В ПОИСКАХ ДЮ СОЛЕЙ

Опубликовано:
2019-06-28 12:23:00

Театр русской драмы имени Бестужева в Улан-Удэ закрыл свой юбилейный, 90-й, сезон громкой премьерой в новом для себя жанре. Режиссер Сергей Левицкий и хореограф Игорь Григурко поставили «Сказку странствий» по сценарию Александра Митты как яркое пластическое шоу с элементами цирка.

Поскольку в столице Бурятии нет своего театра юного зрителя, а для детей работает лишь один театр кукол «Ульгэр», то для тинейджеров, которые играют в Mineсraft и смотрят новых «Мстителей», театру просто нечего предложить. И вырастая из детских сказок, они быстро забывают туда дорогу. В последнее время Театр Бестужева взял на себя миссию по строительству мостика между детским и взрослым театром. По итогам лаборатории «Территория РОСТа» в его репертуаре появились современные пьесы для подростков: «Ганди молчал по субботам» Анастасии Букреевой, «Вдох-выдох» Юлии Тупикиной, «Макаки, пицца и деконструкция» Ирины Васьковской и Дарьи Уткиной, «Наташина мечта» Ярославы Пулинович. Вместе с ними в театр пошел и новый, молодой зритель. Но Сергей Левицкий решил на этом не останавливаться и создать проект для широкой семейной аудитории, который будет одинаково интересен и взрослым, и детям.

Для этого выбрали не избитый сюжет, а нашли пьесу Александра Митты, переработанную из сценария к его фильму «Сказка странствий» 1983 года с Андреем Мироновым в главной роли. Она собрала множество бродячих мотивов и получилась довольно путаной и громоздкой. Отчасти это парафраз истории Герды и Кая: девочка Марта отправляется на поиски похищенного разбойниками брата Мая, имеющего удивительную способность притягивать золото, встречает бродячего ученого и изобретателя Орландо, вместе они оказываются в райской стране, расположенной на спине дракона, попадают в шторм, потом чудом избегают тюрьмы, спасают город от чумы, ну и так далее…

Сергей Левицкий сократил многостраничную пьесу до минимума и решил пересказать всю историю средствами пластического и визуального театра. Создатели явно вдохновлялись примером Красноярского ТЮЗа и феериями Романа Феодори и Даниила Ахмедова, пытаясь создать нечто столь же яркое и эффектное. Дуэт постановщиков из Петербурга — художница Ольга Горячева и хореограф Игорь Григурко — придумали для спектакля ряд зрелищных сцен и трюков, а Наталия Гара из Северска создала сказочный свет. В котел с волшебным сценическим зельем пошло все: и завораживающие полеты на искусственных крыльях, и куклы волков, как в бродвейском мюзикле «Король Лев», и сюрреалистические персонажи с шарами вместо голов, и компьютерная анимация, и многое другое.

От переизбытка выразительных средств в спектакле порой случается стилистический разнобой: например, эпизод с дракой в таверне а-ля вестерн про Дикий Запад соседствует с мрачной готической картиной охваченного чумой города в совершенно другой эстетике, вдохновленной образами европейского Средневековья.

Помимо всего прочего в постановку введены и элементы цирка. Героические артисты драмы за месяц репетиций освоили не только танец, но и трапецию, ходули, джамперы, жонглирование, ролики и паркур. Не обошлось без травм, но апгрейд профессиональных компетенций явно случился мощный. Пластические сцены тут чередуются с остроумно придуманными интермедиями, призванными немного сбить пафос и вызвать живую реакцию зала. Правда, в череде шоу-номеров порой теряется нить действия, тем более что ведущий повествование рассказчик крайне лаконичен. Да и главным героям остается совсем мало пространства для игры, так что их взаимоотношения остаются весьма схематичными, а внутренняя жизнь и вовсе теряется, хотя в фильме каждый из них проходит свой путь соблазнов и испытаний.

Сергей Левицкий — человек современной культуры и ориентируется скорее не на жанр советской киносказки, а на образцы зарубежного артхаусного или массового кино. Он уже ставил «Анатэму» в стиле хорроров Хичкока или «Ричарда III» в духе Тарантино и Гая Ричи, а здесь воспользовался канонами жанра фэнтези, где должны быть и новые миры, и магия, и сцены сражений, и спецэффекты. Он, как и Юрий Бутусов, насыщает действие плотным саундтреком из мировых хитов от Армстронга до Суми Йо. Ученый Орландо в исполнении Александра Кузнецова тут больше похож не на бродячего философа и поэта, порой смешного и нелепого, каким его играл Андрей Миронов, а на героя боевика — эдакого безупречного Брюса Уиллиса в косухе и бандане, готового дать отпор злу с помощью кулаков за неимением джедайского меча. При этом он оказывается носителем философии New Age и рассматривает человека как микромодель мира, где государства и континенты должны жить в согласии друг с другом так же, как наши органы, правое и левое легкое. Жаль, что этот красивый инсайт звучит примерно в середине спектакля и к концу уже забывается.

Здесь вообще много эффектных, но несколько сумбурных и не продуманных сцен. Финал, где повзрослевший Май притягивает к себе все награбленное золото и разрушает дворец, очень выразителен, но в нем совершенно теряется главная мысль пьесы: о том, что самый сильный талант — это не способность добывать драгметаллы, и даже не гений великого изобретателя, а любящее и смелое сердце.

Впрочем, публику, завороженную чудесными картинами в духе Цирка дю Солей, проблемы драматургии нисколько не смущали. Когда на сцене вырастала фигура огромного чудовища — Чумы, взрослые забывали про возраст и изумленно ахали. А потом вместе с детьми хохотали над клоунскими репризами или наслаждались динамичными экшн-эпизодами. Так что поставленную задачу — создать шоу-спектакль для всей семьи — авторы выполнили. И для театра это новый рубеж и новый масштаб — такого здесь еще не делали. Вот только на воплощение в жизнь эффектного зрелища ушло столько времени и сил, что их не хватило на внутреннее содержание. Но Сергей Левицкий на премьере обещал довести постановку до ума и в начале следующего сезона представить уже полностью готовый вариант.

 

Марина Шимадина, «Петербургский театральный журнал», 28.06.2019

В ближайшее время спектакль не состоится, следите за афишей.