"Премьера показала: Русдрам в Улан-Удэ вновь стал настоящим театром"

Опубликовано:
2023-10-28 10:36:00

«Байкал-Daily» оценил спектакль «Последняя любовь Гарри» (возрастное ограничение 16+)

 

Это четвёртая премьера в Государственном русском драматическом театре (ГРДТ) имени Николая Бестужева за месяц с небольшим с начала 95-го сезона.

Понятно, что спектакль обсуждался давно. Ещё в конце предыдущего сезона, в начале лета. Но как же в кассу пришлась теперь, в связи с последними события на Ближнем Восток, эта незамысловатая, довольно поверхностная пьеса по мотивам рассказа Исаака Зингера! Нобелевского лауреата, между прочим. Рассказ, написанный на идише, весьма короткий. Пьеса же, созданная нашим Валерием Мухарьямовым, растянулась 26 октября на подмостках Русского драмтеатра на пару часов.

- Пьеса о любви, - сказал перед премьерой публике (был почти полный зал!) Вячеслав Дьяченко, худрук ГРДТ. - Нам, действительно, в жизни этого чувства не хватает. Потому что, если человек прожил жизнь без любви, значит, он свою жизнь и не прожил. И поэтому эта тема звучит сегодня в спектакле. Звучит с таким лёгким еврейским акцентом.

Еврейские шутки, придуманные Мухарьямовым, лёгкие намёки на неприличные (даже похабные!) вещи – доставляли публике настоящее удовольствие. 

Четыре «старика в хорошем смысле этого слова» (так их назвал худрук) не раз срывали заслуженные аплодисменты: и после шутливых реплик, и после удачных мизансцен, и после духоподъёмных приколов.

«Последняя любовь Гарри» - пьеса, как мы сказали, поверхностная именно по тексту (рассказ Зингера вообще мрачняк!). По сюжету тоже не фонтан. Однако она очень достойна по выразительным средствам, которые эти лёгкие, на 90 процентов не очень глубокие реплики и предложенные ситуации предоставляют талантливым артистам и грамотному постановщику. Марина Ланина, Нина Туманова (Лилия Архипова в другом составе), Олег Петелин, Евгений Винокуров и московский режиссёр Юрий Клепиков (из театра сатиры) воспользовались этой возможностью тоже процентов на 90.

Премьера заявлена как «трагикомедия». Комедии, впрочем, в ней больше. Что, конечно же, хорошо и нравится зрителям. Но, да! Развязка по-настоящему неожиданная. И печальная. Душераздирающая.

Концовка же заставит не только подумать о любви (во всех смыслах слова и оттенках этого чувства), но и внушает некоторый осторожный оптимизм: и касательно дальнейшей судьбы четырёх героев, и касательно вызванного спектаклем мыслительного процесса у продвинутой части зрителей (уже после занавеса).

Похоже, при новом худруке (он рассказал в сентябре «Байкал-Daily», что первый год работы в ГРДТ был для него чёрно-белым (или бело-чёрным!), со своими плюсами и минусами) русский театр отказался от дешёвых, во многом популистских «экспериментов». Да, они, наверное, приветствуются на прозападных, «либеральных» фестивалях. За трупы животных на сцене (или голые письки на московских подмостках!) можно получить приличные (в смысле денег), но сомнительные (в смысле творчества) премии.

Но внешнее (скажем, форма не в философском её смысле) никогда в театре не будет выше содержания (скажем, того же текста, мимики и жестов), игры артистов, акцентов режиссёра и пр.

Хорошо, что в Русдраме это осознали. Думаем, что всё же осознали. Это внушает нам сдержанный оптимизм касательно будущих премьер и будущего всего театра. Через пять лет, кстати, ГРДТ имени Николая Бестужева стукнет сто лет. До векового юбилея театр, скорее всего, бодро доживёт. А не скучно дотянет…

Чего ему в ожидании новых премьер искренне и желаем.


Полная версия: https://www.baikal-daily.ru/news/16/467094/?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop&utm_referrer=https%3A%2F%2Fdzen.ru%2Fnews%2Fsearch%3Ftext%3D

В ближайшее время спектакль не состоится, следите за афишей.