Светлана Полянская: «Театр должен вибрировать и "рвать"»

Опубликовано:
2021-04-28 16:57:00

Вокруг тебя живой, пульсирующий мир, и ты не имеешь права не обращать на него внимания.

1 и 2 мая в Русском драмтеатре им.Н.Бестужева премьера – «Кое-что про йогу» (16+) по пьесе Дипики Гуха в постановке Олега Христолюбского.

По сюжету три топ-менеджера компании, которая занимается производством одежды для йоги, должны спасти от краха свою фирму. Предприятие оказывается на пороге разорения, и новому генеральному директору Джоанне и ее подчиненным необходимо вернуть расположение покупателей. А помочь им может только настоящий гуру.

Это смешная и актуальная комедия про мир, в котором все продается. Не исключением стали совесть и духовность. Автор затрагивает темы лицемерия корпораций, корпоративной этики, рабочего выгорания, фем- и ЗОЖ-трендов. А еще свободы, равноправия и поиска собственной идентичности.

Главную роль в спектакле исполнила заслуженная артистка Бурятии Светлана Полянская, которая рассказала нам о постановке и жизни театра после пандемии.

– Светлана, расскажите о спектакле.

– Это актуальная и остроумная комедия. Первый раз, когда читали пьесу, очень смеялись. После прочтения подумала, главное, чтобы мы ее теперь не испортили (смеется). Шучу, конечно. Это классно написанный текст с американским юмором в стиле ситкома (ситуационная комедия). И перед нами стояла задача сделать комедию, но при этом не плюсовать слишком жирно, не переигрывать, чтобы не убить ее тонкий юмор.

– Какие темы в ней для вас значимы?

– Никогда нельзя забывать о том, что вокруг тебя находятся люди с проблемами, которые порой гораздо жестче, чем у тебя, с переживаниями, со своими страхами. Вокруг тебя живой, пульсирующий мир, и ты не имеешь права не обращать на него внимания, считать себя супер важной единицей и делать все, что хочешь, наступая на чьи-то боли и поступаясь принципами. Нельзя считать, что в этом мире важен только ты и твои интересы.

– Это больше относится к вашей героине Джоанне?

– Да. И не только. По сути, мы все носим маски, часто делаем то, что совсем не хотим, чтобы более выигрышно смотреться, чтобы получить выгоду, достигнуть цели. Все мы так живем. А мир он простой, чтобы жить гармонично, нужно «любить ближнего своего, как самого себя», и вот все эти законы. И будет всем хорошо. Мы об этом не думаем, а только о себе, о своих проблемах, страстях, болях, и считаем, что только это супер значимо. О проблемах окружающих думаем, что нас они совсем не касаются.

Моя героиня – одинокая, эгоистичная карьеристка. Я ее до конца пока не понимаю. Может, она не такая уж и злюка. Ну, выбрал человек карьеру в связи со своими жизненными установками... Она ради того, чтобы о ней говорили, что она крутая, сделает все. Она хочет быть акулой в бизнесе, но внутри пушистый сурикат, который раздувается от собственной важности, пытаясь всем доказать, что на самом деле он хищник. Но и ей предстоит пройти этот путь к себе настоящей. Мы даже думали сначала сделать ее такой сухой, жесткой бабой, а-ля «Людмила Прокопьевна». Но, все-таки, это директор фирмы, связанной с йогой, она не может быть такой. Какой она будет в спектакле, увидите на премьере.

– Вы даже завели своей героине страницу в соцсетях?

– Это была задача режиссера – завести аккаунт для персонажа. Я даже сделала сайт для компании «Джоджомон», выкладывала там рекламные посты, накачала красивых картинок с одеждой для йоги. Вова Барташевич сделал дизайн ковриков для йоги. Даже была мысль таргет запустить, но руки просто не дошли, так как маленький ребенок. Это было нужно для того, чтобы мы прониклись своим персонажем, чем он живет и что постит. А потом на меня начали подписываться мужчины индийского и арабского происхождения, и это стало сильно напрягать. Я удалила страницу.

– Чувствуете ответственность, так как Русский театр – первый в России, кто решил поставить эту пьесу?

– Да, конечно, хочется сделать ее круто, живо, интересно, драйвово. Есть страх, паника, хочется, чтобы все случилось и получилось. На премьере проверим.

– «Кое-что про йогу» – современная пьеса. Вам нравится работать с классикой или новой драмой?

– Мне нравится все, где есть, что играть, где есть глубина, тема. Есть много пьес довольно плоских, из которых трудно что-то выпуклое сделать.

– А в комедиях любите играть?

– Вообще комедию очень сложно играть. Это должно быть тонко, искусно, не жирно. Существовать в комедии сложно, чтобы не превратить все это в ТЮЗятину, как говорит наш худрук, в плохой театр, в дикие наигрыши ради «ха-ха».

– Как думаете, почему комедии так популярны у зрителей?

– Не знаю, сама я люблю больше хоррор, криминальные драмы, атмосферное кино. Комедии я редко смотрю, под настроение. А люблю такие комедии, когда смешно, смешно, а в конце совсем не смешно.

– Вы не так давно вышли из декрета после рождения сына. Как этот перерыв повлиял на вас?

– Наверное, после этого периода стало больше вопросов к себе самой. Сейчас такое состояние, я не могу понять, кто я, что я и зачем существую. Абсолютно белый шум внутри. Если раньше меня спросить: «Зачем ты это делаешь?», я бы ответила, конечно, банальные вещи: «Потому что мы должны менять сознание!!!». А сейчас я не то, что не знаю за театр, я не знаю за себя. Я в тотальной прострации. Вроде ничего не изменилось ни в семье, ни в отношениях, я мама двух прекрасных детей. Но я не понимаю, какой от меня толк, что я могу поменять в этом мире? От меня ничего не зависит, тогда зачем я существую. Я глобально никому не могу помочь – вот такие мысли.

– Наверное, это испытывают все молодые мамы, которые до рождения ребенка были погружены в профессию?

– Возможно. Есть две плоскости: семья и театр. Я нужна здесь, я иду сюда, потому что это нужно мне. А нужно ли это моим детям? Не факт. Сейчас я не могу целиком быть и там, и здесь. Надеюсь, это пройдет, и энергия вернется. Актер – такая профессия, где ты не можешь доработать положенное количество часов и уйти домой, забыв обо всем. Ты в театре с утра до вечера, особенно на выпуске премьеры, когда ты поздно вечером возвращаешься, то все равно проводишь время больше наедине со своей ролью. Для актера даже вредно так надолго выпадать из жизни театра.

– Что вам сейчас дает театр?

– Он абсолютно точно меня выдергивает из быта, каждодневной рутины, меня этим спасает сейчас. Дальше, надеюсь, начнется полет.

– Какой спектакль с удовольствием сыграли после ковидного перерыва?

– Как только нас открыли, мы с удовольствием отыграли «Сказку странствий», несмотря на то, что это физически тяжелый спектакль. Дико уставали, но увидеть зрителей было очень приятно. Конечно, «Вишневый сад». И жду «Фронтовичку», которую я играла два года назад. Переживаю очень, страшно. Это дорогой для меня спектакль.

– А зрители после пандемии другие?

– Они тоже соскучились, это чувствуется, жадно впитывают все. Это же энергообмен, ты раздал зрителям, тебе стократно вернули.

– Какие последние книги и фильмы произвели на вас впечатление?

– Я люблю Стивена Кинга, это мой любимый писатель. Конечно, Оруэлл («Скотный двор», «1984»), которого я перечитываю и часто говорю, что его надо поставить в театре, это будет бомба. А фильм... «Фрагменты женщины», номинированный на «Оскар»: он частично созвучен с нашим спектаклем «Наводнение». Он меня убил просто, такой тихий, деликатный, но произвел сильное впечатление.

– Когда смотрите фильм, наверное, обращаете внимание на игру актера?

– Конечно, особенно, если она плохая. Я бы никогда не стала сниматься в заведомо плохом фильме, передаче, сериальчике только ради денег. На данном этапе жизни точно нет.

– Актер, как медийная личность, должен иметь активную жизненную и гражданскую позицию?

– Каждый человек имеет право высказывать свое мнение. Мы демократичное общество, в котором все должны и обязаны выражать свое отношение к разным проблемам, независимо от профессии, чтобы сделать свою жизнь и жизнь других лучше. Только зачастую эта позиция ни на что не влияет, вот, что печально.

– А какие есть профессиональные мечты?

– Я хочу, чтобы у нас в театре были крутые спектакли. Неважно, буду я там занята или нет. Надо, чтобы они были «огонь». Будут крутые спектакли, будут фестивали, гастроли. Чтобы мне – и как актрисе, и как зрителю – было что играть или посмотреть. Каждому актеру, конечно, хочется, быть востребованным. Но это частное. Я за то, чтобы театр просто «рвал». Театр должен вибрировать и «рвать».

 

«ТВ-программа», 28.04.2021

В ближайшее время спектакль не состоится, следите за афишей.