Памяти Андрея Штейнера

Опубликовано:
2020-11-22 18:25:00

20 ноября 2020 года после продолжительной болезни ушел из жизни Андрей Иванович Штейнер, главный режиссер Государственного русского драматического театра имени Н.А. Бестужева, с чьим именем связан небольшой, но яркий этап жизни коллектива, относящийся к периоду зрелости в истории театра.

Его не стало в 57 лет! Он пережил всего на два месяца своего мастера – Михаила Борисовича Борисова, заслуженного деятеля искусств Российской Федерации, профессора и заведующего кафедрой режиссуры Театрального института им. Б.Щукина.

В конце 90-х годов он приехал работать в Улан-Удэ из Иркутска, где почему-то отношения с театрами не сложились ни тогда, ни позднее. Попал в театр в сложный период, когда в театре официально не было директора – пригласившая его Людмила Николаевна Намсараева к тому моменту покинула пост, перейдя в Бурятский государственный академический театр оперы и балета, а Петр Григорьевич Степанов будет назначен два месяца спустя.

Негладко все начиналось в коллективе, предложенная к постановке пьеса Горького «На дне» вызвала в труппе противоречивые толки, большинство противилось такому решению. На то были причины, но в марте 1999 года премьера состоялась. Спектакль прожил в репертуаре 20 лет, входил в программу Малой академии театрального искусства для старшеклассников. Только в нынешнем театральном сезоне Художественный совет театра вынужден был снять с проката притчу «На дне». Нелегкое было решение. В связи с отъездом заслуженного артиста Бурятии Владимира Перевалова, который на протяжении всех лет выходил на сцену в образе Луки, а также по болезни других исполнителей восстановить спектакль оказалось невозможно.

Первая постановка в бестужевском была своеобразным трамплином и проверкой на прочность режиссера во взаимоотношениях с коллективом. Любовь пришла не сразу, однако доверие появилось. «На дне» номинировался на Госпремию России.

Эта постановка Штейнера стала визитной карточкой, выезжала на гастроли, принимала участие в юбилее театра им.Охлопкова в Иркутске в октябре 2000-го года, и следом – на международном фестивале Русских театров в Йошкар-Оле.

Этот легендарный спектакль, как и еще 7 достойных постановок, рождались совместно с главным художником театра, заслуженным деятелем искусств РСФСР Вадимом Бройко: «Эти свободные бабочки» Л.Герша, «Маленькие трагедии»А.Пушкина, «Здесь живут люди» А.Фугарда, «Семейный портрет с дензнаками» С.Лобозерова, «Дядюшкин сон» Ф.Достоевского, «Поди туда – не знаю куда, Принеси то – не знаю что» А.Толстого, «Восемь любящих женщин» Р.Тома.

– Это режиссёр от Бога, ученик талантливого педагога-щукинца Михаила Борисова, – вспоминает Вадим Михайлович Бройко, – Мне с ним было очень комфортно, наверное, еще и потому, что я тоже воспитанник Вахтанговской школы, где убеждены, что спектакль должен быть праздником, зрелищем. Мой лозунг, который я все время повторял своим студентам: «Когда художник совпадает с режиссером, то пластика пространства перерастает в пластику мизансцены. Вот это очень важно! И у нас со Штейнером это получалось.

В 90-х в театрах республики не было института художественного руководства, в штатном расписании значились две единицы – режиссер и главный режиссер, который, кстати, по сути, выполнял миссию художественного руководителя и отвечал за всю художественную политику театра. Почти пять лет Штейнер был творческим лидером Русского драматического театра – до апреля 2003 года. Небольшой отрезок времени, а сделано-то, если вдуматься, очень много: гастроли, которые осуществляли раньше без федеральной поддержки – в Хабаровск, Иркутск, Читу, Абакан; фестивали – дважды в Иркутске, в Омске, в Йошкар-Оле; открыта Русская актерская студия для пополнения штата молодыми силами и осуществлен набор (кстати, некоторые выпускники работают в труппе до сих пор). Наконец, поставлено 10 спектаклей, остальные пять он поставит позже, когда будет приезжать уже в качестве приглашенного режиссера. К сожалению, он сам ушел из театра по семейным обстоятельствам. И об этом, для всех внезапном, неожиданном решении, которое тогда не понимал никто, и не простили, похоже, он жалел до последнего. Да, он продолжал работать режиссёром во многих городах России где-то успешно, где- то – не очень, но это были чужие театры, чужие артисты. Нет, не совсем так, для Штейнера всегда артисты были родными, несмотря на то, где бы он ни ставил. Такое у него было свойство – влюбляться в тех, с кем работает, иначе не мог.

– Труженик и пахарь, упорный, кропотливый режиссёр, «сибирский немец», – вспоминает художественный руководитель Молодежного театра, заслуженный деятель искусств России Анатолий Баскаков, – по-человечески очень порядочный, не интриган, "невыпендрежник". Очень работоспособный. Мы с ним всегда находили общий язык. Есть люди, к которым нужно искать очень сложные пути подхода, а с ним было всегда просто.

Он был человеком театра, вся его судьба – служение театру, как бы затерто это ни звучало.

Два месяца назад Андрей Иванович звонил, делился планами о новых постановках, собираясь жить, и оптимистично думая о будущем. Спектакли его продолжают жить в разных городах России. В репертуаре бестужевского осталась сказка в его постановке «Про Емелю, или по щучьему велению» по произведению Елизаветы Тараховской. Два года назад его «Маленькие трагедии» А.Пушкина, поставленные в 2000 г., стали предметом обсуждения на международной конференции, посвященной творчеству классика. В сентябре этого года о спектакле Андрея Штейнера «Благословите светлый час» Л.Проталина рассказали на Михайловских Пушкинских чтениях.

Тематика спектакля оказалась созвучной конференции «...во славу Руси ратной...». Событие это посвящалось очередной, 196-й годовщине приезда А. С. Пушкина в северную ссылку. В программу были включены воспоминания ратных подвигов русского народа, которые проходили на разных этапах истории, в письменных источниках, военных мемуарах и документальных свидетельствах, отечественных литераторов, а также рассказы о беспримерном героизме наших предков, отцов и дедов, внесших неоценимый вклад в Великую Победу над фашистской Германией 75 лет назад.

Елена Мироновна Дележа, кандидат искусствоведения, профессор кафедры режиссуры мультимедиа и анимации Санкт-Петербургского государственного института кино и телевидения (Санкт-Петербург) включила в свой доклад рассказ о спектакле театра из города Улан-Удэ. Интерес автора доклада во многом обусловлен тем, что Елена Мироновна проживала в свое время в Улан-Удэ, работала в Восточно-Сибирском государственном институте культуры и сотрудничала плодотворно с русским театром имени Н.А. Бестужева в качестве консультанта. В числе участников конференции были историки, филологи, музейщики, культурологи, искусствоведы. Живые отклики на выступления коллег и возникавшие дискуссии между участниками и слушателями продемонстрировали большой интерес к обсуждаемым темам, их значимость и актуальность.

Дорогой Андрей Иванович! Скорбим и помним Вас.

 

 

Заведующая литературно-драматургической частью Лилия Маркина

В ближайшее время спектакль не состоится, следите за афишей.