Тадас Монтримас и Кристина Войцеховская: «Мы влюблены в Русский драмтеатр!»

Опубликовано:
2016-05-11 15:01:00

В начале этой весны коллектив Русского драматического театра пополнился новыми творческими силами. Теперь в дружной команде «бестужевцев» режиссер из Литвы Тадас Монтримас и художник из Москвы Кристина Войцеховская. 

О приезде молодых талантов в далекий для них сибирский город, о творческой свободе, совместном сотрудничестве, любви и, конечно же, о работе в театре и предстоящем в нем премьерном спектакле читайте в нашем интервью.
 
- Тадас, Кристина, первый вопрос, который хочется задать вам, почему вас – молодых, красивых и талантливых – потянуло к нам в Улан-Удэ?  

Тадас: - В Улан-Удэ мы приехали по приглашению художественного руководителя театра Сергея Левицкого. Мы с ним однокурсники, учились вместе на режиссерской магистратуре Школы-студии МХАТ и Центра им. Вс. Мейерхольда. Когда узнал, что Сергей набирает команду в театр, заинтересовался. Не скажу, что сразу решился на переезд, но некоторая спонтанность во всем этом была. В любом случае для меня это движение вперед. Не в локальном понимании, что я из Литвы переехал в Улан-Удэ, а в том, что мне, как режиссеру, работа в этом театре дает больше возможностей. В театрах Литвы и Москвы, где я до этого работал, молодым специалистам оказывали чуть меньше доверия. 
 
Кристина: - Я коренная москвичка, родилась и выросла в Москве. Хорошо знаю центральную часть России, южную, но в Сибири ни разу до этого не была, а всегда считала, что, если появляется возможность, обязательно нужно открывать для себя новые места. Так что в первую очередь я приехала в этот город за новыми впечатлениями и за новым профессиональным опытом. Ну и, конечно же, очень хотела увидеть Байкал (улыбается).  

- Я предположу, что и творческая свобода, которую могут вам предложить здесь, стала одной из главных причин вашего переезда. 
  
Кристина: - И это тоже. Сегодня ситуация с молодыми специалистами в Москве довольно сложная, выбиться очень трудно. Мне, например, в основном предлагали работать за бесплатно. Говорили: «Ну как, это же имиджевый проект». Все бы ничего, но ведь возникает и бытовой вопрос: «На что жить?» (улыбается). И тут как раз поступило предложение от Сергея Левицкого, а мы следили за его работой и примерно знали, как развивается театр в Улан-Удэ. Главное, знали, что и к творчеству здесь относятся достаточно свободно. 
 
Тадас: - Дело не совсем в творческой свободе, а сколько в возможностях, которые здесь дают. Тут очень хороший театр, и технически он оснащен прекрасно, и производственная часть налажена, а уж что говорить про команду. А еще в этом театре для меня настал момент, когда мне дают возможность поставить спектакль на большой сцене, а ведь часто бывает, что тебе, молодому режиссеру, подобный шанс не сразу предоставляют.
 
- Что в работе с нашим театром и его актерами удивило вас? Чего вы не ожидали?  

Тадас: - Мне кажется, к моменту моего приезда Сергей Левицкий сделал очень хорошую подготовительную работу с коллективом (улыбается). Не только актеры, но и все сотрудники театра очень гибкие, жизнерадостные, открытые – они готовы работать. Я этому очень удивлен. У меня есть опыт работы в государственных театрах Литвы, и, скажу вам откровенно, не везде встречалась такая команда. Здесь она волшебная. 
 
Кристина: - Я, признаюсь, ехала сюда немножко с депрессивными мыслями, потому что мой опыт работы говорил, что будет непросто. Знаете, есть такая шутка в театральных кругах, будто постановочная часть в театре нужна, чтобы убить идеи художника (улыбается). Мои опасения на этот раз оказались напрасными. Сейчас я искренне говорю, что влюблена в этот театр и рада здесь работать.  

- Вы не первый год работаете в сотрудничестве друг с другом. Скажите, что вас объединило? Только ли интерес к искусству?  

Кристина: - Мы с Тадасом познакомились, когда я училась в Школе-студии МХАТ. Часто пересекались друг с другом, а однажды он предложил мне поработать над новым проектом для учебного театра. Так и началось наше совместное сотрудничество – с интереса к искусству. А сейчас, наверное, не будем скрывать, нас связывает не только театр, но и любовь (улыбается). 
 
Тадас: - Когда мы стали вместе работать, я понял, что в Кристине есть те качества, которых у меня нет. Это было так интересно. Я читаю текст и вижу одно, а она совсем другое. И это не значило, что у нас разные мнения, просто художник мыслит образами, цветами, фактурами. Для меня это стало неожиданностью, и тут вдруг я осознал, насколько, оказывается, хороший художник может обогатить спектакль.
 
- Кристина, а вам что больше всего понравилось в Тадасе как в режиссере?  

Кристина: - Изначально в нашем сотрудничестве мне понравилось, что с Тадасом у нас происходит совместный творческий процесс. Бывает, режиссер приходит и говорит, что хочет что-то конкретное. С Тадасом не так, он всегда готов выслушать и твою точку зрения. И что еще важнее, мы стараемся не ограничивать друг друга и не ставим легких задач: если что-то получилось просто и сразу, значит, не все предусмотрели, нужно искать и другие пути реализации задуманного.  

- Творческий союз – это прекрасно, но когда вас связывают еще и личные отношения, в этом, наверное, есть свои сложности. Никогда не думали, что как творческим силам вам все-таки стоит разъединиться?  

Кристина: - Нет, никогда об этом не думали. А личные отношения, наоборот, помогают нам в нашей совместной работе. Мы доверяем друг другу, прислушиваемся. Конечно, творческие люди – люди с оголенными нервами, эмоциям тоже бывает место, но мы же любим друг друга (улыбается). 
 
- Поговорим о новой постановке «Пьяные» по одноименной пьесе Ивана Вырыпаева, которую вы представите 14 и 15 мая. Тадас, чем вас, как режиссера, данное произведение зацепило?  

Тадас: - В этой пьесе есть очень много хороших и смелых тем, про которых сегодня часто говорят и пишут. И вот Иван Вырыпаев не просто написал произведение о волнующих сегодня общество темах, но и посмотрел на них со своей стороны. У него свой взгляд на Бога, на любовь, на отношения между людьми. И что самое важное – он дает и свои ответы на заданные вопросы, причем в нескольких вариантах. Но и в этом случае вся философия автора говорит нам, что не нужно принимать его слова как истину в последней инстанции. Вырыпаев только провоцирует читателя, будто хочет сказать: «Не замыкайся в своих проблемах, посмотри на них с другой стороны!». 
Для меня эта пьеса однозначно больше, чем просто хорошее произведение. Это как иметь своего личного психолога. 
  
- Тем, кто не знаком с пьесой, наверняка сложно понять, почему она называется «Пьяные». Разъясните, пожалуйста.  

Тадас: - Самое главное, что нужно понять – ни в пьесе, ни в нашем спектакле речь не идет о пьяницах как таковых. Пьяные – некая метафора, намекающая не столько на физическое состояние героев, сколько на особенное состояние их души. Они пьяны от любви, от счастья, от новых возможностей.  
 
Кристина: - И в данном состоянии герои признаются себе в том, в чем в обыденной жизни никогда бы не признались. Я бы сказала, это пьеса о поиске своего пути в жизни. 

- Тадас, Кристина, какая тема из «Пьяных» для каждого из вас наиболее актуальна на сегодняшний день?  

Кристина: - Меня в этой пьесе не задевает сильно какая-то конкретная тема. Интересно мне больше другое – умение менять свои взгляды. Я человек, выросший в определенных шаблонах, и сейчас хотела бы сбить эти шаблоны, как собственно и предлагает Вырыпаев. Может, все в этой жизни и на самом деле по-другому, а не так, как мы привыкли считать? И вот своим приездом в Улан-Удэ, мне кажется, я сумела сломить один шаблон уж точно: москвичка приехала работать в Сибирь (смеется). 
 
Тадас: - Для меня в этой пьесе есть очень ярко выраженная тема движения. Она мне близка и понятна. Не нужно застревать на одном, нужно идти вперед, иначе жизнь станет болотом, а в болоте люди всегда застревают… Вырыпаев через свою пьесу словно говорит каждому из нас следующее: «Иди, делай, ищи, люби, не ври и… не бойся (прим. ред. – слово заменено на допустимый литературный вариант). Наверное, и я, в какой-то степени следуя этим заветам Вырыпаева, приехал в Улан-Удэ, потому что этот переезд для меня точно есть движение вперед.  
 
 
«ТВ-программа в Улан-Удэ», 11.05.2016

В ближайшее время спектакль не состоится, следите за афишей.