На вашем творческом вечере будет финальный показ «Жанны»?

– Да, репертуар меняется, одни спектакли сменяют другие, театр – это живой организм. Интересно, что пока я держу героиню в своем сердце, то спектакль идет. Так было с Липочкой в спектакле «Свои люди – сочтемся». Хотя было комично в 50 лет играть 18-летнюю девушку, мы уже веселились по этому поводу. «Жанна» – это тоже частица меня. Она дала мне и человеческий, и актерский рост, и это был успех. Я всегда знала, что мы с ней просто так не расстанемся, попрощаемся не тихонечко в уголочке, а творческим вечером.

Кого бы вы хотели видеть на вечере?

– Конечно, моих любимых зрителей, кто знает и любит меня. Наши зрители такие теплые, благодарные. Они приходят поделиться с нами своей энергетикой, они дарят нам улыбки, аплодисменты, тепло своих рук и сердец. Это ли не счастье?

А вообще как относитесь к датам, юбилеям?

– Ирина Хакамада как-то сказала: «Если бы мне сказали вернуться в мои 24, я бы застрелилась» (смеется). Я бы, конечно, не застрелилась, но я бы редкий возраст выбрала, в который хотела бы вернуться. Скорее не в возраст, а в то время: или в тот дорогой сердцу театр, например, когда была директором Людмила Намсараева, или в свою семью. Проскочивши 55 лет, я перестала считать годы. Со мной случилась такая трансформация, сейчас я по-настоящему счастлива – счастье внутри меня переливается всеми цветами радуги. Дети выросли, магазин, который приносит мне доход, есть, работа есть, творчество есть. Что осталось в жизни? Только получать удовольствие. Ушло то, что меня сильно разрушало – карьеризм, мне всегда надо было добиться каких-то вершин, куда-то стремиться. А сейчас я пришла, можно сказать, к «божественной любви». Осталось только – загадывать желания и воплощать их в жизнь. А сил предостаточно: и творческих, и физических.

Какой из последних спектаклей на вас повлиял, запал в душу?

– Пожалуй, «Black box», который был создан прошлой осенью на творческой лаборатории при поддержке Министерства культуры Бурятии. Это не классический спектакль, здесь каждый зритель может анонимно выйти на сцену в полной темноте и в черной коробке рассказать обо всем, что его волнует. И мы, артисты, говорим о своих болях, проблемах. Автор этого проекта Виталий Федоров приехал к нам и подарил нам свое тепло, свою душу, что-то такое заложил в этот проект, что эти тепло и любовь живут до сих пор в каждом показе. Там у каждого «вскрывается рана», и весь «гной» души выходит, наступает такое облегчение. Я там рассказываю о таком, о чем никогда и никому не говорила. Ты с себя слой кожи снимаешь и говоришь, да я такой, у меня все болит, это дорого. Когда твое мнение интересно, вот тогда театр живой в моем понимании. Здесь можно поговорить о себе. Может это грубо звучит, а зачем мы пришли в этот мир? Пункт № 1 – это уважение собственных потребностей, то есть любовь к себе, принятие. А пункт № 2 – экологичное отношение к другим, построенное на уважении.

Ваш развод был довольно громким, чем закончилась ваша история?

– Эта история завершилась для меня с минусовым выходом. Всё, что было переписано на его компанию, отошло бывшему супругу. Я очень хотела расстаться на хорошей ноте, у нас все-таки дети, будут внуки, но он меня не услышал. Но я стала сильной, урок, который он преподал, не могла преподать ни одна чужая душа. Только любимый тобою человек может обрезать крылья. Но он обрезал крылья у курицы, а сейчас отрасли крылья у жар-птицы. И я сейчас счастлива, я узнала, что такое одиночество, внимание другого мужчины, что такое вообще захотеть жить. Никогда ты не испытаешь большей радости, пока не отпустишься на самое дно и не оттолкнешься от него. Я всегда говорю, греби лапами до последнего, даже если тебе кажется, что ты сдохла, все равно греби, вдруг ты осознаешь, что пальчики твои еще шевелятся. Греби в сторону счастья, добра, любви и понимания.

Хотелось бы что-то изменить в свой жизни?

– Я бы поменяла отношение к членам своей семьи. Раньше мне всегда казалось, что театр на первом месте, все остальные на втором. Сейчас я бы никогда не пренебрегла интересами своих близких. Как бы они тебя не раздражали, как бы не хотелось кому ложкой заехать по лбу, семья – это самое лучшее и дорогое, что есть у человека.

Что сейчас наполняет вашу жизнь?

– Я свободна, я наконец-то раскрыла крылья и я летаю. Я была под плинтусом, потом «ползла на коленях», потом встала на дрожащие ножки, а сейчас летаю. Независимо от того, кому я нравлюсь, кому нет, у меня есть силы любить саму себя, я пришла пониманию, если говорить словами из «Жанны», что «Ты – это самое дорогое, что есть у себя. Ты меня понимаешь?». Любовь и свобода наполняют меня энергией.

 

«Байкал Медиа Консалтинг» от 15.02.2022

В ближайшее время спектакль не состоится, следите за афишей.