«Неизвестная война»: улан-удэнские школьники примерили ситуацию на себя

Опубликовано:
2019-04-26 15:55:00

Уже в четвёртый раз в Русском драмтеатре при поддержке Министерства культуры и правительства Бурятии проходила творческая лаборатория «Территория РОСТа». Название расшифровывается, как «Растём, Общаясь с Театром», что означает «Территория» без назиданий и поучений, импульс к творчеству и развитию фантазии. Благодаря этому проекту удалось привезти в Улан-Удэ известных современных детских писателей и драматургов, и в итоге – поставить несколько детских и подростковых спектаклей на Малой сцене, сообщает газета «Бурятия».

На этот раз в Улан-Удэ прибыл «театральный десант» молодых, но уже зарекомендовавших себя режиссёров. Они создали эскизы спектаклей – «Фото топлесс», «Воин», «Мама, мне оторвало руку», «Дар моей невинности».

Один из режиссёров – Павел Данилов представил на суд улан-удэнских зрителей спектакль по мотивам Чехова «Вишнёвый сад», затем остался ещё на неделю, чтобы поработать над эскизом спектакля «Воин» по пьесе Марии Огневой. Павел окончил МГИК, магистратуру Центра им. Вс. Мейерхольда и Школу-студию МХАТ. В его послужном списке спектакли: «Гамлет. Близкий сердцу сын», «Планета Кандинский», «Пилорама Плюс», «Олимпия» и другие.

Пьеса Марии Огневой «Воин» – история взросления, которая разворачивается на фоне чеченской войны. Война – это не только кадры непрерывно идущей кинохроники, война окружает персонажей, определяет их жизнь: дети растут без отцов, учатся выживать, защищаться, а их матери работают в три смены, чтобы сохранить хотя бы видимость благополучия. И декорации в пьесе словно взяты с «линии фронта»: деревянные ящики от боеприпасов при необходимости превращаются в стол, стулья, окно, телевизор. И по ящику, как водится, врут о войне…

От частного – к общему

В таких обстоятельствах вынуждены взрослеть действующие персонажи, война в их жизни становится сутью отношений. Происходящее показано, в основном, глазами главного героя. Но фокус зрительского внимания постоянно меняется, тем самым режиссёр приводит частную историю к обобщению, подчёркивая, что происходящее имеет отношение к нам сегодняшним.

Подростковый мир выписан как уменьшенная модель большого, «взрослого». В этом «собственном государстве» школьники определяют своих и чужих, поселковых и «КППшных», играют во дворе «в чеченов и русских». Путь воина, который предстоит пройти главному герою Тоше, как бы проецируется из некого условного «мифа» о старшем брате Мине, без вести пропавшем на войне. И Тоша проходит испытание гневом, обидой и бесконечным страхом.

Важнейший план текста – это дневник Тоши, где особенно громко звучит его голос, переданный через обобщённый образ «военного». Это пространство искренних признаний и заблуждений, сопрягаясь с пространством жизни, создаёт необходимое напряжение и расширяет границы сопереживания, зрительского участия. События из детства, бесспорно, влияют на формирование личности, и порой требуется много времени, чтобы пережить травматический опыт.

На прошедшем сразу же после показа обсуждении присутствовали старшеклассники, педагоги, театральные критики. Режиссёру Павлу Данилову задали вопросы, в которых ребята примеряли ситуацию на себя, делились своими эмоциями, вызванными постановкой. Тема чеченской войны для многих – это неизвестная страница истории, произошедшие события если и отразились на судьбе нынешнего поколения, то совершенно неявным, косвенным образом. Для кого-то бесконечная череда кадров кинохроники о прошедшей войне являлась отвлекающим фактором, кому-то помогала погрузиться в иную, созданную на сцене, реальность. Но с уверенностью можно сказать, что данная тема никого не оставила равнодушным. Пережив театральное действо, ребята обогатили свой жизненный опыт новыми впечатлениями и, если даже не нашли ответы на все поставленные вопросы, то задумались о тех, кто рядом с ними, кто более беззащитен, требует внимания и участия.

 

Юрий Невский «Бурятия», 26.04.2019

В ближайшее время спектакль не состоится, следите за афишей.