Театр во времена пандемии. Как изменилась жизнь Русского театра драмы в Улан-Удэ

Опубликовано:
2020-07-21 11:02:00

«Бестужевцы» поделились, как живут в новых условиях.

Новый вирус изменил привычное течение жизни. Среди прочего свои двери закрыли театры. Корреспондент tvoidv.ru встретился с сотрудниками Русского драматического театра в Улан-Удэ и узнал, как в новых условиях живут актеры.

Спектакли, фильмы и концерты отменили. В марте театры вынужденно закрыли двери для зрителей и досрочно завершили театральный сезон. Русский драматический театр Улан-Удэ им. Бестужева успел показать премьеру «Онегин» по мотивам романа в стихах Александра Пушкина и, как все, ушел на самоизоляцию.

ОНЛАЙН ЛИ?

В этот непростой период многие театры по-новому осваивали интернет-пространство: ведущие театральные коллективы организовывали трансляции и выкладывали записи своих спектаклей. Театр Бестужева опубликовал для просмотра документальный спектакль «Дежавю» и эскизы, созданные в рамках творческой лаборатории для детей и подростков «Территория РОСТа» разных лет.

 «По ряду причин мы не могли публиковать записи наших спектаклей. Это связано и с авторскими правами, и с порой некачественной записью и с, безусловно, нашей принципиальной позицией, что театр – это живая коммуникация. Однако необходимо было поддерживать контакт со зрителями, с нашими поклонниками, которым очень не хватало в это время театра и наших спектаклей. Поэтому мы проводили разного рода конкурсы и викторины в социальных сетях, прямые эфиры в инстаграм, где зрители могли общаться со своими любимыми артистами, опубликовали спектакль «Дежавю», показали на одном из телеканалов «Фронтовичку» ко Дню Победы», – говорит PR-менеджер Юлия Федосова.

ЖИЗНЬ В СЕТИ

Также театр предлагал прослушать лекции театральных критиков в рамках «Театрального лектория». Этот проект – своеобразная «школа для зрителя». В проекте предлагали узнать, что сегодня эксперты вкладывают в понятие «современное театральное искусство», какие знания и опыт помогут его понять и принять, чего ожидают зритель и что он получает на выходе.

Еще бестужевцы сделали большой онлайн-проект для детей – «Театральные каникулы». Артисты читали детскую книгу «Вафельное сердце» молодой норвежской писательницы Марии Парр, рассказывали любимые сказки. Кстати, не менее интересным получился бекстейдж этих записей, его опубликовала в соцсетях фотограф театра Александра Данилова.

НОВЫЙ ТЕМП ЖИЗНИ

По словам актрисы Татьяны Ланец, пандемия заставила иначе взглянуть на жизнь. На самоизоляции девушка пересматривала фильмы Феллини и современные театральные постановки. Однако и это наскучило.

«В какой-то момент мне надоел онлайн-театр, я устала смотреть спектакли на видео по несколько часов в день. И сейчас не особо представляю театр в онлайн формате, потому что ни один театр не нашел форму, чтобы она была интересней, чем кино или чем блогерство, или что-то еще. Пока я не понимаю, как это можно сделать. Приняла участие в конкурсе «Новые грани» в Хабаровске, сделала свою работу на тему пандемии «После», брала интервью у врачей. Посвятила время себе, потому что был очень сложный сезон, мне показалось, что я себя потеряла. Я все время куда-то бежала, бежала, то проекты, то театральная школа, я сама ставила эскиз, победила в лаборатории, переехала в Улан-Удэ, здесь сразу «Онегин». И нужна была пауза, ситуация заставила остановиться и дала возможность подумать, поразмышлять. Я по-другому стала относиться к вещам. За время пандемии, когда нам не нужно было выходить на улицу и красоваться в новой одежде, я подумала, зачем мне столько вещей. Половина из того, что у меня есть, мне не нужно. Я по-другому стала относиться к людям. Много моих знакомых переболели ковидом, и ты понимаешь, насколько хрупка эта жизнь, что нужно ценить, беречь друг друга, звонить чаще», - поделилась Татьяна.

Заслуженный артист Бурятии Александр Кузнецов рассказал, что без театра ему жилось как не в своей тарелке. К тому же, до самоизоляции труппа жила в совершенно другом темпе: репетиции с утра до вечера, тренинги, работа над ролью.

«Но мы не расслабляемся, мы с супругой, актрисой Кристиной Баженовой, все время что-то делали, участвовали в разных онлайн-проектах, я, как поэт, в мероприятиях Национальной библиотеки, в праздновании Дня Победы, написал стихотворение для Дня медицинского работника. За это время многое переосмыслил. Я понял, как мало мы времени мы проводили вместе, всей семьей, что встречались только по вечерам, после всех дел. И пандемия позволила побыть вместе с родными. Наша семья стала от этого крепче», - считает актер.

БЫТ И ПРАЗДНИКИ

Для многих время самоизоляции стало коктейлем из приятных и грустных моментов. Один из актеров театра, Владимир Барташевич, сломал ногу, поэтому самоизоляция у него совпала с лечением и восстановлением.

«У меня маленький сын, еще грудной ребенок, поэтому нянчился с ним, сломал ногу, лежал в больнице. В общем, нескучная самоизоляция. Без театра долго находиться сложно, скучно, это влияет на твое физическое и моральное самочувствие. А выходить на работу после карантина еще сложнее. Самоизоляция показала истинное лицо некоторых людей: многие показали себя черствыми, злыми, алчными, этот режим выпятил, как будто, все самые нехорошие качества, я это ощущаю», - рассказал Владимир.

Праздниками для актерского состава стали небольшие выступления на мероприятиях к 9 мая и Дню медицинского работника. Сотрудники театра называют такие моменты «отдушинами», когда они могли выступить в привычной для себя роли – роли артистов.

«Мы общались со зрителями в прямом эфире, когда нас приглашали принять участие в онлайн-концертах на День Победы и День медицинского работника. И ты наряжаешься, красишься, знаешь, что сейчас выйдешь на сцену. И пусть она маленькая, а вместе зрителей на тебя смотрят камеры, но внутренне ликуешь, просто праздник», - призналась актриса Елизавета Михайлова.

Театр Бестужева даже принял участие в онлайн-программе XXVII Псковского Пушкинского театрального фестиваля со спектаклем Сергея Левицкого «Наводнение» (16+) на основе рассказа Евгения Замятина.

ЖИВОЙ ОРГАНИЗМ

10 июля коллектив театра приступил к работе после летнего отпуска. Сцена ожила, начались репетиции премьерного спектакля «Калека с острова Инишмаан» по пьесе Мартина Макдонаха, а также подготовка к проведению творческой лаборатории для детей и подростков «Территория РОСТа. Год пятый». В Улан-Удэ вновь прилетела постановочная команда – режиссер Антон Коваленко из Санкт-Петербурга и художник Анна Федорова из Москвы. Вместе с артистами они приступили к работе над постановкой. Однако каким будет этот сезон, пока говорить сложно.

И всё же в театре ждут настоящего выступления, потому что никакие онлайн-проекты не могут заменить общения со зрителями. PR-менеджер Юлия Федосова уверена: театр – это живая коммуникация.

«Здесь живой человек-зритель встречается с живым человеком-актером, это обмен энергией между ними, взаимовлияние. Театр – это всегда непредсказуемое событие, всё происходит здесь и сейчас. Одно из главных понятий в театре – это присутствие, которое с трудом поддается медийному опосредованию. Получить опыт, полностью эквивалентный театральному, при просмотре трансляции почти невозможно. Поэтому, надеемся, что вскоре театр вновь распахнет свои двери для зрителей», – говорит Юлия.

 

Марина Пантаева, «Твой Дальний Восток», 21.07.2020

В ближайшее время спектакль не состоится, следите за афишей.