Надежда Разуваева: «Если ты перестаёшь удивляться — это трагедия»

Опубликовано:
2023-11-15 15:33:00

В Русском драматическом театре (ГРДТ) имени Бестужева готовят очередную премьеру бэби–спектакля. Жанр популярен, ведь это возможность привести малыша в театр, где его не напугает действие и ему не будет скучно. Министерство культуры Бурятии уже одобрило новую постановку, а министр Соелма Дагаева призналась, что маленьких зрителей спектакля  «…и полетели!» ждет то, о чем в детстве мечтал едва ли не каждый. Актриса и режиссёр Надежда Разуваева, за плечами которой уже несколько постановок для самых юных зрителей, рассказала о том, как она ставит сказки для малышей и почему это настолько серьезно.

Надежда, судя по декорациям, зрителей ждет что-то очень нежное, воздушное. Правда, что в основе твоего нового бэби-спектакля лежит реальная история?

- Да, я как-то прочитала, что пассажирами первого в мире воздушного шара были баран, утка и петух. Дело было во Франции, все сложилось хорошо, все долетели и приземлились. Эта история с французским флёром тогда запала мне в душу. (смеется) Так родилась идея спектакля для самых маленьких. Волшебная история происходит прямо на сказочном небе – на полянке у домика, в котором живет грустное Облачко. Однажды двух странствующих мимов – Марселю и Марсо заносит в гости к Облачку, и совсем скоро там образуется веселая компания – барашек Барашуля, петушок Цыпа, сторожевая утка Утя.

Если первая встреча с театром произойдет на облаках, то, наверное, останется незабываемым воспоминанием детства…

- Очень этого хотим. Вместе с художником-постановщиком Ольгой Клоповой мы хотим создать для «бэбиков» дружелюбное, милое пространство, в котором можно вместе с родителями уютно сидеть на подушках, ползать и даже лежать.

А что нужно учитывать, когда ставишь бэби-спектакли?

- К самым маленьким нужен особый подход, но язык общения должен быть как с взрослыми. Как только у ребенка появляется осознание самого себя, он не ощущает, что он – ребёнок,  в любом возрасте он осознает себя как «я». Он – личность, для которой все вокруг очень серьезно. Да, может, через два года он скажет, что всё было смешно и нелепо, но на сегодняшний день любая проблема для него глобальна. Для того, чтобы понять мир маленьких детей, я, в свое время, общалась с психологами, а сейчас просто чувствую, какие приемы нужно использовать. Прежде всего, им интересна атмосфера и визуальное оформление.

А детям постарше?

- Дети до пяти лет – созерцатели, которые принимают мир и познают его тактильно, через прикосновения, через маму, которая сидит рядом. С пяти до семи лет ребенок хочет во всем разобраться и начинает познавать, из чего состоит мир, разбирая его на части. Я сама разбирала все, что было можно. Докопаться, разрушить, побегать, выплеснуть энергию, которая зашкаливает – это нормально и обусловлено природой. Самая сложная аудитория – подростки, с которыми нужно найти язык, на котором можно с ними разговаривать и донести до них через театр.  А вообще, мне кажется, мы всегда остаёмся собой. Задачи у нас, постановщиков, те же: чтобы ребёнок первый раз пришёл в театр, и ему тут было хорошо узнавать новое. Кроме того, приятные воспоминания детства могут повлиять на дальнейшую жизнь.

Твой бэби-спектакль «Снежный бум» идет в театре третий год и зрители с удовольствием на него ходят. Твое первое детище на большой сцене – «Жить или Нежить» вызвал большой отклик. А какой была твоя первая постановка?

- Мой первый спектакль для малышей – «Заюшкина избушка» был поставлен в Томском театре кукол и актеров «Скоморох». Художественный руководитель Сергей Всеволодович Столяров тогда просто сказал: «Ты ставишь». С тех пор спектакль идет уже больше десяти лет. С этим спектаклем связана одна история. Был мальчик, который каждые выходные ходил с папой на «Заюшкину избушку». По словам родителей, ни цирк, ни кино не могли ему заменить театр. И когда он вырос из бэби-спектаклей, то вместе с папой пришел на спектакль про Винни-Пуха, который шел на большой сцене. Был февраль, зрителей было мало. А в театре было правило: если продано меньше пятнадцати билетов, спектакль отменяется. Папа этого мальчика докупил пять билетов, чтобы спектакль состоялся. Прошло какое-то время, и этот папа дал деньги, чтобы я поставила новый детский спектакль «Небылицы о былом».

Наверное, в детском спектакле нет драмы…

- Да, в бэби-спектаклях за рубежом, в основном, обходятся без драматургии. Наш же человек привыкает к драме с колыбельных, в которых Дрёма ссорится с Соней и т.д. (улыбается)

Мир стремительно меняется, а театр продолжает привлекать своего зрителя. Но как конкурировать со спецэффектами в том же кино?

- Да, в нашем детстве спецэффекты, когда из рукава артиста вылетали какие-то штучки, вызывали вал восторга, а сегодня этим никого не удивишь. За короткое время современный ребенок способен принять много информации, его мозг требует быстрой смены картинки и переключения. Театр подстраивается под это и живёт, потому что через него по-прежнему идет процесс познания мира. Как ни крути, человек наивен в душе и готов получать живые эмоции, которые ему даёт театр. И сегодняшние дети, которые приходят на обычный спектакль без спецэффектов, будут радоваться так же, как когда-то наши предки радовались Петрушке на базарной площади. Главное, продолжать удивляться.

А если перестанешь удивляться?

- Если ты перестаешь удивляться – это трагедия. Тогда ничего не будет радовать, даже если ты окажешься в самом волшебном месте на земле. Родителей иногда очень удивляют реакции детей, когда они видят его в социальной среде, в момент, когда эмоции зашкаливают. Бэби-спектакли – они и для мамы, и для малыша. Родители зачастую получают не меньше эмоций, чем дети. Потому что все мы – личности, в которых есть все – и детская способность удивляться, и взрослые переживания из –за жестокости мира.

Когда ты делаешь свои спектакли, какое у тебя при этом чувство?

Любовь. Все спектакли только по любви.

Беседовала Диляра Батудаева, Байкал Медиа Консалтинг от 14.11.2023

В ближайшее время спектакль не состоится, следите за афишей.