Спектакль - откровение

Опубликовано:
2019-03-20 18:10:00

13 и 14 марта на Малой сцене Русского драматического театра им. Н.А.Бестужева пройдет премьера спектакля «Ганди молчал по субботам». Это пьеса молодого российского драматурга Анастасии Букреевой.

Некоторые критики уже успели назвать пьесу «Ганди молчал по субботам» историей одного апокалипсиса. Впервые ее представили в 2017 году на «Первой читке» фестиваля «Пять вечеров» и «Любимовке». На конкурсе «Кульминация» она была признана «Пьесой года». Количество ее постановок на сцене по всей стране уже не счесть. В Москве, Воронеже, Иркутске... И вот теперь в Улан-Удэ.

«Ганди молчал по субботам» - это история распада семьи, рассказанная подростком шестнадцати лет, психологическая драма, раскрывающая внутренние переживания необычного по восприятию мальчика. Главный герой – Саша - жил в счастливой семье, но однажды папа пришел и сказал: «Я ухожу…», привычный мир рухнул.

Режиссер Ольга Румянцева 6 лет назад поставила в Русском драмтеатре детский спектакль "Про Настю и Сеню", сегодня она работает над пьесой, главный герой которой подросток. "Современный театр – синтетическое искусство, в котором используются и современные технологии, и спецэффекты, и кинематографические приемы. Но хочется, чтобы театр все-таки оставался территорией живой эмоции. Картинка очень важна, она несет много информации, но важнее живой диалог актера со зрителем», - говорит Ольга Румянцева.

- Почему вы выбрали именно это произведение для постановки?

- Театру нужна была современная пьеса, а это совсем свежая, недавно написанная. Название необычное. Для меня, как режиссера, в названии заложен смысл. Это рассказ от первого лица, но все время возникают сцены с участием рассказчика и его близких. В этом есть пружина, есть неожиданные задачи для воплощения. Этим меня заинтересовала пьеса. Современный театр сегодня не имеет четкого определения. Нельзя сказать, что это театр представления или театр переживания, формальный театр или натуралистичный театр.

- А как вы для себя видите историю?

- Нужно сказать о главном герое. Это подросток, который принимает развод родителей, на первый взгляд, спокойно. Но для него эта ситуация - гром среди ясного неба, для него ситуация болезненна: семья разваливается, а он не может понять причину. Он хочет понять, почему было все хорошо, все понятно и надежно, все в семье так любили друг друга, но в одночасье семья рушится, все, оказывается, было обманом. И у подростка из-за этого рушится и представление о себе, о жизни вообще. С развода родителей начинается период взросления. Он понимает, что у его родителей есть и своя отдельная жизнь, не связанная с ним и заботой о нем. На перепутье оказываются и родители, у них тоже переходный период. Мать главного героя вынуждена приспосабливаться к новой роли: много лет она была женой и матерью, хозяйкой дома, четко знала свои обязанности и вдруг осталась одна. Отец вдруг понимает, что не может больше находиться в этой семье, что он должен уйти, чтобы жить по-новому. При возникновении подобных проблем в семье подростки совершают неординарные поступки: приобщаются к субкультурам, делают татуировки и т.д. Но наш герой совершил практически художественный акт – он привел в дом бомжа, решил показать, что любовь к ближнему он понимает именно таким образом.

- Каждый режиссер привносит в пьесу что-то свое. Какой будет ваша постановка?

- Конечно, всегда постановка одной и той же пьесы в разных театрах будет разной. Для кого-то важной кажется одна тема, а для другого – другая. Поэтому и все «Ганди» очень разные. История простая, на первый взгляд, но каждый режиссер видит в ней что-то свое. Наш герой ищет ответы на свои вопросы, и никто не может ему их дать, и поэтому он не видит выхода из тупика. "Ганди молчал по субботам". Почему он молчал? Чтобы достигнуть просветления? Может быть, в этом - выход, в этом - ответ.

- У вас необычно проходит подготовка к спектаклю. Расскажите об этом.

- Мы подошли к постановке основательно, мы встретились со специалистами по возрастной психологии. Несмотря на то, что актеры у нас уже прошли через подростковый возраст, а у некоторых есть дети-подростки, нам было интересно посмотреть на ситуацию глазами специалистов. Когда мы обсуждали пьесу с актерами оказалось, что никто остро не сталкивался с проблемами подросткового возраста, не было ни домашних бунтов, ни жесткого непонимания со стороны родителей. Для этого мы пригласили психологов, которые прочли пьесу и в режиме живой беседы с актерами провели мозговой штурм. Мы разбирали причины, почему так себя повел подросток, его внутренние переживания, поведение и чувства родителей. Мы также планируем встретиться и с самими подростками, чтобы услышать о проблемах этого возраста из первых уст. Да и вообще, интересно узнать, чем они живут, как рассуждают. Артисты и режиссеры – это тоже психологи. Мы пытаемся в каждой пьесе понять природу тех или иных поступков и высказываний наших персонажей. Это необходимо, чтобы быть убедительными на сцене, чтобы достоверно передать мысль автора пьесы.

Я очень надеюсь, что эта история будет интересна подросткам. И взрослым, которые должны понять, что надо быть честными со своими детьми, нет смысла обманывать, изображать то, чего нет на самом деле.

 

«Молодежь Бурятии», 20.02.2019

В ближайшее время спектакль не состоится, следите за афишей.