На острие чувств, или зачем надо ходить в театр

Опубликовано:
2017-05-31 14:25:00

Под занавес очередного 88-го сезона, 8 и 9 июня, Русский драмтеатр порадует своих поклонников премьерой – спектаклем «Лунное чудовище» по пьесе американского драматурга Ричарда Калиноски. Своими переживаниями о специфике нынешнего сезона, о сложностях нового проекта и о месте театра в жизни современного человека с «АиФ в Бурятии» поделился исполнитель одной из главных ролей актёр Иван Бузунов.

Через тернии

- Иван, как ты решил стать актёром?

- Это был конец 2005-2006 год. Тогда я учился в музыкальной школе, и мне предложили маленькую роль в новогоднем спектакле. Я согласился, мне стало интересно. Кажется, с тех пор во мне проснулась любовь к театру, и я до сих пор не могу его разлюбить (улыбается). Укрепила моё увлечение преподаватель по музыкальной литературе Дмитриева Наталья Ивановна. В своё время, окончив Академию культуры, она получила режиссёрское образование. Мы с ней сдружились, и она мне помогла в работе над парой прозаических отрывков для поступления в Иркутское театральное училище. Получается, благодаря ей я смог прикоснуться к театру.

- Помнишь ли ты свою первую серьёзную роль? Какие были впечатления?

- Это было во времена студенчества. Первой для меня стала роль студента, влюблённого в своего репетитора по химии, в дипломном музыкальном спектакле «Быть женщиной - это прекрасно». И эта роль почему-то надолго запала мне в душу. Еще, помню, я играл в фантастическом музыкальном спектакле «Делаверская история» по рассказу Р. Шекли «Ордер на убийство» с музыкой «Битлз». Там я был влюблённым мальчишкой Билли. Это была самая первая роль, и именно в тот период, я хотел уйти из училища. Тогда, помню, я говорил своему мастеру, Варлашову Вячеславу Владимировичу: «Мне всё надоело, мне лучше уйти». А он мне ответил: «Подожди, сейчас мы начнём работать над дипломным спектаклем, и потом поговорим». Поговорили, и вот с тех пор я уже точно никуда не хочу уходить.

- Известно, что ты серьёзно увлекаешься музыкой. Как увлечение музыкой повлияло на тебя в плане театральном? Чаще всего тебе в спектаклях театра выпадают музыкальные партии. Не обидно ли?

- Сложно сказать. Это в любом случае интересно. Что касается увлечения музыкой, в училище я поступил на актёра музыкального театра. Я думал, что проводится набор драматических актёров, а оказалось, музыкальных. Проработав в Иркутском музыкальном театре почти два года, перебрался в Улан-Удэ, в Театр русской драмы. И – опять музыка. Конечно, не скрою, хочется чего-то большего, но ничего страшного, какие наши годы (улыбается). Музыка не оказывает, конечно, большого влияния: либо я только играю на скрипке, либо я – на сцене. Но эти два явления всё равно немного для меня разделены. Конечно, это всё – искусство, связанное между собой, но где-то в глубине души я всё же разделяю театр и музыку.

- Традиционный вопрос актёрам. Что ты чувствуешь, когда выходишь на сцену? Какие эмоции охватывают?

- Первая эмоция, конечно, это некий страх – перед выходом. А потом первый шаг на сцену и уже не страшно, даже радостно и приятно.  

- Среди артистов самым большим считается страх забыть слова. А с тобой бывало такое?

- Бывало пару раз. На спектакле «Таланты и поклонники» Артёма Баскакова я, помню, забывал текст. Секундная пауза, в голове – «белый лист», начинается паника: что дальше? Но, к счастью, роль «вернулась», и я продолжил дальше.  

Пропуская через себя

- Твои впечатления о новом проекте «Лунное чудовище». Что ты для себя открыл? Это ведь специфический спектакль, связанный с историей геноцида армянского народа, с его неповторимой культурой…

- Да, «Лунное чудовище» – это сложная драма, повествующая о жизни Арама и Сеты Томасян, волею судьбы выживших после геноцида армян и сбежавших в начале ХХ века в Америку. У них не осталось родных, они навсегда потеряли их в той кровавой резне, и теперь им предстоит новая жизнь в другой стране. Они пытаются создать свою семью, вот только пережитые ужас, страдания и страхи один бессознательно тянет за собой, а другая пытается выбросить за борт и пробует быть счастливой, пусть и поводов для счастья не так много. Это страшно… очень страшно - переживать такие события. Они накладывают отпечаток на годы вперёд. Однако, несмотря на ужасы войны, трагедию армянского народа, «Лунное чудовище» – это светлая, добрая и жизнеутверждающая история, удивительная в простоте провозглашенного принципа: «нужно жить дальше».

Когда я начал работу над ролью, я узнал много новых исторических фактов о тех событиях начала 20 века, об истории геноцида, об обычаях и традициях армянского народа. А вот удалось ли мне перевоплотиться? Не знаю, для меня это непросто, я пока  ещё не до конца всё понимаю… Меня отголоски тех событий тоже, получается, коснулись – через пьесу. Пока мне сложно судить, но я только начинаю всё переживать, пропускать через себя…  и это весьма непросто.  

Навстречу новому

- Близится к завершению очередной театральный сезон. Расскажи, каким он был для тебя? В последнее время ты был задействован в основных крупных репертуарных проектах театра, в частности, «Осенний марафон», «Преступление и наказание» и других. Чем они стали для тебя?

- Любой проект, любой спектакль интересен и важен для меня. Это новый опыт, пусть даже тот же Человек без головы в «Осеннем марафоне». Это постоянно что-то новое, необычное. В этом сезоне самым, наверное, интересным экспериментом для меня стала работа над спектаклем «Уступите место завтрашнему дню» Тадаса Монтримаса.  Это было весьма непросто – попасть точно, в унисон с тем,  что артисты делают на сцене, и в оркестровой яме. Кто-то не понял, сказал, что это полная ерунда, а кто-то, наоборот, восхитился. И это нормально, это театральный эксперимент, и, когда мнения зрителей разделяются, это идёт на пользу спектаклю и актёрам.   

- То же самое можно сказать об «Осеннем марафоне». Там у тебя была весьма необычная роль Человека без головы. Каково тебе пришлось?

- Очень тяжело, вы себе не представляете, как тяжело! (Смеётся). Я со школы, наверное, столько не бегал! В этом тёмном коробе тяжело дышать и тем более непросто постоянно бежать. И подчас в голове помимо воли стучит одна мысль: «Скорее бы добежать!» Хотя роль без слов, но, тем не менее, она наполнена подтекстом. Это альтер - эго главного героя, оно отражает его внутренний мир, это попытка вытащить героя, Андрея Бузыкина, из той ситуации, в которую он сам себя загнал…

Ларец ответов

- Что такое театр лично для тебя?

- Театр… это уже второй дом, практически семья. Но это – не работа, я не могу расценивать театр как работу, как конвейерную рутину. Если расценивать театр с этой точки зрения, это сродни заводу. Для себя я решил, что я служу Театру, Мельпомене, как бы пафосно это ни звучало. Мне это сказал мой товарищ, артист Иркутского музыкального театра им. Н.Загурского Станислав Чернышев. Тогда и появляется желание творить, воплощать на сцене какие угодно образы и персонажи, пусть даже необычные и спорные.

- Каково, на твой взгляд, место театра и театрального искусства в жизни современного общества? Что такое театр сегодня?

- На мой взгляд, театр сегодня должен выступать своего рода учителем, какой-то школой для зрителя, для нового поколения. Очень хорошо, что сейчас у нас в театре появился спектакль «Преступление и наказание». Это замечательно. Дай бог, современная молодёжь, дети заинтересуются и начнут читать. Театр - всегда школа. Но, с другой стороны, не обойтись без экспериментов, которые мы стараемся воплощать. Для нашего региона это ново, и это привлекает нового зрителя.

- А если представить, что ты – рядовой зритель, ради чего, по-твоему, стоит идти в театр?    

- Ради саморазвития, прежде всего. А потом каждый в любом случае сам решит для себя, что он извлёк из того или иного спектакля, каким путём он будет развивать себя.  И где же это искать, как ни в театре?! Для взрослых зрителей школа жизни и мысли, как говорил классик, это и есть театр. А если идти в театр ради развлечения, как думают некоторые, ради красивых актрис и декораций, зачем туда ходить вообще?! Ради развлечения можно сходить, например, в кино, клуб, наконец, в кабак. А здесь нужно развиваться в духовном смысле, искать ответы на «вечные» вопросы.

 

Митап Цыренов, "Аргументы и факты в Бурятии" от 31 мая 2017 г.

В ближайшее время спектакль не состоится, следите за афишей.