Нина Вершинина: «Когда содержание уходит и остается только форма, совершается преступление»

Опубликовано:
2016-06-29 16:34:00

Народная артистка Бурятии – о новосибирских зрителях, творческих переживаниях и материнских чувствах. Спектакль «Фронтовичка» Русского драмтеатра по пьесе Анны Батуриной к 70-летию Великой Победы занял первое место среди 16 постановок ведущих театральных коллективов Урала, Сибири и Дальнего Востока на IV межрегиональном фестивале-конкурсе «НовоСибирский транзит».

Он открыл новые творческие возможности не только для художественного руководителя театра Сергея Левицкого, но и всей труппы, включая народную артистку Бурятии Нину Вершинину, сыгравшую за свою богатую творческую жизнь порядка в 70 спектаклях.

Сразу после официального закрытия 87-го театрального сезона «МК» в Бурятии» побеседовал с Ниной Вершининой.

— Нина Викторовна, во «Фронтовичке» вы играете мать советского солдата, Нину Васильевну Кравчук. Что можете рассказать о своей героине?

— Это отклик меня самой, хотя я и живу пусть не в послевоенное, а нынешнее время, но тоже имею детей, взрослого сына и дочь. Спектакль вызвал множество ассоциаций с ними! И все, что уже давно хотелось забыть, заново пришлось вспомнить. Если в жизни мои дети натворят что-нибудь, я скажу им наедине: «Это недопустимо!», но другим — никогда. Встану за них грудью! И в постановке — то же самое. Например, когда в финале сын моей героини, Матвей Кравчук, ранит свою невесту, Марию Небылицу, и попадает в тюрьму, Нина Васильевна (героиня) обвиняет именно девушку в случившемся (дескать, вынудила!), хотя до этого и любила ее всей душой... Идут дожди, дуют ветра, летят годы, проходит жизнь, меняется отношение к окружающим, но любовь к сыну остается — каким бы он ни был и что бы с ним ни происходило...

— Легко ли вам далась эта роль? И, если нет, в чем заключались сложности?

— Вообще я актриса старой закалки, а во «Фронтовичке» — еще и единственная представительница старшего поколения, учившаяся у молодых артистов и режиссера. Наши ребята — настоящие театральные фанатики! Но если у них все получается буквально на лету, то мне требуется время, чтобы «втоптать» текст в себя и затем соединить его с событиями. Кроме того, на первых порах меня охватывал панический страх, когда в одной из сцен приходилось вскакивать на табуретки, контролировать ноги и повороты, общаться с другими актерами плюс выдерживать эмоциональное состояние. Думала: «Только бы не упасть!». Правда, он вскоре исчез. Ну а память и здоровье, слава богу, пока не подводят! Спасибо режиссеру Сергею Левицкому за терпение и, конечно, за то, что снял с меня много ржавчины.

— А что можете сказать о самом спектакле?

— Во «Фронтовичке» мне нравится сам жанр. Во-первых, если бы это была обычная мелодрама, то спектакль потерял бы свой шарм, получился бы банальным, а не эмоционально наполненным. Во-вторых, это необычная форма существования на сцене, при которой нужно «держать» несколько событий одновременно. В-третьих, интересны сами по себе задачи, которые ставит спектакль перед зрителем, выбранная тема. Причем все элементы очень гармонично сосуществуют друг с другом. И это, конечно, заслуга режиссера.

— Кстати, как с ним работалось над постановкой?

— У Сергея Левицкого богатейшая фантазия и огромное терпение. А я «ведомая» актриса — этакий пластилин в руках режиссера — и к тому же чувствительный человек. Не выношу крика и даже могу упасть в обморок от него! Поэтому мы нашли общий язык. И вообще «Фронтовичка» преподнесла мне хороший урок. Я не только усовершенствовалась в этом спектакле, я в целом иначе взглянула на остальные свои роли — теперь они звучат по-другому. У меня всю жизнь были преимущественно характерные и острохарактерные работы. Играла «отрицательные» роли, буквально «купаясь» в них, и теперь с трудом перехожу к «положительным». Хотя таких понятий, наверное, вообще нет — есть те или иные события и обстоятельства, которые делают людей разными. Да и с коллегами работалось над постановкой с удовольствием. Если волнуешься перед показом и просишь их: «Давайте быстренько повторим?» — никогда не откажут!

— Вы верили в победу «Фронтовички» на «Новосибирском транзите»?

— Более того — даже не сомневалась в ней! А все благодаря сильной труппе и любви к самому спектаклю, близкому и понятному многим людям. Думала: какие бы постановки какой бы формы ни заявили о себе на этой площадке, наша выйдет вперед и станет лидером! Молила: «Только бы не подвести!»… Финальный поклон длился 12 минут. Зрители аплодировали стоя. До сих пор радость и гордость от сопричастности к общей победе. В такие мгновения понимаешь, что работаешь не зря. Критики, как известно, довольно капризные люди, видевшие не один театр и спектакль, — оставляли хорошие и даже восторженные отзывы. Да и актеры из других театров нас искренне поздравляли. Значит, у многих «Фронтовичка» вызвала интерес и волнение.

— Насколько новосибирская публика отличается от улан-удэнской?

— Публика бывает разная. Одна ждет чего-то нового и поучительного, другая — развлекательного, третья — эмоционального от нашего спектакля. Но каждая забывает обо всем при его просмотре. Новосибирская улавливала те акценты, которые пропускала улан-удэнская, смотрела постановку на едином дыхании. А это всегда чувствуется. Почему так получилось? Потому что люди целенаправленно шли на фестиваль. Многие из них посмотрели ряд спектаклей, сравнили их друг с другом и вынесли что-то из каждого. Театр должен давать человеку то, что с чем он хотел бы соприкоснуться в обычной жизни, должен менять его в лучшую сторону. А когда содержание «уходит» и остается только форма, совершается настоящее преступление.

— Вы побывали с обсуждаемым нами спектаклем уже в двух городах. Какой из них запомнился больше?

— Действительно, мы съездили с «Фронтовичкой» в Москву, на внеконкурсную программу «Золотой маски» — «Маска плюс» и вот на IV межрегиональный театральный фестиваль-конкурс «Новосибирский транзит». Жаль, что и там, и там пробыли недолго. Новосибирск впечатлил сильнее — очень театральный, насыщенный культурой и информацией город.

— Поделитесь своим профессиональным секретом. Что мотивирует вас в работе?

— Знаете, есть неприятное волнение, которое мешает работать, а есть то, которое, наоборот, помогает. Вот это волнение и мотивирует. Присутствует постоянно, заряжает положительной энергетикой — словно дает какой-то шлепок — и двигает вперед... Вообще я хулиганка по натуре. Иногда тоскую по ролям, которые показали бы это, но понимаю, что они уже позади — ведь 70 лет не за горами. Хотя... кто его знает (хитро прищуривается).

 

Роксана Родионова, "Московский Комсомолец в Бурятии" от  29.06.2016

В ближайшее время спектакль не состоится, следите за афишей.