Растем, общаясь с театром

Опубликовано:
2019-04-24 15:21:00

Не первый год в Русском драмтеатре при поддержке Минкультуры РБ проходит творческая лаборатория «Территория РОСТа». Это такой проект, который направлен на подростков и затрагивает темы, близкие им. Это вызов театра к этой части аудитории, что, мол, мы не «зашквар», а говорим с вами на одном языке. В результате работы всегда рождаются остроактуальные, интересные и необычные спектакли, которые потом можно увидеть на сцене ГРДТ.

На прошлой неделе очередная такая лаборатория, уже четвертая по счету, прошла в театре. На первом этапе педагоги Александра Никитина и Юлия Рыбакова в течение трех дней учили школьных учителей, сотрудников досуговых центров смотреть и обсуждать спектакли вместе с подростками. В ход шли методики популярной сейчас театральной педагогики, при помощи которых можно включить ребят в диалог, разговорить, научить их не бояться высказывать мысли вслух.

Важно, что это техники безоценочного интервью, и здесь нет правильного и неправильного мнения. Любое суждение по поводу постановки имеет место быть и задача таких обсуждений: смело высказать его, проговорить, найти в душе те болевые точки, к которым обращен спектакль. Применяя эти техники, педагоги учат ребят анализировать увиденное, соотносить с собственным жизненным опытом, обсуждать, не давая оценок. И это очень важно как для театра, ведь они получают умного и преданного зрителя, так и для учителей, ведь это возможность выйти за рамки написания сочинения на заданную тему из-под палки, а честно и открыто поговорить с учениками о постановке.

На втором этапе работы лаборатории создаются эскизы будущих спектаклей, которые потом пополнят репертуар Малой сцены. На этот раз в Бурятию прибыли четыре молодых режиссера Елена Ненашева, Иван Комаров, Никита Бетехтин, Павел Данилов. Все они однокурсники и окончили режиссерскую магистратуру Центра им.Вс.Мейерхольда (мастерская В.Рыжакова), которую в свое время окончил худрук театра Сергей Левицкий.

Режиссеры за пять дней создали четыре эскиза по пьесам современных российских драматургов: Маши Конторович «Мама, мне оторвало руку», Марии Огневой «Воин», Натальи Блок «Фото топлесс» и дуэта Ирины Васьковской и Дарьи Уткиной «Дар моей невинности». Практически все произведения написаны в последние несколько лет и имеют популярность в театрах России.

Если говорить о востребованности пьес, то понятно, почему это происходит, – они обращаются к подросткам. Главные герои – школьники, темы – конфликт с родителями, друзьями, непонимание, поиск себя и своего места, взросление, самоидентификация, ощущение глобального одиночества – все то, что волнует нас в этом возрасте.

Все эскизы получились разные, но, интересно, что в каждом значимой темой становится первая любовь. В эскизе «Мама, мне оторвало руку» мы видим девочку Машу и ее окружение ее же глазами. Парни в ее представлении похожи на клоунов, к которым нельзя серьезно относиться, а очень хочется любви, поэтому она придумывает себе Стармена. Подруги неотличимы друг от друга – Катя, Аня, Дашка, Сашка изображены режиссером как под копирку. Мама и вовсе злая королева из сказки. Некарикатурная здесь только бабушка, которая просто любит Машку, не навязывая ей форматов поведения и социальные роли. Маша, не находя понимания у близких, пускается, что называется, во все тяжкие, а в результате приходит к страшной мысли – отрезать себе руку. Может, мама будет любить ее больше, а парни не будут пользоваться?…

В эскизе «Дар моей невинности» мы видим настоящую первую любовь, которая девочке просто «сносит крышу». Настя так сильно влюбилась в парня, что не может себя контролировать: бушуют гормоны. И перед ней стоит вопрос: подарить ли себя ему? Невинность здесь дар, который нужно отдавать только «по любви», как кричит одна из героинь. И вопросы, вопросы, вопросы, которые мучают каждую влюбленную девушку.

Нежная, хрупкая любовь показана в спектакле «Фото топлесс». Артем и Кира нравятся друг другу, можно сказать для них это первая симпатия, поэтому они не знают, как выразить свои чувства. Тут еще и друзья-советчики говорят Артему, чтобы он попросил девочку прислать фото топлесс, а потом выкладывают его в интернет. Чем чуть не доводят Киру до самоубийства, смеясь над ней всей школой. Этот спектакль показывает, как легко в век информационных технологий довести человека до ручки, проблему детской травли, когда ребята не понимают, какую боль они причиняют другому. Но эта история и про дружбу. У нее хороший финал, и только ради этих светлых эмоций его стоит посмотреть.

Особняком стоит «Воин» Марии Огневой, потому что по сюжету все происходит практически 25 лет назад – в период Чеченской войны. Но здесь все те же школьники, первая любовь и где-то фоном на заднем плане военные хроники тех лет. А в классе своя война между Антоном и его одноклассниками, которые издеваются над ним каждый день. И бои за лидерство, за право быть личностью, за любовь идут нешуточные. Состояние войны становится таким естественным для них. Ребята играют в войну, изображая солдат и боевиков, отрезающих головы. И это повод все нам поразмышлять, почему мы до сих пор живем в этом состоянии, почему за 25 лет не наигрались?

Все эскизы были показаны в течение двух дней, и неизвестно, какие из них войдут в репертуар театра. Но важно другое – театр ведет честный диалог с подростковой аудиторией. Затрагивает темы, на которые с ребятами, может, не поговорят родители, которые им будет стыдно обсудить с друзьями. А здесь они смогут найти свои ответы на вечные подростковые вопросы.

 

«Молодежь Бурятии», 24.04.2019

В ближайшее время спектакль не состоится, следите за афишей.