Театр им.Н.А.Бестужева приступил к работе

Опубликовано:
2020-07-22 14:56:00

10 июля коллектив Государственного русского драматического театра им.Н.А.Бестужева приступил к работе после летнего отпуска. Начались репетиции премьерного спектакля «Калека с острова Инишмаан» по пьесе Мартина Макдонаха, а также подготовка к проведению творческой лаборатории для детей и подростков «Территория РОСТа. Год пятый».

Русский драматический театр в связи с распространением коронавирусной инфекции в марте закрыл свои двери для зрителей, успев показать премьерный спектакль по мотивам романа Александра Пушкина «Онегин» в постановке московского режиссера Ивана Комарова. И в конце мая досрочно завершил 91-ый театральный сезон.

Артисты поддержали врачей

Весь период, когда длился режим самоизоляции, бестужевцы не сидели без дела. Они проводили прямые эфиры для зрителей, конкурсы и викторины в социальных сетях, открыли доступ к видеозаписям эскизов творческой лаборатории «Территория РОСТа» разных лет и спектакля «Дежавю». Приняли участие во всероссийской благотворительной эстафете журнала «Театр.» и БДТ им.Г.А.Товстоногова #помогиврачам, в ходе которой театры России собирали деньги для больниц и врачей – тех, кто сражается сейчас с COVID-19. Артисты поговорили с медицинскими работниками Улан-Удэ и записали на видео их личные, честные и проникновенные истории.

– За время пандемии я бросилась во все тяжкие (смеется). Я пересмотрела все фильмы Феллини, посмотрела много спектаклей: «Медея» Владислава Наставшева, «Чук и Гек» Александринского театра, постановки Гоголь-центра. В какой-то момент мне надоел онлайн-театр, я устала смотреть спектакли на видео по несколько часов в день. И сейчас не особо представляю театр в онлайн формате, потому что ни один театр не нашел форму, чтобы она была интересней, чем кино или чем блогерство, или что-то еще. Пока я не понимаю, как это можно сделать. Приняла участие в конкурсе «Новые грани» в Хабаровске, сделала свою работу на тему пандемии «После», брала интервью у врачей. Посвятила время себе, потому что был очень сложный сезон, мне показалось, что я себя потеряла. Я все время куда-то бежала, бежала, то проекты, то театральная школа, я сама ставила эскиз, победила в лаборатории, переехала в Улан-Удэ, здесь сразу «Онегин». И нужна была пауза, ситуация заставила остановиться и дала возможность подумать, поразмышлять, – говорит новая актриса театра Татьяна Ланец, сыгравшая Татьяну Ларину в спектакле по мотивам Пушкина.

– Без театра жилось, как не в своей тарелке. До сих пор не могу привыкнуть к другому темпу, так как до самоизоляции мы находились в непрерывной работе: репетиции до победного, тренинги, работа над ролью. А тут три месяца без этого, внутри все стучит, а в жизни ничего не происходит. Дисбаланс. Но мы не расслаблялись, с супругой, актрисой Кристиной Баженовой, все время что-то делали, участвовали в разных онлайн-проектах. Я, как поэт, – в мероприятиях Национальной библиотеки, в праздновании Дня Победы, написал стихотворение ко Дню медицинского работника. За это время многое переосмыслил, понял, как мало времени мы проводили всей семьей, встречались только по вечерам. А пандемия позволила побыть вместе с близкими, – говорит заслуженный артист Бурятии Александр Кузнецов.

Что будет дальше

10 июля бестужевцы приступили к работе после отпуска и начали подготовку к новому театральному сезону. Одной из его премьер станет спектакль «Калека с острова Инишмаан», который в связи с неблагополучной эпидемиологической обстановкой был перенесен на осень 2020 года.

Несколько дней назад в Улан-Удэ вновь прилетела постановочная команда – режиссер Антон Коваленко (Санкт-Петербург) и художник Анна Федорова (Москва) – и вместе с артистами приступила к работе над постановкой. Антон Коваленко руководил Камчатским театром драмы и комедии, а также Сахалинским театральным центром имени А.П. Чехова, поставил спектакли в театрах России, Эстонии и Латвии: в Мариинском театре, МХТ им.Чехова, Санкт-Петербургском театре им.Ленсовета и др. Анна Федорова, как художник-постановщик, выпустила спектакли в театрах Москвы, Санкт-Петербурга и других городах России, а также в Польше, Японии и Греции.

«Калека с острова Инишмаан» – это драма с элементами комедии современного ирландского автора, драматурга и кинорежиссёра Мартина Макдонаха. Он известен как сценарист и режиссер фильмов «Залечь на дно в Брюгге», «Семь психопатов», «Три билборда на границе Эббинга, Миссури».

Это история о жителях ирландского островка, отрезанного от большой земли. Среди них – тех, кто задавлен тяжелым бытом, грузом ответственности и беспросветности – живет калека Билли. Честный и открытый парень, которому посчастливилось поучаствовать в съемках в голливудском фильме.

– Главное действующее лицо – «господин «море». Оно – среда обитания для всех персонажей этой пьесы, единый мир, в котором сосуществуют все эти противоречивые герои. Оно их содержит в себе. Это все такой аттракцион, который нам постоянно дает новые состояния. И в то же время является зеркалом, которое отражает, эхом реагирует на все перипетии, которые происходят между теми, кто существует внутри этого мира, чутко отзывается, – рассказывает режиссер Антон Коваленко.

Театральное лето в разгаре

Также в августе стартует творческая лаборатория для детей и подростков «Территория РОСТа. Год пятый», которая традиционно проходит при поддержке Правительства Бурятии и Министерства культуры Республики Бурятия. Этот проект театра Бестужева тоже должен был состояться в апреле, но перенесен на более поздний срок и пройдет в закрытом режиме без участия зрителей.

На этот раз «Территория РОСТа» будет посвящена бэби-театру, набирающему сегодня популярность. Его особенность в том, что зрителями становятся дети от 0 до 3-4 лет, которые в силу возраста не могут посещать постановки большой формы.

Беби-спектакли поставлены таким образом, что рассчитаны на уровень восприятия ребенка, когда учитываются его психические и возрастные особенности. На первый план здесь выходит не сюжет, а изобразительно-выразительные средства: музыка, движения, запахи, направленные на развитие сенсорики малыша и приобретение им нового опыта.

Для участия в лаборатории в Бурятию прилетит Алмаз Садриев, режиссер, практический психолог, руководитель независимого театра «Small Art» в Казани, который много лет ставит по всей России беби-спектакли. А также создательницы санкт-петербургского беби-театра «Пуговица» Ирина Амосова и Ольга Боброва. Они проведут для артистов мастер-класс и научат их взаимодействовать с самыми маленькими зрителями. Уже по традиции в результате работы творческой лаборатории «Территория РОСТа» репертуар Малой сцены пополнится новыми спектаклями.

– В чём особенность беби-спектаклей? Это уникальная аудитория. Это малыши, которым не усидеть целый час на кресле в амфитеатре в отрыве от происходящего. Это маленькие исследователи, которым в этом возрасте все интересно, для которых нет границ, и они хотят все на свете попробовать самостоятельно! Не созерцать, а творить! Именно этим обусловлен особый формат бэби-сцена. Спектакли камерные. Там максимум 50 мест для детей и родителей, которые сидят в обнимку друг с другом. Нет подъёма сцены, всё должно быть на уровне глаз ребёнка, который сидит на подушке. В самом спектакле минимум конфликтов. Беби-спектакль рождается в процессе работы актёров, режиссёров и зрителей. Зритель здесь полноправный участник происходящего: актеры предлагают пощупать реквизит, выполнить какие-то несложные действия, пообщаться. Для артистов – это хороший опыт погрузиться в незнакомый для них жанр.  При кажущейся легкости работы с беби-театром есть свои нюансы и сложности. Думаю, что нас ждет очень интересный период, – говорит заведующая литературно-драматургической частью Лилия Маркина.

Сейчас в театре идут репетиции нового спектакля, репетиции репертуарных постановок. Артисты долгое время не работали, не выходили на сцену, им необходимо войти в рабочую форму, восстановить в памяти репертуар. В планах – в сентябре открытие 92-го театрального сезона премьерным спектаклем «Калека с острова Инишмаан», участие в II фестивале театров Дальнего Востока в Хабаровске со спектаклем «Наводнение», обменные «Большие гастроли» с Кировом. Однако, как говорят бестужевцы, сейчас трудно что-то сказать наперед. Пока под большим вопросом проведение спектаклей для детей и школьников в сезоне, так как массовые мероприятия для детей будут под запретом до конца года. В Бурятии ограничительный режим продлен до 31 июля, поэтому и работникам театра, и зрителям остается только ждать дальнейшего развития ситуации и решений Роспотребнадзора.

 

Ольга Степаненко, «Молодежь Бурятии», 22.07.2020

В ближайшее время спектакль не состоится, следите за афишей.