Владимир Барташевич: «Я никогда не дружил с Пушкиным»

Опубликовано:
2020-03-04 20:03:00

Владимир Барташевич: «Театр – это бесконечная работа на всю жизнь»

Владимир Барташевич – один из самых узнаваемых артистов театра им.Н.А.Бестужева, который обрел популярность не только в театре, но и в бурятском кино. Театралы знают его по ролям: Ричарда III в одноименном спектакле, Лопахина в «Вишневом саде», Матвея во «Фронтовичке», Аполлона Мурзавецкого в «Волках и овцах», Раскольникова в «Преступлении и наказании», Расплюева в «Смерти Тарелкина». Кто-то наоборот узнает в нем парня, открывающего буузную в фильме «Буузы», или помощника «Головара». А кто-то – вокалиста и гитариста из «Дари»: пару лет назад артист вместе с другими актерами и музыкантами основал группу.

Владимир Барташевич родился в городе Самарканд в Узбекистане, там же окончил школу. После через «Русский центр, который организовывал поступление в российские вузы, поступил в академию культуры, в Улан-Удэ. Как сам признается, поехал вслед за большой любовью, собирался поступать Московский институт русского языка и литературы, но попал в Бурятию, где заразился театром. Учился у известного режиссера и педагога Анатолия Баскакова, работал в Молодежном театре.

В 2011 был приглашен в Русский драмтеатр. За 9 лет, что Владимир Барташевич служит здесь, успел сыграть около 40 ролей взрослого и детского репертуара. И зачастую это были сложные, неоднозначные, многоплановые образы, в которых проявлялся его драматический и комедийный талант. И сейчас вновь большая роль хрестоматийного персонажа русской литературы – Евгения Онегина в одноименном спектакле, который Русский драмтеатр представит 20, 21 и 22 марта. Но какой Онегин в исполнении Владимира Барташевича, как проходит подготовка к премьере, какие роли в своей жизни артист отводит кино и музыке, мы решили спросить у него лично.

– Владимир, была ли у вас мечта сыграть Онегина?

– Нет, никогда. Более того, я никогда не дружил с Пушкиным, не понимал всеобщего ликования по поводу солнца русской поэзии, может, в силу того, что не понимал, не дорос, может, потому, что не интересно преподавали и заставляли зубрить. И сейчас рад, что заново открыл для себя Александра Сергеевича. Когда мы начали работать над спектаклем, то много читали про то, как создавался роман, в каком контексте, в каких исторических реалиях, кто такой был Пушкин, какие у него были отношения с его окружением, кого он высмеивал в романе, а кем восхищался, узнали много новых и интересных фактов, которые по-другому раскрывают произведение, заставляют тебя расти и уважать автора. Например, «мух давил» не про насекомых, а про маленькие рюмки и означает, что дядя Онегина выпивал. Очень интересно и азартно расшифровывать роман. Пушкин писал его семь лет, и для его слушателей это был практически сериал, каждая глава, как новый сезон. И когда автор читал новую главу, люди дико хохотали. А почему-то в школе нам дают его, как любовную историю, письма, отказ, бронзовая классика. А это очень актуальная вещь, Пушкин был крутой психолог, он прекрасно понимал психологию женщин, своего героя. Мы нашли в романе пространство нелюбви, и теперь в нем ищем любовь.

– Что почувствовали, когда вам сказали, что будете заняты в премьере по Пушкину?

– Я подумал, только бы не рассказчик, и не потому, что это скучная роль, там есть что играть, просто огромное количество текста. Потом, когда сказали, что Онегин, подумал: «Ну, ок, Онегин, так Онегин», не было желания именно его сыграть или Ленского. Но наш спектакль будет отличаться от того «Евгения Онегина», к которому привыкли зрители в традиционном театре. И сейчас эта роль, с которой интересно разбираться. Режиссеру Ивану Комарову важно понять, что было за пределами романа, что случилось с героем в детстве, что он вырос таким холодным, эгоистичным, как он жил и живет в этом состоянии нелюбви. Я никогда не задумывался, что в романе нет ни слова о матери Онегина, отец показан парой фраз. И для нас этот роман – возможность заглянуть в бездну, скрытую в душе героя, найти в нем то, что близко современному зрителю. Поразмышлять о его судьбе и попробовать отыскать ответ на вопрос: «Почему он такой?» По три часа проводящий у зеркала, соблазняющий чужих жен, повеса, бездельник. Кто он: скучающий аристократ или не повзрослевший ребенок, не знающий любви? Не получивший ее от деспотичного и властного отца.

– Таким будет ваш Онегин?

– Он однозначно будет интересным, глубоким. Он мне близок, состоянием души, наверное, глубиной переживаний. Наш спектакль не столько про Онегина, сколько про людей с душевными травмами, идущими из детства, таким был и Ричард. Работая с Пушкиным, мы попытались разобраться в поведении персонажей с точки зрения психологии и даже психотерапии, почему они так себя ведут, что ими движет, попытались оправдать и понять их. Но при этом Пушкин остался. Это история внутри истории.

– Вам больше нравятся положительные или отрицательные персонажи?

– А у меня нет отрицательных. Они все хорошие ребята, сложные. Разве Ричард отрицательный? Нет. Лопахин – тоже нет. Актер должен быть адвокатом своей роли. Если тебе скажут играть сатану, ты же не будешь играть картонное зло, ты в любом случае будешь рассказывать историю, искать мотивы, пытаться понять, найти причинно-следственную связь. Единственный отрицательный персонаж – Леший в «Царевне-лягушке» (смеется).

– Фильм с вашим участием «Головар» набрал 11 миллионов просмотров, готовится к выходу «Золото империи». Для вас кино – хобби, работа или дополнительный заработок?

– Я стараюсь ответственно подходить к работе и в кино, и в театре, это моя профессия. Но мне сложно себя оценивать, я не могу смотреть на себя. Фильм «Буузы» смотрел, а вот «Головара» нет. Мне тяжело. Я бы сцены с собой переснял, этот актер, которого я вижу, меня не устраивает, я бы заменил его на другого. Но это не кокетство, я стараюсь выкладываться на 100%, но смотреть на себя не могу. Хотя я бы хотел продолжить осваивать кинопространство, мне интересен этот мир. Я не скажу, что в театре я достиг своего потолка и мне нужна новая ступенька. Нет, театр – это бесконечная работа на всю жизнь, здесь нет предела, ты постоянно учишься, держишь себя в тонусе, ты обязан и должен развиваться. Если ты остановился, пиши пропало. Но мир кино мне интересен, любопытно, как работает этот механизм, как он устроен, я бы хотел попробовать что-то сыграть.

– Вы не только актер, но и музыкант, группа «Дари» довольно уверено о себе заявила.

– Я не профессиональный музыкант, а вот желание заниматься музыкой было всегда. В позапрошлом году мы создали группу «Дари», в которую помимо меня входят артисты Аюр Доржиев и Иван Бузунов, а также музыканты Олег Соболев, Семен Крайнов, Роман Черных и Михаил Пластинин. Мы играем легкий акустический рок с элементами джаза, рэгги, этники и транса. Записали несколько песен, пишем альбом. К сожалению, все упирается во время, которого не хватает. Мы плотно заняты в театре, репертуар большой, у нас теперь даже басист работает в театре звукорежиссером. Но уже два года подряд принимаем участие в «Голосе кочевников», в разных концертах, прошли в финал конкурса эстрадной песни «Белый месяц» в прошлом году, а также в финал конкурса URockMM2019, но опять же из-за нехватки времени не смогли продолжить борьбу в столице.

– Как удается совмещать три больших направления: театр, кино, музыка?

– С трудом. Я бы не смог одно бросить ради другого. Я не могу уйти из театра, во многих спектаклях я в составах не играю, и если уйду, то спектакли «полетят», и театру будет тяжело. Кино – это по большей части свободное от театра время – летний отпуск. А музыка... музыкой в любую возможную минуту стараюсь заниматься.

– Вас узнают на улице?

– Бывает. Кто-то говорит, что подписаны на нашу группу «Дари», кто-то спрашивает, где моя буузная. Есть зрители, которые думают, что я реально хотел буузную открыть, кто-то кричит: «О, головар!» Иногда по глазам узнаю, что узнали, улыбаются, просят сфотографироваться.

– Немного о личном. Позвольте поздравить вас с рождением сына! Что изменилось в связи с новым статусом?

– Я еще больше поседел. Не так давно подумал, что жизнь – это набор эмоций, ты запоминаешь именно их. Первый поцелуй, драка в школьном дворе, этот адреналин. Актеры так устроены, что в любой даже самой сложной ситуации внутри раздается голос: «Запоминай это», у тебя трагедия, ты плачешь, не спишь ночами, и хочется задушить этот голос, но все равно запоминаешь. Рождение ребенка – это набор разных эмоций и чувств: от эйфории до панического страха. Так много мыслей, вопросов, от бытовых, которые нужно решать сейчас, до глобальных, как воспитать, как обезопасить, как дать хорошее образование. Это такой космос, когда внутри женщины растет маленький человек, когда ручки, ножки толкают живот. Мужчинам никогда не представить, каково это, женщины – героини.

– В преддверии 8 марта что бы вы пожелали женщинам?

– Дорогие женщины, мамы, бабушки, девушки, девочки, вы наша самая большая ценность, я желаю вам улыбок, добра, путешествий, и чтобы каждый день приносил положительные эмоции и открытия! Мужчины, берегите своих женщин!

 

«ТВ-программа», 04.03.2020

В ближайшее время спектакль не состоится, следите за афишей.