Светлана Полянская: "Вдохновение – это желание работать"

Опубликовано:
2016-03-23 14:31:00

В канун Международного дня театра актриса ГРДТ им. Н.А. Бестужева Светлана Полянская награждена почетным званием «Заслуженная артистка Республики Бурятия» и званием «Лидер культуры Бурятии 2015 года». Это стало знаменательным событием для всего коллектива театра, так как звания его артисты не получали давно.

- Звание «Заслуженная артистка Республики Бурятия» – это... такая ответственность. Но больше всего я рада за наш театр!!! Столько воздуха, столько работы и энергии. Если мы будем двигаться вперёд такими темпами, то скоро все будут заслуженными и народными. И это прекрасно, – так эмоционально прокомментировала свое награждение актриса.

Мы встретились со Светланой Полянской на следующий день - в театре в рамках творческой лаборатории «Территория РОСТа» прошел показ эскиза нового спектакля Сергея Левицкого «Макаки, пицца и деструкция» по пьесе И.Васьковской и Д.Уткиной. Светлана с утра репетировала, играла, была на обсуждении и, кажется, ей еще некогда было ощутить себя в новой «роли».

- Конечно, присутствовала некая эйфория, и даже приятнее была реакция близких, их радость, гордость за меня. Но звание не главное, важнее то, что сейчас происходит в театре. Когда работа кипит, когда идет невероятное движение, когда ты с головой погружаешься в творческий процесс, работаешь над собой и хочешь сделать что-то настоящее, и тебе это позволяют, и ты получаешь от этого огромное удовольствие. А в целом все идет своим чередом, ничего не изменилось, - признается она.

Все изменилось раньше, года два назад. Ее жизнь в театре стала настолько насыщенной, что времени не хватает на себя. В настоящий момент Светлана Полянская очень востребованная актриса и занята практически во всех постановках. Так было не всегда. Был период, когда в театре можно было не появляться неделями. Она тогда пошла ведущей на радио – работала на «Европе плюс», «Юморе ФМ», «Маяке». Наверное, радио восполняло недостающее, она любит его, но когда в театре стало достаточно ролей, настоящей, захватывающей работы, она ушла в свой театр.

В труппе Государственного русского драматического театра им. Н.А. Бестужева Светлана Полянская появилась в 2007 году. Она родилась в Улан-Удэ, своим явлением на этот свет «обломив» карьеру своей двадцатилетней мамы – выпускнице Улан-Удэнского музыкального училища тогда светила Москва, но с младенцем на руках уехать далеко от родных не рискнула. Семья перебралась в Приморский край, папа ходил в море. До 14 лет родными местами для Светланы были закрытый поселок Дунай, ЗАТО и поселок Фокино. После девятого класса, посовещавшись дома, родители (Свету воспитывал отчим, военврач, которого она считает отцом) отправили дочку к бабушке. В Улан-Удэ Светлана Полянская поступила в Бурятское республиканское училище культуры и искусств на хореографическое отделение. А до этого девочка пробовала заниматься каратэ, баскетболом, танцами, ходила в театральную студию, училась в музыкальной школе, которая время от времени становилась сущим мучением, она ее то бросала, то снова увлекалась.

- После БРУКИ я продолжила учебу во Владивостоке в Дальневосточной государственной академии искусств, но уже на театральном факультете. Первые полгода, когда у нас была хореография, мне приходилось скучать – я запросто могла присесть в гранд-плие с максимальным сгибом коленного сустава, хотя во время учебы ноги были повывихнуты. Слух хороший от мамы. В академии мне прочили только голубых героинь, этот сахар-сироп мне был совсем не по душе, мне бы что-то другое.

В театре русской драмы молодую актрису активно вводили в спектакли текущего репертуара. Светлана играла сказочных персонажей – таких, как Анна в «Золушке» Е. Шварца, Аленушка «Чудо-цвет» В. Илюхова, Василиса Премудрая в спектакле «Царевна-лягушка» Е. Черняк, Марья-царевна «Поди туда – не знаю куда, принеси то – не знаю что» А. Толстого.

А к Бестужевскому театру Светлана Полянская искала подходы еще с третьего курса. Когда приехала на зимние каникулы, заходила к его директору. Петр Степанов потом ездил на выпускные спектакли, для труппы своего театра он тогда отобрал четверых, в том числе и ее. Светлана Полянская, обладающая уникальными психофизическими данными: яркой внешностью, хорошим голосом, музыкальная, пластичная понравилась Петру Григорьевичу.

У актрисы уже немало сыгранных ролей. Роль Софьи в комедии «Горе от ума» по пьесе А. Грибоедова – большая, удачная работа. Эмоционально насыщена, богата на демонстрацию эмоций драматическая судьба ее героини Маши в спектакле «Три сестры» А. Чехова. К числу сильных работ актрисы можно отнести воплощение образа Машки в спектакле «Любовь людей» (Д. Богославский), который театр вновь возвращает в репертуар. Его показ пройдет уже в апреле.

– Что касается Софьи, то это была моя первая большая роль в Русском театре. А Машка в спектакле «Любовь людей» – роль хоть и маленькая, но очень мне дорога. Вообще сейчас все счастливы, что театр его возобновляет. Он был сделан в рамках лаборатории всего за пять дней. Мы даже особо не учили текст, режиссер Павел Зобнин просто говорил делать так и так. А получилась потрясающая постановка, к которой с огромной любовью относится практически весь коллектив.

Московский театральный критик Ольга Сенаторова назвала актрису «бриллиантом за реальность проживания в роли». Эксперт фестиваля «Золотая маска» Олег Лоевский высоко оценил эту работу, назвав лучшей из того, что ему приходилось видеть по этой пьесе в разных театрах. Роль в спектакле «Вечерний звон» (Лариса) по пьесе Степана Лобозерова также высоко отмечена театральным критиком Еленой Стрельцовой на фестивальном показе в Иркутске. В недавней нашумевшей премьере театра «Анатэма. Посвящение кино» актриса демонстрирует великолепную пластику, органично дополняя созданный трагический образ.

Но самой любимой ролью на данный момент актриса называет роль Марии Петровны Небылицы в спектакле «Фронтовичка» по пьесе молодого драматурга Анны Батуриной. Светлана Полянская прожила на сцене очень убедительно и достоверно трагическую женскую судьбу, изломанную войной и испытаниями уже в мирное время. Женщина и война – разве совместимы они, ведь первой предназначено продолжение человеческого рода, а второй – уничтожение.

- Я пыталась понять, что бы было, если бы на мою долю выпала такая судьба. Хватило бы меня? Я размышляла о том, как донести, как прочувствовать героиню. Потеряв ребенка, семью, дом, все, что было в жизни, как не потерять себя? Разве человек – железобетонный? Разговаривала со своей бабушкой – она ребенок войны, у нее отец, то есть мой прадед, воевал, чтобы больше понять о нашем прошлом.

Роль Небылицы у Полянской получилась пронзительной и честной, чтобы зритель поверил и явно почувствовал дыхание того времени и чтобы в нас, сегодняшних, болью отзывались раны наших фронтовиков, чтобы в нашей генетической памяти сохранилась память о жестокой войне.

- Мне чем страшнее, жестче, чем меньше красоты, тем лучше. Я иду от противного, от себя – в роль можно вылить все, что сидит внутри. Агрессия, обиды, боль – на слом, излом.

Постановка молодого талантливого режиссера Сергея Левицкого нашла отклик в сердцах зрителей, стала проверкой живых чувств нас, сегодняшних, живущих уже в новом времени.

- Сергей Левицкий – это бешеный темпо ритм, это нерв, это энергетика. Каждый раз он ставит планку все выше и выше, и хочется отвечать требованиям, соответствовать его скорости, достигнуть этой планки. Как бы пафосно это ни звучало, он – локомотив, который погнал всех вперед. Это такой мощный разряд тока, соприкасаясь в работе с которым, тебя начинает передергивать, ты заряжаешься этой энергией, начинаешь вибрировать, и это классно. Он всех сплотил в одну команду, которая видит цель и делает все для того, чтобы это получилось.

Сейчас Светлана Полянская активно готовится к премьере спектакля «Преступление и наказание», где играет роль Дуни (сестры Раскольникова). Как обещают анонсы, это будет театр-променад (бродилка, квест), а действие развернется в служебных помещениях.

- Даже для актеров этот спектакль пока большой секрет, так как мы репетируем на разных локациях, разбросанных по всему театру, и не видим сцен своих коллег. Это как раз тот момент, когда хочется встать на место зрителя, пойти и посмотреть спектакль и даже не один раз, а с разными группами. Я видела несколько локаций уже с декорациями, это так круто, так атмосферно. Сразу начинаешь думать, а что будет чувствовать зритель, включится ли он в эту игру, будет ли соучастником там, где предложит ему режиссер. Мне бы хотелось, чтобы этот спектакль был неким цимесом в нашем репертуаре, вкусным, неожиданным, от которого каждый раз не знаешь, что ожидать.

В рамках лаборатории «Территория РОСТа», прошедшей при поддержке Министерства культуры РБ, на Малой сцене театра в этот день должен был состояться показ спектакля Артема Баскакова «Душа подушки» по пьесе Олжаса Жанайдарова. Светлана ждет пятилетнего сына, бабушка должна его привести на это волшебное представление. Пока у нее есть время, я интересуюсь, без чего нет профессии актера.

- Без любви нет ничего, - отвечает Светлана. – Если человек не любит свое дело, трудно ждать хорошего результата.  Мы бы только убивали время – свое и чужое. Самый большой конфликт – нехватка времени, разрываешься между семьей и сценой. Понимаешь, что страдает семья. Но другой жизни не хочу. Отдаешь киловатты энергии, кипишь, бурлишь, ходишь-думаешь, чем больше взрывается мозг у зрителя – тем легче становится тебе, вот где отдача, появляется вдохновение. Вдохновение – это желание работать.

 

Серафима Очирова, "Молодежь Бурятии" от 23.03.2016

В ближайшее время спектакль не состоится, следите за афишей.